12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Анненкова(Борщевская)62
Люблю свою работу. Учитель
Россия, пгт.Лучегорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Пожарского муниципального района Приморского края

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 4

_________________ ХХХХХХХХХХ

 

« » 2023г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ № 4

Пожарского мун. района

________________ ХХХХХХХХХ

 

Приказ № ___

от « » 2023 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

Анненковой Оксаны Михайловны

учителя биологии

высшей квалификационной категории

 

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Базовый уровень

 

11 КЛАСС

 

Всего по программе: 34 часа (в неделю - 1 час);

По плану: 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 – 2024 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по биологии для 11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы среднего общего образования для общеобразовательных учреждений по биологии для 10-11 класса базовый уровень, разработанной авторским коллективом под редакцией И. Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазовым, опубликованной издательством «Дрофа» в 2016 году.

Рабочая программа, согласно «Федеральному базисному учебному плану» рассчитана на 34 часов (в неделю – 1 час); Сокращено на 1 час за счёт резервного времени.

Учебник «Общая биология» авторы В.И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

 

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

 

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,

родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, при­

родные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание программы 11 класса

Учение об эволюции органического мира (4 час.)

 

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная идея Ч.Дарвина.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

 

Критерии вида (10 час.)

 

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Доказательства эволюции органического мира.

 

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Контрольная работа №1 «Учение об эволюции органического мира».

 

Возникновение и развитие жизни на Земле (3 час.)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Лабораторная работа №3 «Сравнение строения одноклеточных и многоклеточных организмов».

Гипотезы происхождения человека (4 час.)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Экосистема. Организм как среда. (3 час.)

Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Влияние человека на экосистемы.

Практическая работа №1 «Составление цепей питания».

Структура экосистем (4час.)

Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.

 

Практическая работа №2 «Решение экологических задач».

Биосфера - глобальная экосистема (2 час.)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).

Биосфера и человек (3 час.)

Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Контрольная работа №2 «Экосистема».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

 

Название разделов

Кол-во

часов

Лабор. работ

Практ. работ

Контр. работ

Учение об эволюции органического мира.

4

 

 

 

Критерии вида.

10

2

 

1

Возникновение и развитие жизни на Земле.

3

1

 

 

Гипотезы происхождения человека.

4

 

 

 

Экосистема. Организм как среда.

3

 

1

 

Структура экосистем.

4

 

1

 

Биосфера – глобальная экосистема.

2

 

 

 

Биосфера и человек.

3

 

 

1

Всего

33

3

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 11 класс

 

 

ур.

ур. в теме

 

Тема урока

Дата

Лабораторные работы

Контрольные работы

план

11 А

Учение об эволюции органического мира (4 час.)

1

1

Развитие биологии в Додарвиновский период. Работа К. Линнея.

 

 

 

 

2

2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

 

 

 

 

3

3

Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина.

 

 

 

 

4

4

Эволюционная теория Чарльза Дарвина.

 

 

 

 

Критерии вида (10 час.)

 

5

1

Вид: критерии и структура.

 

 

 

 

 

ЛР №1

« Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

 

6

2

Популяция как структурная единица вида.

 

 

 

 

7

3

Популяция как единица эволюции.

 

 

 

 

 

8

4

Фактор эволюции.

 

 

 

 

9

5

Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

 

 

 

 

10

6

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

 

 

 

 

ЛР №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

 

11

7

Видообразование как результат эволюции.

 

 

 

 

12

8

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

 

 

 

 

13

9

Доказательства эволюции органического мира.

 

 

 

 

14

10

Контроль знаний по теме «Учение об эволюции органического мира».

 

 

 

Контрольная работа № 1 «Учение об эволюции органического мира».

 

Возникновение и развитие жизни на Земле (3 час.)

 

15

1

Развитие представлений о происхождении жизни.

 

 

 

 

ЛР .№3 «Сравнение строения одноклеточных и многоклеточных организмов».

 

16

2

Развитие представлений о происхождении жизни.

 

 

 

 

17

3

Развитие жизни на Земле.

 

 

 

 

Гипотезы происхождения человека (4 час.)

 

18

1

Гипотезы происхождения человека.

 

 

 

 

19

2

Положение человека в системе животного мира.

 

 

 

 

20

3

Эволюция человека.

 

 

 

 

21

4

Человеческие расы.

 

 

 

 

Экосистема. Организм как среда (3 час.)

 

22

1

Организм как среда. Экологические факторы.

 

 

 

 

23

2

Абиотические факторы среды.

 

 

 

 

24

3

Биотические факторы среды.

Позитивные отношения между организмами.

 

 

ПР №1 «Составление цепей питания»

 

Структура экосистем (4 час.)

 

25

1

Структура экосистем.

 

 

 

 

26

2

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

 

 

 

 

27

3

Причины устойчивости и смены экосистем.

 

 

ПР №2 «Решение экологических задач».

 

28

4

Влияние человека на экосистемы.

 

 

 

 

Биосфера – глобальная экосистема (2 час.)

29

1

Биосфера – глобальная экосистема.

 

 

 

 

 

30

2

Роль живых организмов в биосфере. Биосфера и человек.

 

 

 

 

 

 

Биосфера и человек (3 час.)

 

31

1

Основные экологические проблемы современности и пути их решения.

 

 

 

 

32

2

Контроль знаний по теме: «Экосистема».

 

 

 

Контрольная работа №2 «Экосистема».

33

3

Повторение и обобщение тем разделов «Вид», «Экосистема».

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.