12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лавлинских Елена Григорьевна361 Россия, Магаданская обл., п. Омсукчан |
Рабочая программа кружка «Этика: азбука добра»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Омсукчан»
Рабочая программа
кружка
«Этика: азбука добра»
Направление: общекультурное
для 1- 4 класса
Педагог: Лавлинских Елена Григорьевна,
учитель начальных классов
(высшая квалификационная категория)
2019 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с планируемыми результатами начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания кружка. Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как сти
89
мул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (без- нравственных) действий.
Возраст детей и сроки реализации. Программа «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан для детей 6,5 – 11 лет на 33 ч в первом классе и 34 ч во 2-4 классах: 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 135 ч.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Формы и методы работы
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
— личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
— стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; — развивающие нравственное сознание;
— активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание кружка ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Учебно-тематическое планирование, 1 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
Школьный этикет, 4ч | ||
1 | Мы пришли на урок. | 1 |
2 | Зачем нужны перемены? | 1 |
3 | Мы в школьной столовой. | 1 |
4 | Я самостоятельный | 1 |
Правила общения, 8 ч | ||
5 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 1 |
6 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 |
7 | Дружба каждому нужна | 1 |
8 | Мой учитель. | 1 |
9 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 |
10 | Моя семья. | 1 |
11 | О тактичном и бестактном поведении | 1 |
12 | Путешествие по городу Вежливости | 1 |
О трудолюбии, 5 ч | ||
13 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 |
14 | Как быть прилежным и старательным | 1 |
15 | О лени и лентяях | 1 |
16 | Как мы трудимся: в школе и дома.
| 1 |
17 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | 1 |
Культура внешнего вида, 2 ч | ||
18 | Основные правила Мойдодыра | 1 |
19 | Каждой вещи свое место | 1 |
Внешкольный этикет, 5 ч | ||
20 | Правила поведения на улице, в транспорте. | 1 |
21 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 |
22 | Правила поведения в общественных местах | 1 |
23
| Пожилые люди рядом с нами | 1 |
24 | Правила хорошего тона | 1 |
Настроение – не пустяк, 9 ч | ||
25 | Мое настроение | 1 |
26 | Что меня радует? | 1 |
27 | Что меня удивляет? | 1 |
28 | Чего я боюсь? Мои страхи. | 1 |
29 | Когда я злюсь | 1 |
30 | Когда мне стыдно. | 1 |
31 | Чем я восхищаюсь? | 1 |
32 | Когда я волнуюсь. | 1 |
33 | Что я люблю. | 1 |
| Всего | 33 ч |
Учебно-тематическое планирование, 2 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
Школьный этикет, 4ч | ||
1 | Дисциплина в школе и классе. | 1 |
2 | В библиотеке: люби книгу. | 1 |
3 | Книга – твой друг | 1 |
4 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 |
Правила общения, 8 ч | ||
5 | Сопереживание, помощь друзьям. | 1 |
6 | Дал слово — держи его. | 1 |
7 | Диалоги со сверстниками | 1 |
8 | О дурных словах и словах-сорняках | 1 |
9 | Обман и его последствия | 1 |
10 | Дружба каждому нужна | 1 |
11 | Умей сказать драке «нет»! | 1 |
12 | О жадности и жадинах | 1 |
О трудолюбии, 5 ч | ||
13 | Учусь всё делать сам. | 1 |
14 | Взаимопомощь дома и в школе. | 1 |
15 | Беречь результаты труда. | 1 |
16 | Трудности в учебе. Как их преодолеть? | 1 |
17 | Конец каждого дела обдумай перед его началом | 1 |
Культура внешнего вида, 2 ч | ||
18 | Обрати внимание на свою одежду | 1 |
19 | Правила личной гигиены. | 1 |
Внешкольный этикет, 5 ч | ||
20 | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
21 | Бережное отношение к природе. | 1 |
22 | Научись вести себя в компании | 1 |
23 | Общение по телефону | 1 |
24 | Если ты идешь в театр | 1 |
Настроение – не пустяк, 10 ч | ||
25 | Время надо беречь. | 1 |
26 | Слово лечит, слово ранит. | 1 |
27 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | 1 |
28 | О добре и зле | 1 |
29 | О зависти | 1 |
30 | О хороших и дурных привычках | 1 |
31 | Спорить - глупо | 1 |
32 | Если ты приглашен на день рождения | 1 |
33 | Правила домашнего этикета | 1 |
34 | Настроение – не пустяк | 1 |
| Всего | 34 ч |
Учебно-тематическое планирование, 3 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | |
Школьный этикет, 4ч | |||
1 | Дисциплина в школе и классе. | 1 | |
