12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лонская Татьяна Александровна31
3

Разработка урока в 5 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа"

Технологическая карта урока математики

При готовила урок и провела Т.А. Лонская, учитель математики МБОУ СОШ № 1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой» г.Саяногорска

Предмет

Математика

Класс

5 Б

Дата проведения

17.01.2021

Тема урока

Решение задач на нахождение дроби от числа

Тип урока

Урок изучения и закрепления нового материала

Цели урока:










Задачи урока:

Образовательная: Актуализировать знания учащихся об обыкновенных дробях, их записи и расположения на числовом луче, закрепить полученные на прошлых уроках знания и умения в ходе выполнения упражнений, сформировать умение применять правила нахождения дроби от числа при решении задач;

Развивающая: Развивать умения сравнивать, делать выводы, логически мыслить, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно действенного мышления.

Воспитательная: в процессе формирования интереса к предмету, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах, формировать умение организовывать свою работу в группе и поэтапно её выполнять, воспитывать доброжелательность в отношениях друг к другу, уважение мнения других, умение слышать и слушать.


- организовать деятельность обучающихся по изучению обыкновенных дробей;

- способствовать усвоению знаний об обыкновенных дробях;

- развивать активную познавательную деятельность через работу в группе, применение интерактивных заданий ;

- формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы при выполнении упражнений;

- формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения;

- стимулировать развитие познавательного интереса;

- прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку.

Оборудование урока

Интерактивная панель Lumien, с подключенной сетью Интернет, карточки заданий к этапам урока, наглядный материал, магниты, сформированные учителем задания на сайте https://uchi.ru/

Педагогические технологии, методы и приемы

Информационно-коммуникативные технологии, активные методы развивающего и группового обучения; использование системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

учащийся Предметные: знать понятия доли, дроби, определение правильной и неправильной дроби, уметь их распознавать. Соотносить дробь и рисунок, располагать дроби на числовой прямой, в том числе неправильные, уметь применять правила нахождения дроби от числа, научиться решать задачи, в которых требуется находить долю от остатка. уметь соотносить величины, применять правила в нестандартной ситуации.

Регулятивные: уметь логически мыслить, рассуждать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: уметь вести диалог, слушать, аргументированно высказывать свои суждения;

Познавательные: уметь читать математический текст и применять знания по заданной теме, формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности, формирование интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.


УМК

Учебник: А .Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и др., Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2010-2021

Математика. Методическое пособие. 5 класс. Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2016.

Образовательные Интернет-ресурсы

https://uchi.ru/ - интерактивная образовательная онлайн-платформа

План проведения урока:

Этапы урока

1.Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация и целеполагание формирование умений оценивания и прогнозирования результата

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, организация первичного закрепления знаний, полученных на прошлых уроках. Выявление места и причины затруднения.


4. Построение и реализация этого проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организация первичного закрепления знаний, полученных на прошлых уроках. Усвоение новых знаний и способов усвоения через работу в группах, под контролем учителя над упражнениями (задачами).

5. Динамическая пауза

6. Усвоение новых знаний и способов усвоения через самостоятельную работу в группах, осуществление обсуждения, выполнения задания и взаимопроверка.

7. Поведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Информация о домашнем задании



Технология

проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведет к достижению

запланированных результатов

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные

действия: личностные

регулятивные, коммуникативные,

познавательные

1

2

3

4

5

6

1.Организационный момент

Делит учеников на группы, определяет роли старшего в группе, напоминает о правила поведения на уроке.


Готовятся к уроку


Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; Саморегуляция

2. Мотивация к учебной

деятельности.

Цели:

- актуализировать требования

к учащимся с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность;

- установить тематические рамки

Организует актуализацию требований к учащимся с позиций учебной деятельности, устанавливает тематические рамки. Учитель озвучивает тему урока, просит определить цели урока и задачи, дает пояснения о ходе урока.

На доске прописаны этапы урока

Разминка.

Работа в группах над решением задач.

Математическое лото.

Подведение итогов.


Задания домашней работы.

Ученики в беседе с учителем формулируют цели и задачи урока.

Уметь определять цель, планировать свою деятельность.

Уметь находить значение буквенного выражения при известном значении переменной

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, выбирать средства достижения цели.



3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

На створках доски оформлены с помощью стикеров, карточек задания.

Для 1 группы: какая дробь соответствует рисунку.

Для 2 группы: расположите дроби на числовой прямой.

Для 3 группы: распределите дроби на правильные и неправильные.

Для 4 группы интерактивное задание с использованием портала https://uchi.ru/ на расположение дробей на числовой прямой.

(набор карточек в Приложении 1. Карточки для этапа «Разминка»)

Выполняют задания. Находят соответствие между рисунком и значением дроби Обсуждают правильные ответы. Отвечают на вопросы учителя, вспоминают правила, на которые опирались при выполнении заданий.

Взаимодействуют друг с другом и с учителем во время работы.

Распознавать правильные и неправильные дроби, опираясь на определение. Уметь находить место дроби на числовой прямой, выделять вторые, третьи доли среди 12-х, 9-х долей.

