12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______

Рабочая программа

по (предмету) История .

Класс - 10

Всего часов на учебный год - 70ч.

Количество часов в неделю - 2ч в неделю

Учебник Загладин Н. В., Симония И. А. История. История России и мира с древнейших времен

Учитель:

Фамилия Давыденко

Имя Оксана

Отчество Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 19 лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ / Е.А./Швецова

Протокол №_____ от__________

с. Верхнее Турово

2015г.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа курса: " История России и мира с древнейших времен до конца 19в" разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) « Об образовании в РФ", содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской программы Н.В.Загладина, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.   На основании требований  Государственного образовательного стандарта  в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно

востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе исторического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как
общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  история.

Место учебного предмета в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения истории в 10 классе из федерального компонента 70 часов из расчёта 2 часа в неделю при 35 учебных неделях.

 

Ценностные ориентиры в содержании учебных предметов:

. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.

. Расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человече-ского взаимодействия в истории.

. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов временного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить с исторически возникшими мировоззренческими системами.

. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; информационно-коммуникативной деятельности, поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд).

. Формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Для исторического образования приоритетным можно считать раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность, использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии в форме  резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках
информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста,  составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предпо­лагает актуализацию
информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, картографическими и хронологическими материалами. В тре­бованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных зна­ковых системах, использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информа­ции. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: фор­мулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргумента­ции исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.

Большую значимость на этой ступени  образования сохраняет информаци­онно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, изв­лечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых систе­мах, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной ин­формации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объ­яснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, вла­деть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, по­лемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполага­ется уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных тех­нологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, пре­зентации результатов познавательной и практической деятельности.
С точки зрения развития умений и навыков
рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и

содержание курса.

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт переосмысления.

Вводный урок.

Этапы развития исторического знания. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средне­вековье, Новом и Новейшем времени. Причины роста интереса к истории, фор­мирования национальных школ исторической мысли. Особенности развития исторической науки в России. Проблема истинности исторических знаний. Разви­тие научного подхода к истории. История и другие гуманитарные, общественно-политические науки.

Персоналии: Гомер, Геродот, Платон, Фукидид, Плутарх, Тит Ливии, Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев.

Понятия и термины: принципы историзма, конкретно-исторического ана­лиза, научной объективности.

Закономерности и случайности в жизни народов Эволюция взглядов на историю человечества. Религиозно-мистические кон­цепции истории. Движущие силы исторического развития в философии XVIIIXIX вв. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Марк­сизм и формационная теория. Вопрос о роли личности в истории, влияние политических интересов на формирование исторических воззрений. Философия истории в XX в. Особенности цивилизационного подхода к истории. Проблемы периоди­зации всемирной истории Проблема критериев прогресса во всемирной истории.

Раздел 2. Человечество на заре своей истории. У истоков рода человеческого. Неолитическая революция

Раздел 3. Первые государства Древнего мира

Деспотии Востока Причины слабости первых государств древности. Наступление железного ве­ка, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Импе­рия Дария I. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древно­сти. Расширение ареала цивилизации Новый этап духовной жизни человечества, мировоззренческие основы зороастризма, буддизма, конфуцианства.

Персоналии: Хаммурапи, Кир II, Камбиз, Дарий, Цинь Шихуанди, Зороастр (Заратуштра), Сиддхартха Гаутама, Конфуций.

Понятия и термины: военная деспотия, варны и касты, зороастризм, буд­дизм, конфуцианство.

Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества .Становление цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и до­рийское завоевания. Возникновение городов-государств (полисов) и их экс­пансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Обществен­но-политический строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств - Афин, Спарты и Рима.

Раздел 5. Крупнейшие империи Древнего мира Наступление варваров в Евразии. Закат Римской им­перии Персоналии: Ромул, Солон, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Понятия и термины: архонт, ареопаг, демократия, остракизм, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, центурия, пролетарий, народный трибун

Раздел 6. Период раннего Средневековья Раннефеодальные империи в Европе и их распад

Экспансия ислама. Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Сравнение путей становления Древнерусского государства и раннефеодальных империй в Западной Европе и Азии. Борьба с кочевниками.

Персоналии: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь.

