12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Драпалюк Марианна Владимировна2690
Общий трудовой и педагогический стаж: 32 года, стаж работы по специальности учитель начальных классов: 26 лет. Квалификационная категория: высшая квалификационная категория.
Россия, Калининградская обл., Калининград
Материал размещён в группе «Начальные классы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УМК «Школа России»

по русскому языку 1 класс

Количество часов на год: 147 часа

Из них обучение грамоте – 92 часа

Русский язык – 55 часов

Уровень: базовый

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык» (Сборник рабочих программ «Школа России», М.: Просвещение, 2015).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Общая характеристика учебного курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Русский язык и литературное чтение»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение «Русского языка» отводится 147 часов в неделю (33 учебные недели): из них 92 ч отводиться урокам обучения письму в период обучения грамоте и 55 часов урокам русского языка.

В 1 классе на обучение грамоте отводится 162ч (92ч на уроки обучению письму и 70ч на уроки обучению чтению).

В рамках предмета «Русский язык» в 1 классе выделено 20% на изучение внутри предметного модуля «Проектная деятельность» - на основе учебника В.П. Канакиной «Русский язык».(Просвещение 2015г)

 

Наименование раздела

Количество часов.

1.

Добукварный период

Обучение чтению

Обучение письму

29ч

12ч

17ч

2.

Букварный период

Обучение чтению

Обучение письму

113ч

46ч

67ч

3.

Послебукварный период

Обучение чтению

Обучение письму

20ч

12ч

На изучение модуля - Проектная деятельность отводится - 25ч (обучение грамоте – 15ч, русский язык – 10ч на основе учебника «Русский язык», Л.Ф. Канакина

На изучение модуля «Риторика» отводится 25ч (обучение грамоте – 15ч, литературное чтение – 10ч на основе учебника учебного пособия Л.Ф. Климановой, Т.Ю. Коти «Волшебная сила слова».

В классе обучается ученик по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) для которого учебный материал даётся дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей.

УМК:

1.В.Г Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А Виноградова «Азбука» в 2 частях;

2. Канакина В. П. ,Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Ч. 1.

3. Канакина В. П. Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Ч. 2.

4. Канакина В. П Русский язык. « Рабочая тетрадь» в 2х частях 1 класс

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Планируемые результаты (предметные и метапредметные)

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Понимать на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст; Знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации. Уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями. Уметь правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Знать/понимать, что звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - безударные. Слово представляет собой единство звучания и значения, Звучащее слово делится на слоги, один из которых произносится с большей силой и длительностью. Звуки речи могут обозначаться с помощью условных графических символов - букв. Основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные служат для связи основных слов в предложении, графические символы их изображения. Уметь: акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику. При анализе использовать практические приемы определений звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове. Делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный. Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически. Перекодировать звуковую форму слов из условно- графической в буквенную и наоборот. Анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов. Правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания. Писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму. Выполнять три вида соединения буки в слогах и словах. При письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением. Записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте, вы пол пять бордюры и росчерки.

Знать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённых последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте. Графические системы печатных и письменных букв русского алфавита. Форму каждой буквы как пространственно-количественную совокупность составляющих ее элементов. Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями. Уметь читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказать отдельные части текста (2-3 предложения). Озаглавливать прослушанный текст. Связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1 при списывании с печатного или письменного текста, 2 при письме по памяти или 3 под диктовку учителя. Ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. Выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк. чн, нч. с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща. чу, щу. Анализировать устную и письменную речь на основе сформированных образных представлений о структурных единицах русского языка, моделировать их с помощью соответствующих символов. Применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания. Осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв их соединений на письме. Применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й’]

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

— Тематическое планирование по обучению грамоте: к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению); к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).

— Тематическое планирование по русскому языку к учебнику: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.

Русский язык

Разделы, темы

Кол-во часов

     

1

Наша речь

2

диктантов

списывание

проекты

2

Текст, предложение, диалог

3

     

3

Слова, слова, слова…

5

     

4

Слово и слог. Ударение.

5

     

5

Звуки и буквы

40

2 +1 (итоговый)

1

1

 

Итого

55ч

     

ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (29 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (113 ч)

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.

Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (20 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (чтение 70ч) – 1 класс

№п/п

Тема

Кол -во часов

Дата

Добукварный период (12 часов)

1.

«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке.

Речь устная и письменная. Предложение. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.

1

01.09

2.

Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии.

1

06.09

3.

Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных.

1

08.09

4.

Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье.

1

13.09

5.

Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей.

Звуки в словах. Природа родного края.

1

15.09

6

М.№1

Слог - слияния. Правила безопасного поведения в быту

РиторикаВ.Коти «Волшебная сила слова»

Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

20.09

7.

