12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карпекина Юлия Юрьевна46
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Департамент образования города Иркутска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9


664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15

Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: http://www.irk-sch9.ucoz.ru



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по научно-методической работе ___________________ Е.С. Чикунова

«__» _августа_ 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9

____________________А.В. Семенюк

Приказ № ____ от _ .08.__2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 6 класса


Срок реализации программы __2022-2023 учебный год.






Рабочая программа составлена на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9






Программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения обществоведческих дисциплин.

Протокол № 2 от 20 .августа. 2022 г.

Председатель МО _____________(Н.Г. Белай )

Иркутск, 2022 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897;

Проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9;

Учебного плана МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 на 2020-2021 учебный год;

программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015 г.

Программа рассчитана на использование учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений по биологии – Многообразие покрытосеменных растений. В.В. Пасечник

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Для понимания, учащимися сущности биологических явлений, в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельного учебного процесса, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

дать представление о многообразии покрытосеменных растениях;

изучить особенности строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;

дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ

Предлагается следующий план мероприятий по реализации нового содержания образования на основе новой предметной концепций:

1)Разработать контрольно-измерительные материалы по биологии для проведения промежуточной аттестации;

2) принять участие во всероссийской олимпиаде по биологии;

3) провести открытые уроки;

4) провести проверочную работу по биологии с учетом содержания, обновленного в соответствии с предметной концепцией


В соответствии с учебным планом МБОУ города Иркутска СОШ № 9 на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий (здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые технологии).

Для изучения курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» применяются следующие типы уроков: открытия нового знания, развивающего контроля, систематизации знаний, рефлексии.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» приведены в разделе «Требования к результатам обучения», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-предварительная аттестация (тестирование);

- текущая аттестация (работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы, фронтальная беседа, лабораторная работа);

-периодическая аттестация (тестирование, фронтальный опрос)

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочный процесс, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.).

Учебник

Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. – М: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература

Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт-сост. Г. И. Лернер – М.: «5 за знания», 2006

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2003

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Детская литература, 1965

Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. – М.: Педагогика, 1982

Ивин М. Ты, я и все вокруг. – Л.: Детская литература, 1977

Сосновский И.П., Корнеева Н.И. Уголок живой природы в школе. – М.: Просвещение, 1986





Используемые ЭОР в 6 классе


Название диска

Вид носит.

Год изд.

Изд-во

Лицензия

Краткое содержание

1.

Биология. Природоведение. 1 часть. 5-9 классы

мультимедийный

2008

Дрофа

ООО «Дрофа», 2008

Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков

2.

Биология. Живой организм. 2 часть. 5-9 классы

мультимедийный

2008

Дрофа

ООО «Дрофа», 2008

Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков

3.

Биология. Общие закономерности. 5 класс. 5-9 классы

мультимедийный

2008

Дрофа

ООО «Дрофа», 2008

Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков

4.

Презентации МО

-

-

-

-

Презентации для проведения уроков



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Методической основой преподавания биологии в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.


Личностные результаты:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых организмов;

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, структурировать учебный материал, давать определения понятий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

в познавательной (интеллектуальной ) сфере:

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

осуществлять элементарные биологические исследования;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;

распознавать органы цветковых растений;

устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;

различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;

сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;

составлять морфологическое описание растений;

выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;

находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;

взаимосвязи между растениями в природных сообществах;

объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;

оценивать роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека;

обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;

формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

в ценностно-ориентационной сфере:

демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

в сфере трудовой деятельности:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

создавать условия, необходимые для роста и развития растений;

проводить наблюдения за растениями;

в сфере физической деятельности: уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;

в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.

Планируемые предметные результаты изучения учебного курса

Изучение курса биологии в 6 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.

Ученик научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;

применять методы биологической науки для изучения растений – проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работать с определителями растений; выращивать и размножать культурные растения;

выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;

осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать, оценивать биологическую информацию и переводить ее из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.













II. Содержание учебного курса


Название раздела и темы

Количество часов

Повторение

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строение корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды

Лабораторная работа

Изучение строения семян двудольных растений

Стержневая и мочковатая корневая системы

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Изучение строение цветка

Ознакомление с различными видами соцветий

Ознакомление с сухими и сочными плодами


Раздел 2. Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семени; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.


Раздел 3. Классификация растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств. Класс Однодольные. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

2

14




















10














5







Календарно-тематическое планирование

по предмету «биология»

для 6 класса


раздела/темы

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Повторение

2



Повторение за курс 5 класса

1



Входной срез

1



Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

14



Строение семян


1



Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семян двудольных растений»

1



Виды корней и типы корневых систем

Лабораторная работа № 2 «Стержневая и мочковатая корневая системы»


1



Зоны (участки) корня

1



Условия произрастания и видоизменения корней

1



Побег и почки

1



Внешнее строение листа

Лабораторная работа № 3 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

1



Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

1



Строение стебля

1



Видоизменения побегов

1



Цветок

Лабораторная работа № 4 «Изучение строение цветка»

1



Соцветия

Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с различными видами соцветий»

1



Плоды

Лабораторная работа №6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

1



Распространение плодов и семян

1



Раздел 2. Жизнь растений

10



Минеральное питание растений

1



Фотосинтез

1



Дыхание растений

1



Испарение воды растениями. Листопад

1



Передвижение воды и питательных веществ в растении

1



Прорастание семян

1



Способы размножения растений

1



Размножение споровых растений

1



Размножение семенных растений

1



Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1



Раздел 3. Классификация растений

5



Основы систематики растений

1



Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные

1



Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)

1



Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

1



Культурные растения

1



Раздел 4. Природные сообщества

3



Растительные сообщества

1



Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений

1



Итоговое обобщение

1



Итого: 34






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.