12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ефремов Юрий Фёдорович55





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

Изобразительное искусство

1-4 класс
















Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Метапредметные


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


В соответствии с положениями Примерной основной образовательной программы начального общего образования метапредметные планируемые результаты являются частью междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ­компетентности обучающихся».

Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации междисциплинарной программы является формирование у обучающихся важнейшей компетенции личности – умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.

Перечень метапредметных результатов структурирован с учетом универсальных учебных действий (таблица 1), наряду с этим метапредметные планируемые результаты оцениваются как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки этих результатов. В таблице указывается, с какого класса начинается формирование данного планируемого результата (столбец «формирование»), а также определен момент включения данного планируемого результата в оценочные материалы (столбец «оценка»).

Структурирование метапредметных планируемых результатов по группам универсальных учебных действий связано с необходимостью описания механизмов их достижения в содержательном разделе ООП, в соответствии с данным распределением осуществляется оптимальный выбор типовых задач формирования универсальных учебных действий и определяется содержание оценочных материалов для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Метапредметные планируемые результаты представлены двумя блоками: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты второго блока «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом, эти результаты не проверяются в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов данного блока, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При этом данная группа результатов не предназначена для достижения всеми учащимися.

В перечне метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования учитываются особенности региона, они связаны с реализацией на территории Челябинской области образовательного проекта «ТЕМП» и развития технопаркового движения. В связи с необходимостью популяризации инженерных и рабочих профессий, создания на уровне начального общего образования предпосылок к формированию у выпускников технологической компетентности в перечень добавляются следующие метапредметные результаты:

освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля;

сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям.

Метапредметные планируемые результаты


Универсальные учебные

действия /

разделы программы

Метапредметные планируемые

результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

1. Регулятивные










1.1. Целеполагание

умение принимать и сохранять учебную задачу

+


+


+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале

+


+

+

+

+

+

+

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

+


+


+


+


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

+


+


+


+


1.2. Планирование

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

+


+

+

+

+

+

+

умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи

+


+

+

+

+

+

+

умение различать способ и результат действия



+


+

+

+

+

1.3. Прогнозирование

осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

+


+


+

+

+

+

1.4. Контроль

умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

+


+


+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

+


+

+

+

+

+

+

умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

+


+


+


+


1.5. Оценка

способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

+


+


+


+


умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

+


+

+

+

+

+

+

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

+


+


+


+


1.6. Коррекция

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

+


+

+

+

+

+

+

1.7. Познавательная рефлексия

умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

+


+


+


+

+

2. Познавательные:










2.1. Общеучебные

умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель



+


+


+

+

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель







+


умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет

+


+


+

+

+

+

способность структурировать полученные знания

+


+


+


+

+

умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

+


+


+


+

+

умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

+


+

+

+

+

+

+

владеть рядом общих приемов решения задач

+


+


+

+

+

+

способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач

+


+


+

+

+

+

владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

+


+

+

+

+

+

+

умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

+


+


+

+

+

+

умение определять основную и второстепенную информацию

+


+


+

+

+

+

освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля

+


+


+

+

+

+

сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям

+


+


+

+

+

+

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий

+


+


+


+


произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

+


+


+


+


записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ



+


+


+


осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет



+


+


+


2.2. Знаково-символические

умение использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач

+


+


+

+

+

+

умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

+


+


+


+


2.3. Логические

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

+


+

+

+

+

+

+

умение осуществлять синтез как составление целого из частей

+


+


+

+

+

+

умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

+


+

+

+

+

+

+

умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

+


+


+


+

+

умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений

+


+

+

+

+

+

+

умение представлять цепочки объектов и явлений

+


+

+

+

+

+

+

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

+


+


+


+

+

умение устанавливать аналогии

+


+


+


+

+

умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи

+


+


+

+

+

+

умение выдвигать гипотезы и обосновывать их

+


+


+


+

+

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей

+


+


+


+


умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

+


+


+


+


умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

+


+


+


+


2.4. Постановка и решение проблемы

формулирование проблемы

+


+


+

+

+

+

самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

+


+


+


+


3. Коммуникативные










3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия

+


+

+

+

+

+

+

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

+


+


+


+


умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

+


+


+


+


умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

+


+


+


+


3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+


+

+

+

+

+

+

умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

+


+


+


+


3.3. Разрешение конфликтов

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

+

+

+

+

+

+

+

+

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

+


+

+

+

+

+

+

умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

+


+


+


+

+

способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

+


+


+


+


умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

+


+


+


+


умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

+


+


+


+


3.4. Управление поведением партнера

умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера

+


+


+

+

+

+

умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

+


+


+


+

+

умение формулировать собственное мнение и позицию

+


+


+


+

+

умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

+


+


+


+


3.5. Умение выражать свои мысли

умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

+


+


+

+

+

+

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+


+

+

+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

+


+

+

+

+

+

+

3.6. Владение монологической и диалогической формами речи

владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения

+


+


+

+

+

+

использование речи для регуляции своего действия

+


+


+


+

+

умение строить монологическое высказывание

+


+


+

+

+

+

владение диалогической формой речи

+


+


+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

+


+


+


+


4. Чтение. Работа с текстом










4.1. Поиск информации

умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

+


+

+

+

+

+

+

умение определять тему и главную мысль текста

+


+

+

+

+

+

+

умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста

+


+


+

+

+

+

умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию

+


+


+

+

+

+

умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака

+


+


+

+

+

+

4.2. Понимание прочитанного

понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов)

+


+


+

+

+

+

понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

+


+


+

+

+

+

понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

+


+


+

+

+

+

умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

+


+


+


+

+

умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

+


+


+

+

+

+

умение использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

+


+


+


+


умение работать с несколькими источниками информации

+


+


+


+


умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

+


+


+


+


4.3. Преобразование и интерпретация информации

умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно

+


+


+

+

+

+

умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

+


+


+

+

+

+

умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

+


+


+

+

+

+

умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

+


+


+

+

+

+

умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос





+

+

+

+

умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования

+


+


+


+


умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

+


+


+


+


4.4. Оценка информации

умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

+


+

+

+

+

+

+

умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

+


+


+

+

+

+

умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

+


+


+


+

+

умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

+


+


+

+

+

+

умение сопоставлять различные точки зрения

+


+


+


+


умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

+


+


+


+


умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию

+


+


+


+


5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося










5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ

+


+

+





умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере



+


+

+



5.2. Технология ввода информации в компьютер:

ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.),

сохранять полученную информацию



+


+

+

+

+

умение набирать небольшие тексты на родном языке


+

+

+





умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов



+


+

+



умение сканировать рисунки и тексты





+


+

+

5.3. Обработка и поиск информации

умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования



+


+


+

+

умение использовать сменные носители (флэш-карты)

+


+

+





умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ



+


+


+

+

умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей



+


+

+



умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей



+


+


+

+

умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора

+


+

+





умение следовать основным правилам оформления текста



+


+

+



умение использовать полуавтоматический орфографический контроль



+

+





умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида





+


+

+

умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера



+


+

+



умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете

+


+

+

(словари)

+

+

(базы данных)

+

+ (Интернет)

умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок)





+


+

+

умение заполнять учебные базы данных



+


+

+



5.4. Создание, представление и передача сообщений

умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их



+


+

+



умение создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста





+


+

+

умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.



+


+


+

+

умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера

+


+

+





умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация)



+

+





5.5. Планирование деятельности, управление и организация

умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий






+


+

+

умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения





+


+

+


Личностные


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учитывая специфику регионального компонента, в основной образовательной программе начального общего образования были добавлены и уточнены следующие личностные результаты:

сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);

сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);

уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).

Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов).

Ниже раскрыто содержание указанных критериев.

Самоопределение включает в себя:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование включает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания;

мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

формирование моральной самооценки;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравст­венной отзывчивости;

формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Исходя из данных направлений, обозначены критерии сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Далее были соотнесены личностные результаты с выделенными критериями. Данные результаты конкретизированы для обучающихся первого, второго, третьего и четвертого класса (таблица 1).