Понятия и термины: вече, путь «из варяг в греки», «Повесть временных лет», Русь.

Превращение Руси в крупнейшую державу Европы. Походы Святослава. Причины принятия христианства на Руси. Христианские и языческие верования.

Изменения в быте, духовной жизни восточных славян. Русь в орбите европей­ской политики и торговли. Формирование аппарата власти Древнерусского го­сударства.

Персоналии: Святослав, Ярополк, Владимир, Ольга.

Понятия и термины: Волжская Булгария, Хазарский каганат, волхвы, Пе­рун, печенеги, автокефальная церковь.

Раздел 7. Эпоха классического Средневековья

Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономер­ный этап развития общества и государства. Социально-экономические и полити­ческие факторы раздробленности. Сравнительный анализ исторического разви­тия Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. Культура Руси. Западная Европа в 12-13вв.

Крестовые походы и Русь.

Персоналии: Святополк, Ярослав Мудрый, Изяслав, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Изяслав, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Игорь.

Понятия и термины: Русская Правда, бояре, люди, смерды, закупы, рядовичи, челядь.

Монгольские завоевания.Русские земли и монгольское нашествие. Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятель­ность Александра Невского и Даниила Галицкого. Русские земли в вассальной за­висимости от Золотой Орды. Церковь, культура, политика. Российские историки о последствиях монгольского нашествия на русские земли.Персоналии: Даниил Галицкий, Батый, Л.Н. Гумилев.Понятия и термины: баскаки, ярлык, монгольское иго.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Предпосылки образования централизованного государства на Руси. Собирание земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери. Противостояние золотоорды некому игу. Куликовская битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы. Роль Русской Православной Церкви в собирании русских земель. Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последующее развитие России. Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.

Персоналии: Даниил, Юрий, Иван Калита, Семен Гордый, Иван Красный, Ольгерд, Мамай, Дмитрий Донской, Тохтамыш, Тимур (Тамерлан), Витовт, Иван III.

Понятия и термины: Куликовская битва, Грюнвальдская битва, Кревская уния, Стояние на Угре, Судебник Ивана III.

Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени.16-н.17вв .

Эпоха Великих географи­ческих открытий. Западная Европа: новый этап развития. Абсолютистские монархии в Западной Европе. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. Смутное время в России. Тридцатилетняя война (1618-1648)

Государства Азии в позднем Средневековье.

Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина 17-18в .

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

Россия: становление великой державы. Российская империя в период дворцовых переворотов. Россия и Европа во второй половине 18в.Воцарение Екатери­ны II и политика Просвещения в России. Развитие мануфактурного производства, торговли. Жалованные грамоты дворянству и городам, судебная реформа. Кре­стьянские восстания. Укрепление международного положения России. Россия в Семилетней войне (1756-1763). Русско-турецкие войны, разделы Польши.

Персоналии: Алексей Петрович, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Э. Бирон, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суво­ров, П.А. Румянцев, С. Понятовский, Т. Костюшко.

Понятия и термины: дворцовые перевороты, Вольное экономическое об­щество, фаворитизм, «Манифест о вольности дворянства», «Жалованная грамо­та дворянству», «Жалованная грамота городам», Уложенная комиссия

Промышленный переворот в Англии и его последствия . Мир Востока в XVIII в.:

наступление коло­ниальной системы.

Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец 18-начало 19в.»

Война за независи­мость в Северной Америке

Великая французская революция и ее последствия для Европы. Успешные войны России против Швеции, Турции, Ирана. Причины обостре­ния отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Тактика русской армии. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. Отступление остатков «Великой армии» и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги. Реакции и революции в Европе 1820-1840-е гг.

Персоналии: М.И. Кутузов, Ш. Талейран, Людовик XVIII, А. Веллингтон, Г. Блюхер.

Понятия и термины: «Великая армия», Бородинское сражение, Отече­ственная война, «битва народов» под Лейпцигом, Венский конгресс, «Сто дней Наполеона»

Россия в первой половине 19в. Политика реформ Александра I, поворот к реакции. Влияние идей Великой французской революции на Россию. Движение декабристов. Внутренняя полити­ка Николая I. Формирование официальной идеологии. Славянофилы, западники, революционные демократы.

Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина 19в

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

Колониализм и кри­зис «традиционного общества» в стра­нах Востока

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. Страны Западного полушария в XIX в. Экономическое положение России в середине XIX в. Начало строительства железных дорог, развитие мануфактур. Проявления кризи­са системы крепостничества в России.

Персоналии: Павел I, Александр I, M.M. Сперанский, А.А. Аракчеев, Нико­лай I, С.С. Уваров, А.С. Хомяков, СМ. Соловьев, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев, М.В. Петрашевский.

Понятие и термины: декабристы, «православие, самодержавие, народ­ность», славянофильство, западничество. Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

Россия – многонациональная империя.

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине 19в. Формирование и развитие идей либерализма. Классическая английская политическая экономия. Учение А. Смита, Д. Рикардо. Консервативные взгля­ды и их особенности в XIX в. Возникновение и распространение идей утопиче­ского социализма. Марксизм, основные его черты. Деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса по распространению марксистской идеологии в рабочем движе­нии. Российские революционеры, их взгляды и деятельность в странах Запад­ной Европы. Наука и искусство в половине 20в. Развитие естественно-научных знаний.

Основные направления в литературе и художественном творчестве.

Персоналии: А. Смит, И. Бентам, Д. Рикардо, А. Сен-Симон, С. Сисмонди, Т. Карлейль, Р. Оуэн, П. Прудон, Л. Бланк, Ш. Фурье, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А.И. Герцен, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров.

Понятия и термины: либерализм, утилитаризм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, I Интернационал, анархизм.


 

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _10_ класса и специфики классного коллектива. В классе после окончания основной школы обучаются 4 детей, из которых мальчиков – 1, девочек - 3. По итогам успеваемости за 9 класс имеют "5" -3, "4"-1, "3"-0. Качество знаний за прошлый год у этих учеников- 100%. Основная масса обучающихся класса имеет возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля . Весь класс обладает высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения.

Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов

Требования к уровню подготовки выпускников.

должны знать/понимать: Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;

Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;

Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Периодизацию отечественной и всемирной истории;

Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

должны уметь:

Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

Критически анализировать источник исторической информации;

Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;

Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

1. Познавательные.

умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные.

поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;

перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные.

понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

умение отстаивать свою гражданскую позицию;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник - Загладин Н. В., Симония И. А. История. История России и мира с древнейших времен 10 класс: учебник. - М.: Русское слово, 2011-13г.

  • Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России. М.: Вако 2007.
  • Список литературы для учителя
  • Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
  • Учебные тесты по истории.

Литература, используемая учителем и учениками

Кириллов История Отечества в таблицах и схемах. - М: ЭКСМО, 2010.

Тематические схемы по истории России XX век. - М.:Легион, 2008

«Материалы ЕГЭ» - 2003-2013 годы.

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. в 12т. М.,1987г.

Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. В.,1995г.

Ключевский Русская история. – М, 1997

Н. Кончаловская Наша древняя столица. –М,1986.

Школьная энциклопедия –М, 2003

История России в лицах. М., 1997

История. Экспресс-репетитор. АСТ. М,2008

Единый государственный экзамен 2007. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр,. 2007.

Единый государственный экзамен 2008. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр,. 2008.

История России. Контрольные измерительные материалы единого государственногог экзамена в 2004г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

История России. Контрольные измерительные материалы единого государственногог экзамена в 2007г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2007.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, компьютер, принтер

Видеофильмы, компьютерные учебные программы,

Репродукции, фотографии,

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата

план

факт

 

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт переосмысления. (4ч)

   

1

Вводный урок.

1

Вводный урок.

Краткая характеристика содержания курса.

Отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории.

Место исторической науки в познании общества.

   

2

Этапы развития исторического знания.

1

Урок изучения ново­го материала

Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития. Религиозно-мистические взгляды на историю.

Историческая наука в Средние века и Новое время.

Историческая наука в 20в.

   

3

Закономерности и случайности в жизни народов.

1

Комбинированный

Религиозно-мистические взгляды на историю. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. Теории исторического развития.

Философия истории в 20в.

   

4

Проблемы периоди­зации всемирной истории.

1

Урок изучения ново­го материала

Подходы к периодиза­ции всемирной исто­рии. Ее принципы. Этапы развития

Человечества.

Периодизация Новейшей истории.