Повторение и обобщение пройденного материала. Любимые сказки.

1

22.09

8.

Гласный звук [a], буквы А, а

1

27.09

9.

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь.

1

29.09

10.

М.№2

Гласный звук [ и], буквы И, и.Дружба и взаимоотношения между друзьям.

Риторика В.Коти «Волшебная сила слова»

Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

04.10

11.

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд.Обязанности ученика.

1

06.10

12.

Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.

1

11.10

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД - 46 часов

13.

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.

1

13.10

14

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

1

18.10

15.М.№3

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. Риторика. В.Коти «Волшебная сила слова» Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

20.10

16

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

1

25.10

17.

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях.

1

27.10

18.

М.№4

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. РиторикаВ.Коти «Волшебная сила слова» Уход за комнатными растениями.

1

7.11

19.

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

1

8.11

20.

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

1

9.11

21.

М.№5

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п Риторика

В.Коти «Волшебная сила слова». Профессии родителей. Профессии родителей.

1

10.11

22.

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.

1

14.11

23.

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м.

Наша будущая профессия.

1

15.11

24.

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.

1

16.11

25.

М.№6

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з

Риторика. В Коти «Волшебная сила слова». Игры и занятия детей. Большое спасибо.

1

17.11

26

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

21.11

27.

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов.

1

22.11

28.

М.№7

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б

Риторика В.Коти «Волшебная сила слова» В библиотеке. Делу время , а потехе час.

1

23.11

29.

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут.

 

24.11

30.

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

28.11

31.

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. Большое спасибо

1

29.11

32.

Гласные буквы Я, я. Маяк.

1

30.11

33.

М.№8

Гласные буквы Я, я. Растения сада.

Риторика В.Коти «Волшебная сила слова»

Делу время, а потехе час.

1

01.12

34.

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.

1

05.12

35.

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

06.12

36.

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. Скороговорки.

1

07.12

37.

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

1

08.12

38.

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1

09.12

39.

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Досуг детей.

1

12.12

40.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека. Скороговорки.

1

13.12

41.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

14.12

42.

М.9

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

Риторика. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

15.12

43.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

19.12

44.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

1

20.12

45.

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить. Скороговорки

1

21.12

46.М.№11

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Риторика Без труда хлеб не родится никогда.

1

22.12

47

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.

1

26.12

48.

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Игра в слова.

1

27.12

49.

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1

28.12

50.

Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей. «Сказочная страничка»

1

12.01

51.

М.№11

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час. Стихи

С. Маршака для детей. Риторика

1

16.01

52.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1

17.01

53.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать. Стихи и рассказы про животных.

1

18.01

54.

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1

19.01

55.

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи.

1

23.01

56.

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет… «Сказочная страничка»

1

24.01

57.

М.№12

Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде. Русский алфавит. Риторика

В.Коти Сказочная страничка.

1

25.01

58.

Русский алфавит.

1

26.01

Послебукварный период – 12 часов

59-63

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить».

5

27.01

30.01

31.0108.02,09.02,

64.

М.№13

Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине.

Риторика. Т.Коти «Волшебная сила слова»

К Ушинский «Наше отечество»

1

13.02

65.

История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.

1

14.02

66.

В. Крупин «Первый букварь». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.

1

15.02

67.

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг «Сказочная страничка.

1

16.02

68.

М.№15

Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. «Сказочная страничка» Риторика Т.Коти «Волшебная сила слова» К.Ушинский «Наше отечество»

1

20.02

69.

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.

1

21,02

70

К.И. Чуковский Телефон. Инсценированное стихотворения. Внеклассное чтение.

1

22.02

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению1 класс(44часа)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием.

1

27.02

Жили-были буквы. – 7 ч.

2.

В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах.

1

28.02

3.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана.

М.№1 «Рады познакомиться»

1

01.03

4.

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.

1

02.03

5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму».

1

06.03

6.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности.

М.№2 «Ежели вы вежливы»

1

07.03

7.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности.

1

09.03

8.

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги.

1

10.03

Сказки, загадки, небылицы. – 7 ч

9.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

13.03

10.

Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей.

1

14.03

11.

РНС «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану.М.№3 «Ежели вы вежливы»

1

15.03

12.

Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок.

1

16.03

13.

Русские народные потешки.

1

20.03

14.

Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров.

1

21.03

15.

Обобщение по разделу «Узнай сказку».

М.№4 «У меня зазвонил телефон».

1

22.03

Апрель, апрель! Звенит капель. – 5 ч.

16.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

23.03

17.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

03.04

18.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

03.04

19.

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

М.№5 «У меня зазвонил телефон».

1

04.04

20.

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель».

1

05.04

И в шутку и всерьёз – 6 часов

21.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

06.04

22.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам.

