12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ириолова Алина Дмитриевна11 |
Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка
Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка
Ириолова А.Д. – к.ф.н.,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 80 г. Краснодара
Модернизация образования, внедрение ФГОС СОО нового поколения обусловливают становление самостоятельной работы учащихся как одной из ведущих форм организации учебного процесса.
Иностранный язык в отличие от других учебных предметов, изучаемых в школе, является одновременно целью и средством обучения. Существенным для понимания специфики предмета «Иностранный язык» является то, что его усвоение не дает обучаемому непосредственных знаний о реальной действительности. Язык выступает в большей степени средством формирования и формой существования и выражения мысли об объективной действительности, закономерности и свойства которой являются предметом других дисциплин.
В школе английский язык является не только средством общения, знание его необходимо в процессе общения, использование межпредметных связей (география, биология, история) способствует активизации мышления учащихсяв, а языковая подготовка позволяет знакомиться с достижениями науки и техники за рубежом и иностранной литературой.
Таким образом, основная цель обучения английскому языку в школе – подготовка обучающихся к общению на иностранном языке.
В процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» формируются общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СОО:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятия информации на иностранном языке,
- умение вести диалог,
- способность пользоваться литературой на английском языке.
При изучении иностранного языка в процессе практико-ориентированного обучения используются проблемно-ситуационные технологии, способствующие повышению качества усвоения учебного материала, развитию навыков чтения, говорения, аудирования, письма.
На занятиях по иностранному языку в школе учитель использует следующие методы и приемы обучения: индивидуальный, фронтальный опрос, выполнения заданий к тексту, заполнение анкеты, составление диалога, ролевая игра, из них наиболее эффективным является самостоятельная работа обучающихся, так как она развивает интеллектуальные и творческие способности, позволяющих им свободно выражать свою точку зрения на иностранном языке. Эффективность обучения повышается при работе малыми группами.
Основной целью изучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетенции.
В методике преподавания иностранных языков выделяют такие составляющие коммуникативной компетентности как:
– лингвистическая компетенция: текст состоит из лексических единиц, объединенных с помощью грамматических правил в осмысленное высказывание (например, выписывание новых слов из текста, составление глоссария к тексту);
– социолингвистическая компетенция, которая отражает способность использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели, ситуации общения и социальных ролей участников коммуникации (например, составьте словосочетания или предложения с новыми словами, вставьте подходящие по смыслу слова);
– дискурсивная компетенция, то есть способность понимать и строить целостные, связные и логичные высказывания (например, высказывать свое мнение по проблемным вопросам, делать небольшие сообщения). Например, в рамках всероссийского сетевого педагогического проекта «Современный урок: кейс-метод» в качестве иллюстративного материала были использованы работы учащихся. Обучающимся было предложено написать письмо в молодежный журнал “Joy” или англоязычные журналы “Cool English”, “Orange” и др. и высказаться за или против какой-либо субкультуры и обосновать свое мнение;
– стратегическая компетенция, то есть вербальные и невербальные средства, к которым прибегают в случае, если коммуникация не состоялась;
– социокультурная компетенция, то есть знания культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, умения их понимать и использовать в процессе общения;
– социальная компетенция: умение взаимодействовать с другими, создание располагающей атмосферы, для того, чтобы обучающиеся не боялись высказать свое мнение по проблеме.
На занятиях по иностранному языку используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся: реферирование, работа с текстами, учебные проекты, контрольные работы, творческие задания, проблемные ситуации, эссе, работа с электронным учебником, научная деятельность обучающихся – написание научной работы, выступление с докладом на конференциях и др.
Следовательно, участие в научно-исследовательской деятельности, как одной из форм самостоятельной работы, позволяет обучающимся развивать общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СОО нового поколения.
3