Личностные планируемые результаты освоения

ООП НОО по классам

Критерии

сформированности

Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях

1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности

1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края

1.2. Преобладание внешнего мотива

к осознанию своей этнической

и национальной принадлежности

1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа

1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа

1.2. Осознанность своей этнической

и национальной принадлежности

1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя

1.3. Демонстрация творчества

в проявлении ценностных установок


1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий

1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества

1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме

1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым

1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения

1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций

1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром

1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе

1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде

1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

1.6. Действия согласно установленным учителем правилам

1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности

1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений

1.6. Владение начальными навыками адаптации

в динамично изменяющемся

и развивающемся мире

1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье

1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках

1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях

1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее

членам, традициям

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены

1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья

1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни

2

Смыслообразование

2.1. Осознание себя в роли первоклассника

2.1. Принятие социальной роли школьника

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося



2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности

2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней

2.2. Наличие познавательных и

социальных мотивов учебной деятельности

2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

3

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых,

в том числе педагогов

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре своего народа

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей

3.2. Доброжелательность в отношении

к одноклассникам, членам семьи

3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

3.2. Этические чувства, доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и

сопереживание чувствам других людей

3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности

3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений

о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей

3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности

3.5. Информированность о

профессиях, представленных

в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума

3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих

и инженерных

3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности

3.6. Уважительное отношение

к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей

и чувств

3.7. Освоение правил общения

в классном коллективе

3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях

3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях

3.7. Навыки сотрудничества со

взрослыми

и сверстниками в разных социальных ситуациях

3.8. Способность быть доброжелательным

3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение

3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы

3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:

1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.

2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).


Таблица 2

Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы

и получат возможность для формирования, по классам


Критерии

сформированности

Код

результата

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

11

2**

1

2

1

2

1

2

1

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1.


+

+

+


+

+

+

1.2.

+

+

+

+

+

+

+

+

1.3.






+

+

+

1.4.






+

+

+

1.5.




+

+

+

+

+

1.6.

+

+

+

+


+

+

+

1.7.

+

+


+

+

+

+

+

1.8

+

+

+

+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение»

4


4


4


8


2

Смыслообразование

2.1.

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.


+

+

+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование»

1


2


2


2


3

Нравственно-этическая ориентация

3.1.




+


+

+

+

3.2.


+

+

+

+

+

+

+

3.3.




+

+

+

+

+

3.4.

+

+

+

+

+

+

+

+

3.5.


+

+

+

+

+

+

+

3.6.




+

+

+

+

+

3.7.


+

+

+

+

+

+

+

3.8.




+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация»

1


4


7


8


Количество диагностируемых личностных результатов в классе

6


10


13


18



Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».

Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.

В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».

Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.

В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».


Таблица 3

Блоки личностных планируемых результатов


Критерии сформированности

Блок

«Я»

Блок

«Семья»

Блок

«Школа»

Блок

«Родной край»

Блок

«Россия и мир»

Код результата

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.2, 1.8

1.7

1.6

1.1, 1.3, 1.4, 1.5

Смыслообразование

2.1, 2.2

Нравственно-этическая ориентация

3.2, 3.3, 3.6

3.7, 3.8

3.4

3.1, 3.5


Блок «Я» связан, прежде всего, с характеристиками личности младшего школьника с точки зрения собственного «Я». Обучающемуся важно осознавать, какими качествами он обладает (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, сознательность). Формирование идентичности происходит путем сравнения и осознанния своей этнической и национальной принадлежности. Происходит активное формирование самооценки, которая сказывается на коммуникации младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Самооценка также определяет характер учебной деятельности младшего школьника. В этой связи первым блоком в данной структуре социальных отношений выделен блок «Я».

Блок «Я» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для ребенка младшего школьного возраста. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данный блог учит ребенка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других.

Блок «Семья» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность младшего школьника с точки зрения успешности его адаптации в образовательной организации, принятия и освоения им новой социальной роли – роли обучающегося, а также наличия у него мотивов учебной деятельности. Наличие данных результатов определяется сменой ведущего вида деятельности при переходе от дошкольного образования к начальному и возрастным кризисом развития семи лет.

Блок «Школа» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности младшего школьника с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Челябинской области в целом.

