12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Татьяна Владимировна40
Россия, Башкирская респ.
3

Статья «Развитие навыков функциональной грамотности через системно-деятельностный подход»

 

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: математическая, финансовая, естественно-научная, глобальные компетенции, креативное мышление, читательская грамотность. На уроках английского языка мы формируем все эти виды грамотности, однако читательская грамотность – это, на мой взгляд, основное направление. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г., и это понятие тесно связано с международными проектами PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Результаты международных исследований грамотности чтения подтверждают актуальность формирования умений читательской грамотности. В своей практике я сталкиваюсь с некоторыми затруднениями учащихся при работе с текстом. Вот один пример. На олимпиаде по английскому языку было дано письменное задание – написать письмо-жалобу, при этом задание было сформулировано так, что детям нужно было очень внимательно прочитать его, чтобы правильно выполнить. Не все ребята справились с этим заданием, хотя знакомы со стратегией написания таких видов писем. Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке и во внеурочное время, чтобы в процессе обучения формировалась читательская грамотность.

Как я решаю эту проблему через системно-деятельностный подход, который, по моему мнению, является оптимальным для работы в этом направлении? Конечно, урок – это основное направление, где я работаю над развитием читательской грамотности у детей. В моем арсенале многообразие форм и приемов развития читательской грамотности непосредственно на уроке, и системно-деятельностный подход как нельзя лучше подходит для развития читательской грамотности, так как обучение проходит согласно принципам психологической комфортности, творческой деятельности. Например, это технология творческих мастерских - обучающимся нужно проанализировать текст, сформулировать вывод о персонаже или роли. На основе полученных материалов учащиеся воспроизводят текст по ролям, показав, как они понимают сущность роли. Элемент этой технологии вы увидели на конкурсном уроке. Следующий принцип – это принцип деятельности, принцип углубления учебного материала на уроке, который тоже дает свои плюсы. В олимпиадных заданиях часто встречаются кроссворды, поэтому я периодически составляю кроссворды на материалах текстов учебников, акцент делаю на новой лексике, фразовых глаголах. Я сама 2 раза приняла участие в Республиканском конкурсе кроссвордов по основам финансовой грамотности, где стала победителем и призером, есть публикация моего кроссворда в республиканском сборнике.

Формируя читательскую грамотность на уроках иностранного языка на основе учебника Spotlight в разных классах, мы работаем над развитием следующих компетенций у учащихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

На уроках мы стараемся учить детей:

Различать сплошные и несплошные тексты

Извлекать информацию из несплошных текстов

Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот

Самостоятельно создавать несплошные тексты

Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности. И, что очень важно, к моменту сдачи ЕГЭ наши ученики оттачивают в себе навыки работы с такими видами текстов.

Развитие читательской грамотности - направление очень актуальное и востребованное в рамках подготовки к ГИА. В 2023 году в нашей гимназии сдавать экзамен по английскому планируют 14 учащихся. Для помощи учащимся в подготовке к итоговой аттестации в школе предусмотрена система консультаций и при подготовке к проведению первой встречи я задалась вопросом «Каким образом я могу организовать наши консультационные занятия, чтобы они принесли наибольшую пользу для каждого ученика?». Время первой консультации удачно совпало с проведением РМО учителей иностранных языков на базе нашей гимназии. Я решила провести практикум по подготовке к устной части ЕГЭ, в частности мы взяли только задание 4, повышенного уровня сложности. Наше занятие было направлено на то, чтобы рассмотреть стратегии выполнения задания и попрактиковаться: ученикам – в выполнении задания, учителям – в помощи им и оценивании. Это была групповая работа – 2 ученика и 1 учитель, я выступала модератором занятия. Несмотря на то, что это устная часть экзамена, здесь также очень важен навык функционального чтения, нужно очень внимательно прочитать само задание, обратить внимание на тему проекта, на последний аспект плана высказывания. По моему мнению, в начале учебного года такой вид работы эффективен как для учителей, так и для учащихся для того, чтобы ознакомиться со стратегиями выполнения заданий ЕГЭ устной и письменной части.

В чем состоит еще один принцип системно-деятельностного подхода? Учащиеся получают знания, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Поэтому одним из направлений развития читательской грамотности я вижу написание научно-исследовательских работ, когда дети обрабатывают большой объем различного вида текстов в Интернете, печатных источниках, критически подходя к выбору информации, фильтруя ее. В средней и старшей школе мною проводится большая работа по написанию научно-исследовательских работ с детьми. При этом я стараюсь, чтобы в работе принимала большая часть класса, а не только один ученик, автор работы. Приведу пример работы по исследованию происхождения английских и русских фразеологизмов, которую в прошлом году успешно защитила моя ученица. В нашем учебнике есть много упражнений на фразеологизмы, мы обращаем большое внимание на них, заучиваем, обыгрываем в диалогах и текстах, подбираем русские. Чтобы вспомнить идиомы, мы использовали игровую обучающую программу Kahoot, это сервис для организации онлайн-викторин. Практической частью исследовательской работы стало создание комиксов с фразеологическими оборотами на образовательном портале Образовариум.ру. Кроме Миланы, комиксы попробовали создать еще несколько учеников. В ходе изучения денежной системы США и России в 8 классе мы задались вопросом: «Можно ли изучать историю и культуру страны по денежным банкнотам?» Девочка изучила банкноты и составила небольшой альбом из них, на каждой банкноте поместила QR-код, наведя камеру на который можно прочитать информацию о человеке или достопримечательности, изображенные на банкноте. Что ученики с удовольствием делали. Хочется добавить, что отличную возможность для именно лингвистического исследования предоставляет такой инструмент как корпус языка. Это электронное собрание текстов, информационно-справочная система, которая представляет язык на определенном этапе его существования, в устной и письменной речи. Полезным ресурсом для нас как исследователей стал Британский национальный корпус и Корпус современного американского языка. На какие же вопросы может ответить школьник с помощью корпуса? Например, «С каким значением слово употребляется чаще? Back – это чаще «спина» или «направление»? «Что более употребительно – start to do something или start doing something? И на уроках в старших классах, когда возникают спорные вопросы относительно употребления слов и фраз, мы тоже обращаемся к корпусу. Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми приносит свои результаты - мы ежегодно занимаем призовые места в научно-исследовательских конференциях разного уровня, олимпиадах, конкурсах.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.