12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булгакова Ольга Владимировна25
4

Разработка вводного урока геометрии в 7 классе по теме «Треугольник»

Булгакова Ольга Владимировна,

учитель математики

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №19»


Разработка вводного урока геометрии в 7 классе по теме «Треугольник»


Треугольник является важнейшей фигурой планиметрии, и потому в первую очередь изучают свойства этой фигуры. С ним связаны многие методы, используемые при решении различных геометрических задач. Любой многоугольник может быть разделён на треугольники, а изучение свойств этого многоугольника, сводится к изучению составляющих его треугольников. В каком-то смысле изучаемая в школьном курсе геометрия - это геометрия треугольника. Уроки необходимо выстраивать с опорой на имеющийся опыт учащихся, так как эта геометрическая фигура достаточно хорошо изучена в начальной школе и в курсе математики 5-6 классов.

Предлагаю Вашему вниманию разработку первого урока геометрии по теме «Треугольник» в 7 классе.

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

первый урок раздела «Треугольники»

Тема урока

Треугольник

Уровень изучения

базовый

Тип урока:

комбинированный урок

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самоопределение: формирование положительной мотивации к обучению, позитивного отношение к уроку и предмету

Метапредметные: сравнение, анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов; синтез, работа с разной знаково-символической информацией, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в паре и группе, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, самооценка результатов деятельности.

Предметные: формулировать определение понятия треугольник и его элементов, применять для решения задач на нахождение периметра и сторон треугольника.

Ключевые слова: треугольник, периметр, транспортир, угол.

Краткое описание Вводный урок по теме «Треугольник». основная задача – обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Треугольник», полученные в 5-6 классах. Подготовить к изучению признаков равенства треугольников и решению задач по теме.

На уроке применяется мультимедийный проектор, наборы карточек с заданиями группам, оценочный лист, учебник геометрии, ноутбуки с кроссвордом по теме «Треугольник», разработанного в программе HotPotatoes,


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Фронтальная беседа с классом. Определение темы урока.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Раздаёт лист оценивания, проводит по нему инструктаж. Предъявляет задание учащимся – разгадать загадку в форме стихотворения:

Три моих стороны

Могут разной быть длины.

Где стороны встречаются –

Угол получается.

Что же вышло? Посмотри!

Ведь углов-то тоже три.

На меня вы посмотрите,

Мое имя назовите.

Учитель предлагает с помощью отгадывания стихотворения назвать тему урока.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа с классом, «мозговой штурм».

Учитель предлагает записать тему и сначала обсудить значение термина «треугольник», что уже знают о треугольнике. С помощью вопроса «Дайте определение понятию треугольник» учитель приводит к затруднению (учащиеся имеют представление о треугольнике как геометрической фигуре, умеют чертить треугольник, знают разные виды треугольников, но затрудняются сформулировать чётко определение понятия «Треугольник»), это приводит к формулировке цели урока.

Этап 1.3. Целеполагание

Сегодня на уроке ты сформулируешь понятие «треугольник» на основе его характеристических свойств и научишься применять их при решении задач.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока, используя слова-помощники: повторю, изучу, мне пригодится, научусь…


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель предлагает решить задачи (работа в парах):

Задание 1: изучите математические объекты, представленные на рисунке 2. Сравните их, распределяя на две группы столько раз, сколько это возможно. Дайте названия математическим объектам каждой группы. Предъявляет для проверки классификационную схему понятия «Треугольник».

t1689410522aa.jpg

Рисунок 1

Первоначально у учащихся возникает две группы «Треугольники» и «Другие фигуры».

Зt1689410522ab.gif
адание 2. Используя имеющиеся у вас знания по теме, а также с помощью учебника постройте схему классификации всех треугольников, представленных на рисунке 3.

Рисунок 2

Осуществление проверки по эталону.