2 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 | |
3 | Права ребенка | 1 | |
4 | Вокруг света. День летних и осенних именинников. | 1 | |
Правила общения, 8 ч | |||
5 | Традиции общения в русской семье | 1 | |
6 | Положительные герои в былинах и сказках | 1 | |
7 | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 | |
8 | Взаимопонимание в классе | 1 | |
9 | Что такое ответственность | 1 | |
10 | Я и мои друзья | 1 | |
11 | Игры на доверие | 1 | |
12 | Правила этикета: движение при общении | 1 | |
13 | Правила этикета: знакомство |
| |
14 | Услышать сердце человека |
| |
15 | Справедливость к одноклассникам и к себе |
| |
О трудолюбии, 2 ч | |||
16 | Трудности в учебе. Как их преодолеть? | 1 | |
17 | Конец каждого дела обдумай перед его началом | 1 | |
Культура внешнего вида, 2 ч | |||
18 | Изучаем стиль в одежде | 1 | |
19 | Вырабатывай у себя вкус | 1 | |
Внешкольный этикет, 5 ч | |||
20 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | |
21 | Что может носовой платок? | 1 | |
22 | Правила этикета; как дарить подарки | 1 | |
23 | Экологическая тропа (мир вокруг нас) | 1 | |
Настроение – не пустяк, 10 ч | |||
24 | Я стараюсь не завидовать | 1 | |
25 | Я стараюсь не ревновать | 1 | |
26 | Я стараюсь не обманывать | 1 | |
27 | Я стараюсь не жадничать | 1 | |
28 | Я стараюсь не лениться. | 1 | |
29 | Я стараюсь не хвастаться | 1 | |
30 | Я стараюсь не брать чужого ( не воровать) | 1 | |
31 | Я хочу быть умным (много знать) | 1 | |
32 | Я хочу быть красивым | 1 | |
33 | Я хочу быть здоровым | 1 | |
34 | Я хочу быть культурным (вежливым) | 34 ч |
Учебно-тематическое планирование, 4 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | |
Школьный этикет, 4ч | |||
1 | Волонтер – душа мероприятия | 1 | |
2 | Правила поведения в школе | 1 | |
3 | Твои права и обязанности | 1 | |
4 | С Днем рождения! День летних и осенних именинников | 1 | |
Правила общения, 12 ч | |||
5 | Как подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения | 1 | |
6 | Общение со сверстниками | 1 | |
7 | О дурных словах и словах сорняках | 1 | |
8 | Общение по телефону | 1 | |
9 | Если ты находишься на улице или в общественном транспорте | 1 | |
10 | Если ты приглашен на день рождения | 1 | |
11 | Правила поведения за столом | 1 | |
12 | Как пользоваться столовыми приборами | 2 | |
13 | Как правильно есть некоторые продукты | 1 | |
14 | Как правильно сервировать стол | 1 | |
15 | Если ты принимаешь гостей | 1 | |
О трудолюбии, 4 ч | |||
16 | Выиграть или заработать | 1 | |
17 | Кто труд уважает, тот хлеб не бросает | 1 | |
18 | Я – будущая хозяйка . Я – будущий хозяин. | 1 | |
19 | О бережливости и хозяйственности | 1 | |
Культура внешнего вида, 6 ч | |||
20 | Если ты хочешь быть красивым | 1 | |
21 | Ежедневно соблюдай правила личной гигиены | 1 | |
22 | Обрати внимание на свою одежду | 1 | |
23 | Научись вести себя в компании | 1 | |
24 | Красиво и некрасиво | 1 | |
25 | Хочу быть модной | 1 | |
Настроение – не пустяк, 8 ч | |||
26 | Умей быть благодарным | 1 | |
27 | Поделись улыбкою своей | 1 | |
28 | Правда и ложь | 1 | |
29 | Умеем ли мы шутить и веселиться | 1 | |
30 | Дружба мальчиков и девочек | 1 | |
31 | О милосердии | 1 | |
32 | О душе и духовном мире | 1 | |
33 | Человек среди людей | 1 | |
|
| 34 ч |
Предполагаемые результаты.
Личностные результаты изучения курса этики.
У учащихся будут сформированы:
знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
первоначальные этические представления (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
устанавливать соответствие поступков нравственным правилам;
сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;
классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе);
сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
ведению диалога;
признанию возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
выражению своего мнения и аргументация своей точки зрения;
уважительному восприятию других точек зрения.
Предметные результаты
В результате изучения краеведения ученик научится:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Ученик получит возможность научиться
Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М: Вентана-Граф, 2012. – 192
Архипова Н.А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе/ И.А. Архипова – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 216
Крутецкая В.А. Правила хорошего поведения. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»)
Видеоуроки . Нравственное воспитание. 1-4 классы. 24 сюжета. Учителям начальных классов, воспитателям и родителям., 2015, ООО «КОМПЭДУ»
Интернет-ресурсы:
http://uchkopilka.ru/
http://akunb.altlib.ru/
Оборудование:
АРМ учителя