Блок «Родной край» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями младшего школьника о стране, в которой он проживает, ее культурно- исторических ценностях и традициях многонационального народа.

Блок «Россия и мир» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:

Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края.

Сформированность ценностей многонационального российского общества.

Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Аналогично на основе таблицы 3 определяется содержание блоков «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир» обучающихся 1, 2 и 3 классов.



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» должны отражать:


1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства


жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;


сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;


овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;


овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,


базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

класс


Обучающийся научится:


находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы Южного Урала и рассуждать об увиденном;


находить выразительные, образные объемы в природе Южного Урала (облака, камни,


коряги, плоды и т. д.);


знать разнообразные формы предметного мира, простые геометрические формы;


осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации,


живописной и графической росписи;


владеть элементарными навыками бумагопластики;


выявлять геометрические формы простого плоского тела.


Обучающийся получит возможность научиться:


создавать коллективное панно-коллаж.



класс


Обучающийся научится:


развивать наблюдательность и представления о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм;


понимать роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и


Южного Урала;


понимать влияния формы предмета на представление о его характере;

владеть понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции,


пропорции и перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания, зрительный центр композиции;


знать основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов;


знать многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,


закругленные спиралью и т.д.) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;


знать виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);


уметь выполнять изображение на плоскости с помощью линии;


использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров;


уметь изображать на плоскости с помощью пятна;


владеть элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема,


вытягивание формы);


создавать модели предметов бытового окружения человека народов Южного Урала.


Обучающийся получит возможность научиться:


экспериментировать и исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен



класс


Обучающийся научится:


передавать настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,


пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала, традиционного для народов Южного Урала;


передавать с помощью линии эмоционального состояния природы Южного Урала,


человека, животных Южного Урала;


понимать роль ритма в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала;


узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках;


участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к образу персонажа;


знать способы передачи объема;


знать жанры пейзажа;

понимать единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала, связи изобразительного искусства с музыкой,


песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала;


знать жанры портретов;


выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в скульптуре;


знать разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования;


создавать модели предметов бытового окружения человека в культуре народов Южного Урала;


создавать декоративные композиции;


создавать эскизы для декорирования предметов быта, жилого пространства, транспорта,


парков, транспорта, книг и игрушек.


Обучающийся получит возможность научиться:


видеть проявления прекрасного в произведениях искусства народов Южного Урала


(картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе Южного Урала, на улице, в быту;


изображать пейзажи Южного Урала, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним.



класс


Выпускник научится:


давать эмоциональную оценку шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (включая природу Южного Урала);


участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению;


выделять образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала,


характеризовать образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала;


знать произведения народных художественных промыслов в России (с учетом НРЭО);


понимать общности тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов (в том числе - народов Южного Урала);


знать наиболее яркие культуры мира, представляющие разные народы и эпохи (в том числе -


народов Южного Урала);


использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы народов Южного Урала;


знать элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;


владеть различными художественными материалами и средствами для создания проектов;


выполнять творческие работы.

Выпускник получит возможность научиться:


понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира и народов Южного Урала; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;


моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного,


создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;


выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;


изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.




Содержание учебного предмета



Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе Южного Урала, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы Южного Урала в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи Художественные музеи Челябинска. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие уральской природы в черепановском кружеве Южного Урала, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных Южного Урала: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях народов Южного Урала. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве народов Южного Урала. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Каслинское и кусинское чугунное литье, златоустовская гравюра).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ в культуре народов Южного Урала. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве народов Южного Урала.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Южного Урала

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.). Страницы истории Южного Урала в живописи

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и народов Южного Урала. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры (Памятники архитектуры Челябинска) и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Южноуральский пейзаж в работах А.М. Васнецова, А.К. Денисов-Уральский, Н.А. Русаков. Городской пейзаж в живописи И.Л. Вандышева. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала. Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов Южного Урала (Мечети и мавзолеи на Южном Урале). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков (Парки, скверы, бульвары городов и сел Южного Урала), транспорта и посуды, мебели и одежды, книг (Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва) и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.




















































3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,

по учебному предмету «Изобразительное искусство»



Автор / авторский коллектив Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.

