12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дамаев Ряшит Харисович101 Россия, Саратовская обл., с.Яковлевка Базарно-Карабулакского района |
Разработка обобщающего урока по теме "Системы счисления" в 10 классе
Обобщающий урок по теме "Системы счисления". 10-й класс
Цели урока:
Обучающие:
контроль усвоения учебного материала по теме “Системы счисления”;
формировать общеучебные и специальные умения и навыки.
Развивающие:
развивать умение выделять главное;
развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность;
развивать речь, логическое мышление учащихся.
Воспитательные:
формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор.
Программное обеспечение: MS Office Word, MS Office Power Point, Калькулятор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
II. Быстрое повторение
№ | Согласны ли вы с утверждением | Да | Нет |
1 | Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. | + |
|
2 | Все системы счисления делятся на три группы: позиционные, непозиционные и алфавитные. |
| + |
3 | В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. | + |
|
4 | Основанием двоичной системы счисления, записанном в самой системе счисления, является число 2. |
| + |
5 | Число А21СFD4 записано в шестнадцатеричной системе счисления. | + |
|
6 | Число 3567 записано с ошибкой. |
| + |
7 | Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011 |
| + |
8 | Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления. |
| + |
9 | Число 3005,234 записано с ошибкой. | + |
|
10 | Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления. |
| + |
Таблица сохраняется отдельным файлом и выводится на экран, знаки + сначала скрыты (задан фоновый цвет шрифта), после каждого ответа можно вывести знак + для проверки, выделив последние столбцы и задав цвет.
III. Закрепление знаний, умений и навыков
1) Арифметические операции в системах счисления с разными основаниями (2, 8, 16) – 3 ученика работают у доски. Проверку провести с использованием калькулятора.
Двоичная | Восьмеричная | Шестнадцатеричная |
110101111 | 547 | A1F |
1110 | 315 | 2C |
2) Остальные ученики работают на местах с раздаточным материалом – 2 варианта. Перевод чисел – заполнить таблицы.
Вариант 1: перевод дробных чисел:
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
0,10011001 |
|
|
|
| 0,73 |
|
|
|
| 0,65 |
|
|
|
| 0,0F |
Вариант 2: перевод целых чисел:
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
1001001111 |
|
|
|
| 2371 |
|
|
|
| 1087 |
|
|
|
| AE9 |
3) По завершении работы – а) учащиеся формулируют соответствующие правила перевода; б) проверяют результаты с помощью калькулятора на интерактивной доске.
4) Перевести число 56710 в систему счисления с основанием 7, разложить его по степеням основания, проверить.
56710 = 14407 = (1 · 73 + 4 · 72 + 4 · 71 + 0)10 = (343 + 196 + 28)10 = 56710
IV. Итоговое обобщение
Организуется в форме опроса. После ответа на каждый вопрос демонстрируются соответствующие слайды из презентации, после чего ученики могут также предложить дополнения и (или) уточнения.
Дать определение системы счисления.
Классификация систем счисления.
Описать примеры непозиционных систем счисления (единичной, римской и алфавитной), в чём недостаток непозиционных систем счисления.
Дать понятие позиционной системы счисления, описать примеры: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная позиционные системы счисления.
В какой системе счисления работает компьютер, почему?
Сформулировать правила перевода чисел из системы счисления с основанием 10 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно.
V. Подведение итогов урока. Оценка результатов работы учащихся на уроке.
Для оценивания в процессе урока применять таблицу:
Таблица оценивания
№ | Ф.И. учащегося | 1 вид работы | 2 вид работы | 3 вид работы | 4 вид работы | 5 вид работы | ИТОГО |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
VI. Задание на дом
1. Повторить теоретический материал (указать страницы учебника)
2. Перевести число 69110 в системы счисления с основаниями 4 и 11, проверить разложением по степеням основания.
3. Выполнить перевод чисел (раздать карточки с частично заполненными таблицами).