12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шаманаева Ирина Юрьевна742
Россия, Иркутская обл., Черемхово
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»

 Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью.

Формирование тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно – развивающую направленность. Уровень ее развития тесно связан с речевым, психологическим, интеллектуальным и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной работы формируется высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.

Эта зависимость уровня развития речи ребенка от степени сформированности тонких движений пальцев рук определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает кисть руки.

Общеизвестно, что уровень развития ручной моторики зависит как от физиологической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которое либо стимулирует ее развитие, либо задерживают. При этом, ребенок с сохранной моторикой имеет возможность продемонстрировать свою самостоятельность, что повышает его самооценку и, в конечном итоге, гармонизирует личностное развитие.

Необходимость выделения работы по развитию ручной моторики у школьников с ОВЗ объясняется ее значимостью, а также особенностями развития таких детей: потребностью в организации специального целенаправленного обучения, из-за их неспособности самостоятельно перенимать общественно- исторический опыт человечества. В таких специально организованных условиях возможности ребенка существенно расширяются и активизируются.

Свою практическую деятельности по развитию ручной моторики у детей с ОВЗ осуществляю в нескольких направлениях:

Формирование движений кистей и пальцев рук по подражанию с использованием стихотворных текстов (пальчиковые игры, пальчиковый театр)

Формирование специальных моторных умений, в соответствии с принципом «От простого к сложному» и ориентируясь на последовательность появления тех или иных моторных умений в онтогенезе нормально развивающегося ребенка (принцип «Генетического хода развития Л.В. Выготского»)

Формирование графических умений, начиная с первого года обучения, что является подготовкой руки к обучению письму. В этой работе мы также руководствуемся принципами «Генетического хода развитии» и принципом «От простого к сложному».

При формировании подвижности кисти и пальцев рук, мы считаем более рациональным специальный подбор речевого материала для пальчиковых игр в соответствии с изучаемыми лексическими темами по разделу «Ознакомление с окружающим». Это является дополнительным приемом обогащения и коррекции лексико – грамматического строя речи, а также придает работе сюжетность, является игровым, занимательным приемом, не отвлекающим детей от работы. Кроме того, развитием ручной рекомендуется заниматься и при драматизации сказок. При этом, не изображают героев сказок, и не используют кукольный театр, а выполняют их из пальчиков, заменяя каждого героя пальчиковой позой.

Специальные моторные умения формируются в следующей последовательности:

Захватывание сыпучих материалов, мелких предметов щепотью;

Захватывание сыпучих материалов, мелких предметов обеими ладонями;

Размашистые движения кистей рук на плоскости слева направо и сверху вниз;

Нанизывание крупных бусин из разного материала на шнурок;

Выкладывание дорожек, затем простых предметов из бусинок и мозаики, используя захват щепотью;

Застегивание – расстегивание различных видов застежек;

Размазывание пальцем пластилина по дощечке, затем выкладывание гороха по контуру простого предмета, нанесенного на пластилин;

Шнуровка сверху вниз, затем слева направо без перекрещивания шнурка,

Шнуровка с перекрещиванием шнурка;

Плетение из полосок бумаги.

Последовательность формирования графических умений:

Прямые линии краской по большому листу бумаги;

Прямые лиги пальцем, затем карандашом по дорожке на листе бумаги от начала до конца

Прямые линии по пунктиру, затем самостоятельно до определенной точки сверху вниз, слева на право;

Линии карандашом по наклонной линии – образцу;

Непрерывные линии между двумя волнистыми, затем ломанными полосками;

Обводка по контуру простых предметов;

Волнистые линии по пунктиру;

Штриховка в одном направлении – сверху вниз;

Раскрашивание контурных сюжетных рисунков цветными карандашами;

Проведение линии по «сложной» дорожке;

Копирование образца (рисование такого же рисунка рядом по точкам);

Внешние и внутренние трафареты закрашивание полученных изображений;

Штриховка прямыми линиями в разных направлениях;

Дорисовывание половины предмета до целого предметного изображения;

Знакомство с тетрадью в крупную клетку; учить обводить клетки, пропускать определенное количество клеток; рисование вертикальных и горизонтальных линий в две клеточки, чередование их; изображение орнамента, соблюдая строчку, чередование элементов орнамента;

Простые лабиринты.

 Работа по данным направлениям ведется параллельно, начиная с первого года обучения. Знакомство с новым речевым материалом, моторными и графическими умениями осуществляется на специальных занятиях учителя – логопеда, учителя – дефектолога, а затем используется воспитателями в своих видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации, конструировании), а также дается в качестве домашних задании на выходные для совместной деятельности с родителями.

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (1)

Кучуганова Любовь Александровна, 05.02.18 в 15:43 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, краткая, но емкая информация. Обязательно использую в своей работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.