   
 

Раздел 2. Человечество на заре своей истории.(2ч)

 

5

У истоков рода человеческого.

1

Урок изучения ново­го материала

Человеческое общество и природные сообще­ства, этапы становле­ния человека, происхо­ждение человеческих рас.

Человек осваивает планету.

   

6

Неолитическая революция.

1

Комбинированныи

Переход от присваиваю­щего к производящему хозяйству.

Аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патри­архату. Переход к неолиту. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе

   
 

Раздел 3. Первые государства Древнего мира.(2ч)

   

7

Деспотии Востока.

1

Урок изучения но­вого материала

Принципы периодиза­ции древней истории. Предпосылки возник­новения государств. Географическое поло­жение, материальная культура, социальная структура

   

8

Расширение ареала цивилизации.

1

Комбинированный

Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. Военные дес­потии. Формирование индо-буддийской и ки­тайско-конфуцианской цивилизаций. Духовные ценности, философия

   
 

Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества. (3ч)

   

9

Города государства Греции и Италии.

1

Урок изучения но­вого материала

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географи­ческих условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуни­каций

   

10

Борьба за господство над Средиземно­морьем.

1

Комбинированный

Греко-персидские войны, возникновение и разви­тие полисной политико-правовой организации и социальной структу­ры

   

11

Возвышение Рима.

1

Комбинированный

Римская республика и империя.

Пунические войны. Римское право.

Демократия и тирания. Ментальные особенно­сти античного общест­ва

   
 

Раздел 5. Крупнейшие империи Древнего мира(3ч)

   

12

Наступление варваров в Евразии.

1

Комбинированный

Народы Европы в на­чале новой эры, зарождение иудео-христианской духовной традиции, ранняя хри­стианская церковь.

Кочевые племена Азии и Китая4

   

13

Закат Римской им­перии.

1

Урок применения знаний

Рим: от золотого века к упадку, падение Запад­ной Римской империи. Цивилизационное на­следие Древнего мира

   

14

Обобщающее занятие по теме: «Античная эпоха в истории человечества».

1

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

   
 

Раздел 6. Период раннего Средневековья.(7ч)

   

15

Раннефеодальные империи в Европе и их распад.

1

Урок изучения но­вого материала

Облик феодального общества.

Роль христианства в раннем средневековье.

Империя Карла Великого и ее распад.

Норманнские завоевания.

Священная Римская империя германской нации.

   

16

Экспансия ислама.

1

Комбинированный

Возникновение ислам­ской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе

   

17

Славянские земли в 5-9вв.

1

Комбинированный

Источники изучения.

Расселение и занятия славян.

Западнославянские и южнославянские государства.

   

18

Возникновение Древнерусского государства.

1

Комбинированный

Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство, быт и религия славян. Теории происхождения Древнерусского государства.

Завоевательные походы великих князей Руси.

   

19

Византия и Восточная Европа.

1

Комбинированный

Византия после круше­ния Западной Римской империи. Социокультур­ное и политическое влияние Византии

   

20

Русь и Византия.

1

Комбинированный

Русь в орбите европейской политики и торговли.

Принятие христианства на Руси.

Укрепление основ государственности на Руси.

   

21

Обобщающее занятие по теме: «Период раннего Средневековья. 5-10вв.»

1

Обобщающий урок.

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

   
 

Раздел 7. Эпоха классического Средневековья.(10ч)

   

22

Феодальная раздробленность Руси.

1

Урок изучения но­вого материала

Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства.

Социально-экономические и политические факторы раздробленности.

Варианты исторического развития русских земель.

   

23

Западная Европа в 12-13вв.

1

Урок применения знаний

Светская власть и римско-католическая церковь в Западной Европе.

Рост городов и распространение еретических вероучений в Европе.

Создание рыцарских орденов и учреждение инквизиции.

Крестовые походы и Византия.

   

24

Крестовые походы и Русь.

1

Комбинированный урок

Причины крестовых походов немецких рыцарей на восток.

Борьба северо-западной Руси с крестоносцами.

Роль Александра Невского в организации защиты русских земель.

   

25

Монгольские завоевания.

1

Урок применения знаний

Монгольские племена, их быт, образ жизни.

Начало монгольских завоеваний в Азии.