1

10.04

23.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа.

М.№6 «Школьные годы - чудесные»

1

11.04

24.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев.

1

12.04

25.

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев.

1

13.04

26.

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

1

17.04

Я и мои друзья- 7 часов

27.

Ю. Ермолаева «Лучший друг».

1

18.04

28.

«Подарок. Е. Благинина ». Анализ и оценка поступков героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев.

1

19.04

29.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев.

1

20.04

30.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев.

1

24.04

31.

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев.М,№8 « Я захотел устроить бал, я гостей к себе позвал»

1

25.04

32.

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

26.04

33.

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

27.04

О братьях наших меньших -11часов

34.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

02.04

35.

Знакомство с рассказами В.Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

М,№9 « Я захотел устроить бал, я гостей к себе позвал»

1

03.05

36.

В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану.

1

04.05

37.

В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану.

1

05.05

38.

И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев.

1

10.05

39.

С. Михалков «Важный совет». Анализ и оценка поступков героев.М.№10 «Большое спасибо».

1

 

40.

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Различение жанров художественных произведений.

1

 

41.

В. Берестов «Лягушата». Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия.

1

 

42.

В. Берестов «Лягушата». Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия.

1

 

43.

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений.

1

 

44.

Обобщающий урок «О братьях наших меньших».

1

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) 1 класс (92 часа)

Добукварный период- 17часов

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Пропись — первая учебная тетрадь.

1

 

2.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

 

3.

Письмо овалов и полуовалов

1

 

4.

Рисование бордюров.

1

 

5.

Письмо длинных прямых. Наклонных линий

1

 

6.

М.№1

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Проектная деятельность. Игра со словами.

1

 

7.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

 

8.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

 

9.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных

линий с закруглением влево и вправо.

1

 

10.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу

1

 

11.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование.Письмо овалов.

1

 

12.

М.№2

Строчная и заглавная буквы А, а.

Проектная деятельность

Игры со словами.

1

 

13.

Строчная и заглавная буквы О, о.

«Рады познакомиться»

1

 

14.

Строчная буква и.

Заглавная буква И.

1

 

15.

Строчная буква ы.

1

 

16.

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

 

17.

Повторение.

   

Букварный период. Обучение письму (67ч)

18.

М.№3

Строчная и заглавная буквы Н, н. Занимательное азбуковедение

Проектная деятельность..

«Слоговое лото»

1

 

19.

Строчная и заглавная буквы С, с.

1

 

20.

Заглавная буква С.

1

 

21.

Строчная и заглавная буквы К, к.

1

 

22.

Строчная и заглавная буквы К, к.

1

 

23.

Строчная и заглавная буквыТ, т.

1

 

24.

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

 

25.

М.№4

Строчная и заглавная буквыЛ, л. Проектная деятельность.

Занимательное азбуковедение.«Слоговое лото»

1

 

26.

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

Вежливые слова.

1

 

27.

Строчная и заглавная буквыВ, в.

1

 

28.

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

 

29.

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

 

30.

М.№5.

Строчная и заглавная буквы П, п. Проектная деятельностьЗанимательное азбуковедение «Омонимы»

1

 

31.

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

 

32.

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

 

33.

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

 

34.

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

 

35.

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

 

36.

М.№6

Строчная и заглавная буквы Б, б. Проектная деятельность Занимательное азбуковедение. «Грамматическая сказка».

1

 

37.

Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

 

38.

Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

 

39.

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

 

40

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

 

41.

Заглавная буква Д.

1

 

42.

М.№7

Строчная и заглавная буквы Я, я. Проектная деятельность. «Грамматическая сказка»

   

43.

Строчная и заглавная буквы Я, я.

   

44.

Строчная и заглавная буквы Я, я.

   

45.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

   

46.

Строчная и заглавная буквыГ, г.

1

 

47.М.№8

Строчная и заглавная буквы ч. Проектная деятельность «Занимательное азбуковедение» Игра «Подбери пару».

1

 

48.

Строчная и заглавная буквы ч.

1

 

49.

Строчная и заглавная буквы ч.

1

 

50.

Строчная и заглавная буквы ч.

1

 

51.

Буква ь. Игры с буквами и словами.

1

 

52.

Буква ь. Вежливые слова

1

 

53.

Диктант№1

1

 

54.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

1

 

55.

М.№9

Строчная и заглавная буквы Ш, ш .Проектная деятельность. Грамматическая сказка. Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

 

56.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

 

57.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

 

58.

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

 

59.

Строчная буква ё. Диктант №2

1

 

60.

М.№10

Строчная буква ё Проектная деятельность. «Занимательная азбуковедение» Игра «Подбери пару».

1

 

61.

Заглавная буква Ё.

1

 

62.

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

 

63.

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

 

64.