Наименование учебника «Изобразительное искусство» (1 класс)

Издательство «Просвещение»


1 класс. «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ», 33 часа


п/п

Название раздела

Кол-во часов в раздела

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Текущий

контроль

успеваемости

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

9

часов


1

Изображения всюду вокруг нас.

Экскурсия по школе (школьной библиотеке, школьному музею)


2

Мастер Изображения учит видеть. Тематическая прогулка.

Тематическая прогулка в Осень


3

Изображать можно пятном.



4

Изображать можно в объеме.

Тематическая прогулка (находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.))


5

Изображать можно линией.



6

Разноцветные краски.


Практическая работа

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)



8

Разноцветные краски.


Практическая работа

9

Художники и зрители (обобщение темы).


Самостоятельная работа

2


Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

часов

10

Мир полон украшений. Цветы.

Красота Уральской природы в черепановском кружеве (Южный Урал)


11

Красоту надо уметь замечать.



12

Узоры на крыльях.



13

Красивые рыбы.


Практическая работа

14

Украшение птиц.


Самостоятельная работа

15

Узоры, которые создали люди.

Природные мотивы в орнаментах народов Южного Урала


16

Как украшает себя человек.



17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)



3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

11 часов

18-19

Постройки в нашей жизни.



20

Дома бывают разными.

Жилища народов Южного Урала


21

Домики, которые построила природа.


Практическая работа

22

Какие можно придумать дома.


Самостоятельная работа

23

Дом снаружи и внутри.


Практическая работа

24

Строим город.

Дома нашего района (города, села)


25

Все имеет свое строение.



26

Строим вещи.


Самостоятельная работа

27-28

Город, в котором мы живем (обобщение темы)


Творческая работа (проект)

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5 часов

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка

Памятники архитектуры Челябинска (города, села)


Практическая работа

30

«Сказочная страна». Создание панно.

Творческая работа (проект)

31

Разноцветные жуки.


Самостоятельная работа

32

Времена года. Весенний пейзаж.



33

Здравствуй, лето! (обобщение темы)


Стандартизированная контрольная работа



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,

по учебному предмету «Изобразительное искусство»



Автор / авторский коллектив Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М.

Наименование учебника «Изобразительное искусство» (2 класс)

Издательство «Просвещение»


2 класс «ИСКУССТВО И ТЫ», 34 часа


п/п

Название раздела

Кол-во часов в раздела

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Текущий

контроль

успеваемости

1

Чем и как работают художники

8 часов

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира.



2

Пять красок – все богатство цвета и тона.



3

Пастель, цветные мелки, акварель и их выразительные возможности.


Практическая работа

4

Выразительные возможности аппликации.



5

Выразительные возможности графических материалов.


Самостоятельная работа

6

Выразительность материалов для работы в объеме.


Практическая работа

7

Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может быть выразительным


Творческая работа (проект)

8

Неожиданные материалы.



2

Реальность и фантазия

7 часов

9

Изображение и реальность.



10

Изображение и фантазия.



11

Украшения и реальность.


Практическая работа

12

Украшение и фантазия.



13

Постройка и реальность.

Природные конструкции Южного Урала


14

Постройка и фантазия.



15

Братья – Мастера всегда работают вместе.


ИЗО-викторина

3

О чём говорит искусство

11 часов

16

Изображение природы в различных состояниях.

Южноуральская природа в живописи русских российских художников.

Практическая работа

17

Выражение характера изображения животных.

Животные Южного Урала

Практическая работа

18

Выражение характера человека в изображении.

Былинные герои Южного Урала

Самостоятельная работа

19-20

Выражение характера человека в изображении.


Практическая работа

21

Образ человека и его характер. Работа в объеме.


Самостоятельная работа

22-23

Выражение характера человека через украшение.


Творческая работа (проект)

24-25

Человек выражает свои чувства, мысли и отношения к миру.


Самостоятельная работа

26

Обобщение занятий. Урок-соревнование.



4

Как говорит искусство

8 часов

27

Цвет, как средство выражения.



28

Цвет, как средство выражения.


Самостоятельная работа

29

Линия, как средство выражения: ритм линий.



30

Линия, как средство выражения: характер линии.