Уметь размышлять в незнакомой учебной ситуации, преодолевать затруднения.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.


4. Построение проекта и реализация этого проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

- создать условия для уточнения индивидуальных целей будущих действий;

- организовать составление плана совместных действий.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- закрепить новое знание в речи и знаках;

- зафиксировать преодоление возникшего затруднения

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, Организует работу по актуализации опорных знаний. Предлагает учащимся выполнить задания. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, осуществляет диалог, помогающий достижению результата. Осуществляет фиксирование нового знания, формируемых навыков.

Карточка с задачами.

Задача 1. За четыре дня яхта капитана Врунгеля «Беда» прошла 624 км. В первый день было пройдено 2/13 всего расстояния, во второй день пройдено 5/26 от всего, в третий – 5/12, в четвертый – оставшееся расстояние. Сколько километров прошла яхта в четвертый день?


Задача 2.Андрей, Петя и Саша собрали 84 кг макулатуры. Андрей собрал 2/7 всей макулатуры, Петя – 3/5 остального. Сколько килограммов собрал Саша?







Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Выполняют задания в тетрадях. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Строят высказывания, понятные для партнеров, обосновывают свое мнение. в определенной последовательности.

Выполняют запись условия задачи определяя взаимосвязанные величины. Анализируют, сравнивают, классифицируют, осуществляют выбор, делают выводы, применяют правила.

Уметь выделять существенную информацию из условия задачи, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь моделировать условие задачи, записывая краткую запись, учитывая понятие доли числа, выполнять вычисления с помощью правила нахождения дроби от числа, применить понятие остатка. Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Личностные: осознавать ответственность за общее дело.








5.Динамическая пауза


Цели: смена вида деятельности с целью уменьшения нагрузки на глаза и ОДА

Учитель формулирует задание в устной форме, повторяет его несколько раз, разъясняя порядок выполнения.

В устной форме задание «Найти равную для дроби дробь среди карточек (стикеров) на доске»

Учащиеся встают с мест, подходят к доске, и снимают нужную карточку

Умение сравнивать дроби, знать понятия правильной и неправильной дроби, равных дробей, и равных единице.

Регулятивные: уметь мыслить, рассуждать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь слушать учителя и окружающих.

Познавательные: , формировать умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать.

6.Усвоение новых знаний и способов усвоения через самостоятельную работу в группах, осуществление обсуждения, выполнения задания и взаимопроверка

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Предлагает учащимся выполнить задания. осуществляет диалог, помогающий достижению результата. Осуществляет фиксирование нового знания, формируемых навыков.

Задания «Математического лото» составлены из заданий на нахождение дроби от числа, коротких задач на нахождение остатка, а так же с неизвестной переменной.

(Набор карточек в Приложении 2. «Математическое лото»)

Выполняют задания, делая устные вычисления. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Строят высказывания, понятные для партнеров, обосновывают свое мнение в определенной последовательности.

Уметь моделировать условие, вопрос, распознавать краткую запись, учитывая понятие доли числа, выполнять устные вычисления с помощью правила нахождения дроби от числа, применить понятие остатка, неизвестной переменной. Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: уметь применять новые знания.

Личностные: осознавать ответственность за общее дело.

7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Информация о домашнем задании.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

-обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Осуществляет обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Вопросы учащимся:

- Какое задание, среди предложенных, было самым трудным и почему?

- Какая из предложенных задач была самой трудной?


Предлагается табличка с фамилиями участников группы. (Приложение 3) Предлагается оценить работу на каждом этапе, свой вклад в работу в группе. Оценить в целом работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, о том, что узнали, при выполнении какого задания, где испытывали трудности. Оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают домашнее задание.


Уметь строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.




















Приложение 1. Задания для этапа «Разминка» (уменьшенный вариант)

Какая часть фигуры закрашена? Фигуры:

t1646659408aa.gift1646659408ab.gif

t1646659408ac.gift1646659408ad.gif

t1646659408ae.gift1646659408af.gif

t1646659408ag.gift1646659408ah.gif

t1646659408ai.gift1646659408aj.gif

t1646659408ak.gift1646659408al.gif



Приложение 2. «Математическое лото»


Ответ: 27


Ответ: 64


Ответ: 19


Ответ: 50


Ответ: 36


Ответ:108.


Ответ:60


Ответ:72




Найдите t1646659408am.gif от 45


Найдите t1646659408an.gif от 72


Найдите t1646659408ao.gif от 380


Найдите t1646659408ap.gif от 74


Найдите х, если t1646659408aq.gifот х равна 12

Найдите х, если t1646659408ar.gifот х равна 18.

Продали t1646659408as.gifот 240 кг товара, сколько осталось кг?

Отрезали t1646659408at.gifот 120м провода, сколько осталось метров?



Приложение 3. Лист самооценивания. Группа №____

Фамилия имя

Я справился с заданиями разминки

Я умею решать задачи на нахождение дроби от числа

Я справился с заданиями «ЛОТО»

Я активно работал в группе

Моя оценка за урок

1






2






3






4






5









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.