Строчная и заглавная буквы Х, х.

   

65.

Строчная и заглавная буквы Х, х. У меня зазвонил телефон.

   

66.

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

 

67.

М.№11

Проектная деятельность

Игры со словами «Буква потерялась»

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

 

68.

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

 

69.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю

1

 

70

Строчная и заглавная буквы Ю, ю

1

 

71.

Строчная и заглавная буквы Ю, ю

1

 

72.

М.№12

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

Проектная деятельность Анаграммы.

1

 

73.

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

 

74.

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

 

75.

Строчная и заглавная буквы Э

1

 

76.

Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

 

77.

Строчная буква щ.

1

 

78.

М №13.

Строчная буква щ.Проектная деятельность

Вежливые слова. Игры со словами «Собери ромб».

1

 

79.

Заглавная буква Щ.

1

 

80

Заглавная буква Щ. Диктант №3

1

 

81.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

 

82.

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

 

83.

Строчные буквы ь, ъ.

1

 

84.

Контрольное списывание. Игры с буквами.

1

 

После букварный период. Обучение письму(8ч)

85.

Оформление предложений в тексте Проект №1«Сказочная страничка».

1

 

86.

Правописание жи-ши

1

 

87.

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Правописание ча-ща.

1

 

88.

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» Правописание чу-щу

1

 

89.

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

Правописание чк, чн. чн.

1

 

90.

Проверочный диктант №4

1

 

91.

М.№15

Заглавная буква в словах. Правописание безударных гласных в корне слова Проектная деятельность Пословицы о вежливости. Деление слов на слоги.

1

 

92.

Алфавитный порядок слов. Повторение.

1

 

Диктант – 3; Контрольное списывание – 1; Проект – 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО русскому языку 1 класс (55 часа)

Наша речь (2 часа)

1.

Наша речь

1

 

2.

Устная и письменная речь

1

 

Текст, предложение, диалог (3 часа)

3.

Текст и предложение.

1

 

4.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

1

 

5.

Диалог. Происхождение слов «здравствуй, пенал, благодарность» Модуль №1Проектная деятельность

1

 

Слова, слова, слова … (5 ч.)

6.

Роль слов в речи.

1

 

7.

Слова-названия предметов и явлений, признаков, действий предметов

1

 

8.

Тематические группы слов «Вежливые слова

1

 

9.

Однозначные и многозначные слова.

1

 

10.

Близкие и противоположные по значению слова проектная деятельность

М.2 Как обозначаются звуки

1

 

Слово и слог. Ударение. (5 часов)

11.

Слог как минимальная произносительная единица

1

 

12.

Деление слова на слоги

1

 

13.

Перенос слов

1

 

14.

Ударение О происхождении слов «азбука, алфавит» Модуль №3проектная деятельность

1

 

15.

Ударные и безударные слоги

1

 

Звуки и буквы (40 ч)

16.

Звуки и буквы

1

 

17.

Звуки и буквы

1

 

18.

Русский алфавит, или Азбука

   

19.

Гласные звуки и буквы Модуль №4 Проектная деятельность Глухие и звонкие согласные

1

 

20.

Гласные звуки и буквы

1

 

21.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

 

22.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

 

23.

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.

1

 

24.

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.

1

 

25.

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1

 

26.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

 

27.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

 

28.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Модуль №5О происхождении слова «тетрадь»

1

 

29.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

1

 

30.

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

1

 

31.

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

1

 

32.

Проверочный диктант по теме «Ударные и безударные гласные»

1

 

33.

Согласные звуки Шипящие звукиМодуль №6 проектная деятельность

1

 

34.

Слова с удвоенными согласными.

1

 

35.

Слова с удвоенными согласными.

1

 

36.

Буквы Й и И

1

 

37.

Мягкие и твер­дые согласные.

1

 

38.

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. О происхождении слова «карандаш» Модуль №7

1

 

39.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком

1

 

40.

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком

1

 

41.

Согласные звонкие и глухие

1

 

42.

Парные глухие и звонкие согласные звуки

1

 

43.

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова

1

 

44.

Правописание парных согласных звуков на конце слов. Модуль №8 проектная деятельность Проект «Скороговорки»

1

 

45.

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

1

 

46.

Проверочный диктант по теме «Парные и непарные согласные звуки».

1

 

47.

Шипящие согласные звуки

   

48.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

   

49.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

   

50.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. О происхождении названий городов Модуль №9 Проектная деятельность

   

51.

Заглавная буква в словах

   

52.

Проект «Сказочная страничка»

   

53.

Гласные звуки и буквы. Ударение.

Проект «Сказочная страничка» Модуль №10 проектная деятельность

   

54.

Итоговый контрольный диктант за курс 1 класса

   

55.

Урок-КВН «Страна Словария». Итоги года

   
Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.