Самостоятельная работа

31

Ритм пятен, как средство выражения


Практическая работа

32

Пропорции выражают характер.


Самостоятельная работа

33-34

Ритм, линия, пятно, цвет, пропорция – средства выразительности.


Стандартизированная контрольная работа



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,

по учебному предмету «Изобразительное искусство»



Автор / авторский коллектив Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М.

Наименование учебника «Изобразительное искусство» (3 класс)

Издательство «Просвещение»


3 класс «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС», 34 часа


п/п

Название раздела

Кол-во часов в раздела

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Текущий

контроль

успеваемости

1

Искусство в твоем доме

8 часов

1-2

Твои игрушки придумал художник



3-4

Посуда у тебя в доме.

Традиционная посуда народов Южного Урала


5

Мамин платок.


Практическая работа

6

Обои и шторы в твоем доме.


Самостоятельная работа

7-8

Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме.

Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва

ИЗО-викторина

2

Искусство на улицах твоего города

9 часов

9-10

Памятники архитектуры – наследие веков.

Памятники архитектуры Челябинска (города, села)


11

Парки, скверы, бульвары

Парки, скверы, бульвары Челябинска (города, села)

Самостоятельная работа

12

Ажурные ограды.

Каслинское и кусинское чугунное литье


13

Фонари на улицах города.

Фонари на улицах моего города (села)


14

Витрины магазинов.



15

Транспорт в городе.



16-17

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).


ИЗО-викторина

Творческая работа (проект)

3

Художник и зрелище

9 часов

18

Художник в цирке



19

Художник в театре


Практическая работа

20

Маски


Самостоятельная работа

21-22

Театр кукол


Творческая работа (проект)

23

Афиша и плакат


Практическая работа

24

Праздник в городе



25-26

Школьный праздник – карнавал


ИЗО-викторина

Самостоятельная работа

4

Художник и музей

8 часов

27

Музеи в жизни города

Художественные музеи Челябинска


28

Изобразительное искусство – картина – пейзаж

Южноуральская природа в живописи русских российских художников.

Самостоятельная работа

29-30

Картина – портрет


Практическая работа

31-32

Картина – натюрморт


Самостоятельная работа

33

Картины исторические и бытовые

Страницы истории Южного Урала в живопис

ИЗО-викторина

34

Обобщающий урок. «Художник и музей». 


Стандартизированная контрольная работа




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,

по учебному предмету «Изобразительное искусство»



Автор / авторский коллектив Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.

Наименование учебника «Изобразительное искусство» (4 класс)

Издательство «Просвещение»


4 класс «КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)», 34 часа


п/п

Название раздела

Кол-во часов раздела

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Текущий

контроль

успеваемости

1

Истоки родного искусства

8 часов

1-2

Пейзаж родной земли

Южноуральский пейзаж в златоустовской гравюре на стали


3-4

Деревня – деревянный мир.

Особенности русской избы на Южном Урале

Практическая работа

5-6

Красота человека

Образ мужской и женской красоты в культуре народов Южного Урала

Самостоятельная работа

7-8

Народные праздники (обобщение темы)

Традиционные праздники народов Южного Урала

Творческая работа (проект)

2

Древние города нашей Земли

7 часов

9

Родной угол



10

Древние соборы



11

Города Русской земли


Практическая работа

12

Древние воины - защитники

Образ защитника в культуре народов Южного Урала


13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.


Практическая работа

16

Узорочье теремов


Самостоятельная работа

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)



3

Каждый народ - художник

11 часов

16-17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.


Самостоятельная работа

18-19

Народ гор и степей

Художественные традиции в культуре народов степей (башкиры, казахи)


20-21

Города в пустыне

Мечети и мавзолеи на Южном Урале

Практическая работа

22-23

Древняя Эллада



24-25

Европейские города средневековья


Самостоятельная работа

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)


ИЗО-викторина

4

Искусство объединяет народы

8 часов

27-28

Материнство


Практическая работа

29

Мудрость старости



30

Сопереживание



31

Герои-защитники

Образ защитника в культуре народов Южного Урала

Творческая работа (проект)

32

Юность и надежды



33-34

Искусство народов мира (обобщение темы)


ИЗО-викторина

Стандартизированная контрольная работа



1

**

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.