Задание 3. Определите основные характеристические свойства треугольников. Дайте определение понятия «Треугольник»

1. геометрическая фигура

2. три точки, не лежащие на одной прямой (вершины)

3. три отрезка. попарно соединяющие эти точки (стороны)

4. часть плоскости, ограниченная этими отрезками.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Учитель организует практическую работу по группам (четвёркам).

Предлагает решить исследовательские задачи и сделать выводы по итогам решения.

1) Какому условию должны удовлетворять три точки, чтобы быть вершинами треугольника?

2) С помощью линейки и транспортира постройте треугольник по двум заданным углам и определите его вид:

А) 300, 600 Б) 600, 600 В) 1000, 1000

3) Портнихе нужно пришить карман треугольной формы. Сколько и каких мерок она должна сделать, чтобы изготовить карман в форме:

А) равностороннего треугольника Б) равнобедренного треугольника В) разностороннего треугольника.

4) В школьной мастерской из проволоки изготовили четыре стержня с длинами 3 см, 7см, 9 см и 10 см. Выясните, из каких стержней можно составить треугольник, а из каких нельзя.

Проверяют все выводы учащихся по итогам решения задач, представляя полученные решения.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Самостоятельная работа. Учитель предлагает решить следующие задачи:

1. Для изготовления оконного блока треугольной формы необходимо произвести предварительные замеры имеющегося проема. Сколько размеров и какие должен снять замерщик, чтобы можно было изготовить нужное окно? Какие размеры достаточно снять, если проем имеет форму равностороннего или равнобедренного треугольника?

2. Лоскут ткани имеет форму треугольника. Такие лоскуты используют при шитье в технике печворк, которая требует аккуратности и точности форм. Как, перегибая материю, установитьт, является ли этот треугольник равнобедренным или равносторонним? [1]

Этап 3.2. Систематизация знаний и умений

Выполнение электронного кроссворда, созданного с помощью программы HotPotatoes.

t1689410522ac.png

Рисунок 3

Перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой содержащей противолежащую сторону.

Сумма длин сторон треугольника.

Треугольник с двумя равными сторонами.

Треугольник с углом равным 90°.

Большая из сторон прямоугольного треугольника.

Сторона равнобедренного треугольника.

В любом треугольнике их три.

Треугольник, один из углов которого больше 90°.

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

Чем является точка А в треугольнике АВС?

Отрезок, который делит угол треугольника пополам.

Ключ: 1. Высота. 2. Периметр. 3. Равнобедренный. 4. Прямоугольный. 5. Гипотенуза. 6. Основание. 7. Угол. 8. Тупоугольный. 9. Медиана. 10. Вершина 11. Биссектриса.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Учащиеся подводят итоги самооценки по оценочному листу. выставляют себе отметку за урок в соответствии с критериями

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Отвечают на вопросы учителя (если позволяет время, то в письменной форме)

1) Что вы сегодня узнали нового?

2) Какие вопросы остались для меня неясными?

3) Какие вопросы я задал бы ученикам, чтобы проверить поняли ли они материал?

4) Чему я научился за этот урок?

5) Что мне понравилось на уроке?

6) Что было самым трудным?

7) Какую отметку я поставлю себе за урок, собирая общий результат в листе оценивания.?

Этап 5.2. Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание.

1. Повторить конспект урока, решить № 89, 92

2*. Приготовьте сообщение о каком-либо известном треугольнике (например, Бермудский треугольник, Египетский треугольник и др.)

3*. Напишите синквейн по теме «Треугольник»


Процесс формирования понятий — это постепенный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых необходимо учитывать методические особенности обучения детей данного возраста. Первые уроки геометрии должны вызывать интерес и мотивировать к изучению понятию. Важно показать практическое применение изучаемого объекта в жизни, в практической деятельности через выполнение практических работ и решение задач.


Список использованной литературы

1. Глазков Ю.А. Тренажер по геометрии: 7 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2019

2. Методика обучения математике в 2 ч.: учебник для вузов / под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023

3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебное пособие для средних педагогических заведений. – М.: Академия, 2001


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.