12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Прошивалко Марина Викторовна396 Работаю учителем начальных классов в БОУ "Знаменская СШ"с 1988 года.Имею высшую квалификационную категорию. Осуществляла деятельность в рамках регионального ИнКО «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС» 2010-2014 г.г. Россия, Омская обл., село Знаменское |
Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс
«Согласовано» Руководитель ШМО ____________ ___________ Протокол № ______ от | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ ______________ «_____»____________201 г. | «Утверждено» Директор ____________ Приказ № _______ от «_____»___________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Изобразительному искусству» для 4 класса
Пояснительная записка
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративная художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Место учебного предмета в учебном плане: На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год .
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности ;
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
Программа «Школа России» 2011 г. | Рабочая программа | Программа «Омское Прииртышье» | ||
1 | Истоки родного искусства | 8 | 8 | 2 |
2 | Древние города нашей Земли | 7 | 7 | 1 |
3 | Каждый народ — художник | 11 | 11 | |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 8 | |
Всего | 34 | 34 | 3 |
Содержание курса
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе
№ урока п/п |
№ по плану | дата | Название раздела. Тема. Тема урока. | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
обучаемый научится | обучаемый получит возможность научиться | метапредметные | личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Истоки родного искусства (8 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1.1 | Пейзаж родной земли. Красота разных времён года. | УОНЗ (урок открытия нового знания) | Изображать характерные особенности пейзажа родной природы | Наблюдать красоту природы в произведениях русской живописи (И.Шишкин, А.Саврасов, И. Левитан, И. Грабарь и др.) | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью | Изображение российской природы осенью(пейзаж) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1.2 | Пейзаж родной земли. Изменчивость природы в течение дня О.П. «Красота родной природы» | УОНЗ | Характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники | Изображение российской природы в разное время суток (пейзаж) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1.3 | Деревня – деревянный мир. Изображение русской избы | УОНЗ | Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение её отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования | Изображение избы или её моделирование из бумаги | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1.4 | Деревня – деревянный мир. Создание образа традиционной деревни: коллективное панно | УОНЗ | Компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Коллективное панно (с объединением индивидуально сделанных деталей) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1.5 | Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах | УОНЗ | Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к человеку | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Изображать сцены труда из крестьянской жизни | Изображение женских и мужских образов в народна костюмах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1.6 | Красота человека. Изображение сцен труда из крестьянской жизни | УОНЗ | Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к человеку труда | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Изображение сцен труда из крестьянской жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1.7 | Народные праздники. Осенний праздник урожая. О.П. «Художники земли знаменской» | УОНЗ | Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ | Использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника | Создание коллективного панно на тему народного праздника (создание индивидуальных композиционных работ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1.8 | Народные праздники. Создание коллективного панно на тему народного праздника | Применение и закрепление знаний | Компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Древние города нашей земли (7 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 2.1 | Родной угол. Создание макета древнерусского города | УОНЗ | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории | Овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Создавать макет древнерусского города | Макет древнерусского города | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 2.2 | Древние соборы. Макет здания древнерусского каменного храма. | УОНЗ | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории | Овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм | Макет здания древнерусского храма (изображение храма) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 2.3 | Города Русской земли. Моделирование жилого наполнения города. | УОНЗ | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории | Овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города | Моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 2.4 | Древнерусские воины-защитники. | УОНЗ | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории | Овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 2.5 | Путешествие – знакомство с исторической архитектурой города. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | УОНЗ | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории | Овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры., красоту городов, сохранивших исторический облик,-свидетелей нашей истории. Создавать образ древнерусского города | Живописное или графическое изображение древнерусского города | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 2.6 | Узорочье теремов. Богатое украшение городских построек. Резные украшения и изразцы О.П. «Старина земли омской» | УОНЗ | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории | Овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров теремных палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема | Изображение интерьера теремных палат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 2.7 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | Обобщающий | Эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории | Овладевать навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа | Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно | Праздничное панно «Пир в теремных палатах» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каждый народ - художник (11 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 3.1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы | УОНЗ | Изображать в творческих работах особенности самобытной художественной культуры разных народов мира, созданную в самых разных природных условиях | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании) | Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | Уважительное отношение к культуре и искусству народов мира. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства | Изображение природы через характерные детали (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиком и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 3.2 | Страна восходящего солнца. Изображение японок в кимоно | Применение и закрепление знаний | Изображать в творческих работах особенности самобытной художественной культуры разных народов мира, созданную в самых разных природных условиях | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, причёски, волнообразного движения фигуры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 3.3 | Страна восходящего солнца. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» | Применение и закрепление знаний | Изображать в творческих работах особенности самобытной художественной культуры разных народов мира, созданную в самых разных природных условиях | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | Уважительное отношение к культуре и искусству народов мира. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы | Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира | Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | 3.4 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи | УОНЗ | Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа | Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 3.5 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры | Применение и закрепление знаний | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. | Изображение юрты как образа степного мира | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | 3.6 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация | УОНЗ | Изображать в творческих работах особенности самобытной художественной культуры разных народов мира, созданную в самых разных природных условиях | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | Уважительное отношение к культуре и искусству народов мира. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. | Аппликация древнего среднеазиатского города | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | 3.7 |
|
| Города в пустыне. Макет основных архитектурных построек древнего среднеазиатского города | Применение и закрепление знаний
| Макет основных архитектурных построек среднеазиатского города | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | 3.8 | Древняя Эллада. Полуобъёмное изображение греческих храмов | УОНЗ | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать своё отношение к ним. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма | Модель греческого храма из бумаги | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | 3.9 | Древняя Эллада. Изображение фигур олимпийских спортсменов | Применение и закрепление знаний | Изображать в творческих работах особенности самобытной художественной культуры разных народов мира, созданную в самых разных природных условиях | Уважительное отношение к культуре и искусству народов мира. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы | Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) | Изображение олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 3.10 | Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города» | УОНЗ | Изображать в творческих работах особенности самобытной художественной культуры разных народов мира, созданную в самых разных природных условиях | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно | Панно «Площадь средневекового города» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 3.11 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Обобщающий | Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь её проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира | Выставка работ «Каждый народ-художник» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство объединяет народы (8 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | 4.1 | Материнство. Изображение матери и дитя по представлению | УОНЗ | Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к человеку; приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни | Изображение матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | 4.2 | Мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека | УОНЗ | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека | Изображение пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | 4.3 | Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом: больное животное | УОНЗ | Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к человеку; приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет | Изображение драматического сюжета | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | 4.4 | Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом: погибшее дерево | Применение и закрепление знаний | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Изображение драматического сюжета | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | 4.5 | Герои-защитники. Лепка эскиза памятника герою | УОНЗ | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объёме). Овладевать навыками изображения в объёме, навыками композиционного построения в скульптуре | Эскиз памятника герою (лепка) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 4.6 | Юность и надежды. Изображение радости детства | УОНЗ | Умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвящённых теме детства, юности, надежды, уметь выражать своё отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты | Изображение радости детства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | 4.7 | Юность и надежды. Изображение мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях | Применение и закрепление знаний | Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к человеку; приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека | Выполнять элементарные практические умения в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | Умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Изображение мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | 4.8 | Искусство народов мира (Обобщение темы) | Обобщающий | Умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Участвовать в обсуждении выставки | Выставка творческих работ детей |
• Учебно-методический комплекс:
Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс». Автор Л.А. Неменская, Москва «Просвещение» 2013 год
Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс». Автор Л.А. Неменская, Москва «Просвещение» 2013 год
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Г.Е. Гуров и др., Москва «Просвещение» 2005 год.