Причины военных побед монголов.

   

26-27

Русские земли и монгольское нашествие.

2

Комбинированный урок

Монгольское нашествие на русские земли.

Русь между Востоком и Западом.

Итоги монгольского завоевания.

   

28

Образование централизованных государств в Западной Европе.

1

Комбинированный урок

Рост городов и сословный строй в Европе.

Династические войны. Столетняя война.

Светская и церковная власть в Западной Европе.

   

29-30

Объединение русских земель вокруг Москвы.

2

Комбинированный урок

Предпосылки образования централизованного Русского государства.

Собирание земель вокруг Москвы.

Соперничество Москвы, Польши, Литвы и Твери.

Противостояние золотоордынскому игу. Куликовская битва.

Ослабление и распад Монгольской державы.

Русская Православная Церковь в 14в.

   

31

Обобщающее занятие по теме: «Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.11-15вв.

1

Обобщающее занятие

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

   
 

Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени.16-н.17вв.(8ч)

 

32

Эпоха Великих географи­ческих открытий.

1

Урок изучения но­вого материала

Модернизация как про­цесс перехода от тра­диционного к индустри­альному обществу. Принципы периодиза­ции Нового времени. Дискуссия об историче­ской природе модерни­зации. Великие геогра­фические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Мировая торговля и создание колониальных империй.

   

33

Западная Европа: новый этап развития.

1

Комбинированный

Социально-психологи­ческие, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Становление культуры Ренессанса Нова­ции в образе жизни, ха­рактере мышления, цен­ностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации.

Цеховая и мануфактурная стадии производства и новый облик городов.

   

34

Абсолютистские монархии в Западной Европе.

1

Урок применения знаний

Предпосылки перехода к абсолютизму в странах Западной Европы.

Религиозные войны во Франции.

Установление господства Англии на морях.

   

35

Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного.

1

Комбинированный урок

Утверждение абсолютизма в России и его особенности.

Реформы армии, системы управления.

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

Учреждение опричнины и ее итоги.

   

36

Смутное время в России.

1

Урок применения знаний

Причины кризиса власти в России в к.16-н.17вв.

Польско-литовская и шведская интервенция в России.

Преодоление Смуты. Избрание М.Романова на престол.

   

37

Тридцатилетняя война (1618-1648)

1

Комбинированный урок

Общеевропейские узлы противоречий. Политика контрреформации Габсбургов и революция в Нидерландах.

Начало Тридцатилетней войны.

Влияние Смуты в России, войн России со Швецией и Польшей на ход Тридцатилетней войны.

Вестфальский мир 1648г. И его значение для европейской политики.

   

38

Государства Азии в позднем Средневековье.

1

Комбинированный урок

Китай под властью маньчжурской династии.

Государство Великих Моголов в Индии.

Падение Византии и возвышение Османской империи.

Проникновение европейцев в Азию.

   

39

Обобщающее занятие по теме: «Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени".

1

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

   
 

Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина 17-18в.(9ч)

   

40

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии.

1

Комбинированный урок

Причины английской буржуазной революции.

Религиозный фактор в гражданской войне в Англии.

Режим Кромвеля и Реставрация. Итоги революции в Англии.

   

41

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

1

Урок применения знаний

Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения.

Особенности Просвещения во Франции.

Просвещенный абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ сверху.

   

42-43

Россия: становление великой державы.

2

Урок применения знаний

Укрепление основ российской государственности в середине 17в.

Войны России с Польшей, Турцией и Швецией.

Реформы Петра Первого.

Северная война и ее итоги.

   

44-45

Россия и Европа во второй половине 18в.

2

Комбинированный урок

Просвещенный абсолютизм в России и его особенности. Россия в Семилетней войне.

Особенности развития Польши и ее раздел великими державами.

   

46

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

1

Урок изучения но­вого материала

Промышленный переворот в Англии и его последствия для Европы

Урок изучения но­вого материала

Социально-экономические предпо­сылки промышленного переворота. Особенно­сти политического раз­вития Англии в эпоху промышленно­го переворота. Торго­вый

и мануфактурный капи­тализм. Эпоха меркан­тилизма

   

47

Мир Востока в XVIII в.:

наступление коло­ниальной системы.

1

Комбинированный

Начало завоевания Индии.

Китайское общество: политика изоляционизма.

Развитие кризиса Османской империи.

   

48

Обобщающее занятие по теме: « Западная Европа и Россия в 17-18вв.».

1

Комбинированный урок

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

   
 

Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец 18-начало 19в.» (8ч)

   

49

Война за независи­мость в Северной Америке.

1

Комбинированный

Особенности развития североамериканских колоний Англии.

Причины и результаты войны за независи­мость в Северной Аме­рике.

Конституциализм. Влияние демократии на идейно-политическое развитие государств Европы

   

50

Великая французская революция и ее последствия для Европы.

1

Комбинированный урок

Причины революции во Франции.

Установление якобинской диктатуры и ее итоги.

Термодорианский режим и истоки его слабости.

   

51

Наполеоновские войны.

1

Урок применения знаний

Переворот во Франции и создание империи Наполеона.

Войны Франции в континентальной Европе. Кризис экономической политики империи и освободительная борьба народов.

   

52

Отечественная война 1812г. И крушение империи Наполеона.

1

Комбинированный урок

Вторжение Наполеона в Россию и Отечественная война 1812г.

Поход русских войск в Европу и крушение империи во Франции.

«Сто дней» Наполеона Бонапарта и Венский мир 1815г.

   

53

Реакции и революции в Европе 1820-1840-е гг.

1

Комбинированный урок

Духовный климат в Европе после наполеоновских войн.

Создание Священного союза и роль России в нем.

Кризис политики Священного союза. Революции 1830-1840-х гг. в Европе.

   

54

Россия в первой половине 19в.

1

Комбинированный урок

Кризис политики просвещенного абсолютизма.

Восстание декабристов в 1825г. И внутренняя политика Николая I.

Формирование славянофильских, западнических, официальных взглядов в России. Самодержавие и общество к середине 19в.

   

55

Россия и «восточный вопрос».

1

Урок практического применения знаний,умений. Практикум

Причины возникновения «восточного вопроса».

Отставания России от стран Запада в социально-экономическом развитии.

Причины поражения России в Крымской войне и его влияние на российское общество.

   

56

Обобщающее занятие по теме: «Меняющийся облик мира и России».

1

Обобщающий урок.

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

   
 

Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина 19в (12ч)

 

57

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

1

Комбинированный

Особенности динамики развития стран «старого капитализма».

Промышленный переворот в странах Западной и Центральной Европы.

Новый характер и требования рабочего движения.

   

58

Колониализм и кри­зис «традиционного общества» в стра­нах Востока.

1

Урок применения знаний

Завершение покорения Индии.

«Опиумные войны» в Китае и его подчинение индустриальным державам.

Реставрация Мэйдзи в Японии. Предпосылки ускорен­ной модернизации в странах «второго эшелона»

   

59

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

1

Урок применения знаний

Революционное движение в Италии и создание единого Итальянского государства.

Возвышение Пруссии.

Франко-прусская война, парижская Коммуна и создание Германской империи.

   

60

Страны Западного полушария в XIX в.

1

Урок изучения но­вого материала

Освободительное дви­жение и революции в странах Латинской Америки.

Гражданская война в США

   

61-62

Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.

2

Урок применения знаний

Реформы Александра II и их значение.

Формирование либеральной и революционной оппозиции курсу реформ.

Особенности политики Александра II.

Итоги реформ конца 19в.

   

63

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

1

Комбинированный урок

Колониальная политика Великобритании. Захваты на юге Африки.

Обострение соперничества колониальных держав. Итоги колониальной политики.

   

64

Россия – многонациональная империя.

1

Комбинированный урок

Формирование этнической карты Российской империи.

Национальная политика самодержавия.

   

65

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине 19в.

1

Комбинированный урок

Либерализм 19в.

Консервативная идеология и ее особенности.

От утопического социализма к марксизму.

   

66-67

Наука и искусство во второй половине 20в.

2

Комбинированный урок

Развитие естественно-научных знаний.

Основные направления в литературе и художественном творчестве.

   

68

Обобщающее занятие по теме: «Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина 19в.».

1

Обобщающий урок.

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

   

69-70

Итоговое повторение по теме: "История России и мира с древнейших времен до конца 19в"

2

Обобщающий урок.

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду.

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.