12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Дарья Владимировна16
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола

Развитие слуха детей после кохлеарной имплантации


Аннотация. Данная статья посвящена реабилитации детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ), выделены основные направления, по которым ведется специальная работа по развитию слуховых навыков детей. Представлена информация о слуховых аппаратах, кохлеарных имплантах, особенностях слухопротезирования детей, методах обучения глухих детей, социальных и психологических вопросах их реабилитации.

Особое внимание уделяется обучению родителей,умению развивать у ребенка разные навыки во время ежедневных дел и игр, создавать условия для спонтанного развития речи.


Ключевые слова: слухопротезирование, кохлеарная имплантация (КИ), кондуктивная тугоухость, сенсоневральная тугоухость, импланты.



Всех родителей, имеющих детей, волнуют вопросы, связанные со здоровьем, воспитанием и обучением своих детей. Если у ребенка нет нарушений, то все достаточно ясно и понятно: ребенок посещает массовое дошкольное учреждение, затем идет в массовую школу, получает специальное, высшее образование.

Все меняется, если у ребенка обнаруживаются нарушения, отличающие его от сверстников. Все становится еще более сложным, тревожным и непонятным, если у ребенка выявляется нарушение слуха. Родители, впервые столкнувшись с этим диагнозом, не представляют глубину проблемы, не верят, что их ребенок никогда не будет слышать, никогда не начнет говорить. К огромному сожалению, нарушение слуха у детей является одним из самых серьезных нарушений, влекущим за собой проблемы развития, кручения, воспитания, коммуникации, адаптации в обществе слышащих. С этими проблемами хорошо знакомы специалисты, работающие с детьми с нарушениями слуха, эти проблемы очень скоро становятся очевидными для родителей. Они кажутся неразрешимыми, приводят в полное отчаяние родителей.

Основная задача сурдопедагога на этапе обнаружения нарушения слуха у ребенка - это помочь родителям как можно быстрое выйти из состояния шока, наметить пути скорейшей реабилитации ребенка и начать те или иные реабилитационные мероприятия.

Одним из ключевых моментов, обеспечивающим успешность обучения глухого ребенка является время начала реабилитации. Это связано с биологическими процессами формирования и развития слуховой системы человека. Особенности созревания слуховой системы определяют наиболее благоприятный возраст для слухопротезирования и кохлеарной имплантации детей с нарушениями слуха: слухопротезирование - до 6 месяцев, кохлеарна имплантация - до 2 лет.

Исследования детей с нарушениями слуха показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать ИСА в возраст до 6 месяцев, и провести кохлеарную имплантацию в раннем возрасте, то их речевое развитие, в том числе накопление пассивной и активного словаря, овладение грамматикой языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть ИСА после 6 месяцев и провести кохлеарную имплантацию в боле позднем возрасте, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.

Современная система государственного образования для реабилитации детей с нарушениями слуха предоставляет им право для получения образования в специальных коррекционных образовательных учреждениях 1-2 вида (детских садах, школах). В этих учреждениях дети с разными нарушениями слуха обучаются и специальным программам, включающим, как общеобразовательные предметы (математика, русский язык, физика, история, химия); так и специальные коррекционные занятия по развитию остаточного слуха и формированию произношения, развитию речи. На этих занятиях дети осваивают устную, письменную, дактильную формы речи, учатся воспринимать речь на слухозрительной и слуховой основе. Однако каждая мама мечтает, чтобы е ребенок пошел в массовый детский сад, в массовую школу, чтобы он научился слышать и говорить, как все нормальнослышащие дети. Сегодня появляются новые высокотехнологичные метод абилитации лиц с тяжелыми нарушениями слуха, позволяющие детям развивать слух и речь, посещать массовые детские учреждения - детские сады, школы и даже получать высшее образование в вузах.

Мы живем в 21 веке, веке научно-технического прогресс, когда на помощь людям с нарушениями слуха пришла современная медицина, выпускаются новые модели индивидуальных слуховых аппаратов, которые дают возможность людям даже самой тяжелой степенью тугоухости, развивать остаточный слух, совершенствовать произносительные навыки, развивать импрессивную и экспрессивную речь.

На сегодняшний день существуют следующие направления реабилитации лиц с нарушениями по слуху:

1.Медицинские методы реабилитации.

Эти методы широко используются при лечении пациентов с кондуктивной тугоухостью. При различной патологии наружного и среднего уха эффективно применяется медикаментозное и хирургическое лечение, в частности тимпанопластика - восстановление барабанной перепонки и слуховых косточек. Это очень важно, т.к. до 30% слуховой информации поступает в слуховую кору мозга от звукопроводящей системы среднего уха.

При сенсоневральной тугоухости, при которой повреждаются Полосковые клетки, лечение малоэффективно, потому что эти клетки не восстанавливаются. Лечение в основном направлено на сохранение остатков слуха, поскольку у значительной части пациентов может происходить прогрессирующее снижение слуха. Это лечение включает медикаментозную терапию и физиотерапию, направленную на улучшение кровообращения и обменных процессов в улитке и слуховых центрах, устранение интоксикации.

2.Технические методы реабилитации пациентов с нарушениями слуха.

а) Слухопротезирование.

Люди с нарушениями слуха плохо воспринимают речь и другие звуки. Из-за того, что повреждены структуры наружного, вредного, или часть волосковых клеток, они слышат звуки как тихие, неразборчивые. Для усиления звуков, передаваемых и слуховую систему тугоухого человека, используют индивидуальные слуховые аппараты (ИСА). В большинстве случаев людям с нарушениями слуха помогают слуховые аппараты. Однако при больших потерях слуха, когда у человека повреждена Поившая часть слуховых рецепторов (волосковых клеток), ИСА Мило помогает. Такому человеку или ребенку рекомендуется Кохлеарная имплантация.

б) Кохлеарная имплантация (КИ).

Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования. Однако от обычного ИСА, который усиливает звуки. КИ отличается тем, что заменяет погибшие рецепторы улитки и преобразует звуки в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Эти импульсы передаются по слуховому нерву в мозг и вызывают там слуховые ощущения - человек слышит речь, окружающие звуки, музыку.

Кохлеарная имплантация - это не только хирургическая операция. Ей предшествует важный этап обследования и отбор пациентов на операцию. После операции все пациенты проходят слухоречевую реабилитацию. Послеоперационная реабилитация - самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации. Ее цель - научить пациента слышать и понимать с помощью импланта речь, а детей с врожденной глухотой надо еще научить и говорить. Длительность и эффективность реабилитации пациентов с КИ зависит от многих факторов, ведущим из которых является возраст потери слуха и возраст, в котором сделана операция. Позднооглохшим взрослым и детям нужно от I до 3 месяцев, чтобы научиться хорошо понимать речь с помощью импланта. У детей с врожденной глухотой длительность слухоречевой реабилитации составляет 5 и более лет.

Как показывает опыт мировой практики, важнейшую роль в успешной реабилитации пациентов с кохлеарными имплантами - и прежде всего детей играет слаженная работа всех специалистов на разных этапах реабилитационной работы. Многокомпонентная система мероприятий, связанная с КИ, включает в себя:

-комплексное диагностическое обследование и отбор пациентов на КИ;

-хирургическую операцию;

-первое включение и настройку речевого процессора кохлеарного импланта;

-начальный интенсивный курс слухоречевой реабилитации, включающий обучение родителей и близких пациента самостоятельным занятиям дома;

-послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов по месту проживания и учебы;

-профессиональное сопровождение пациентов в течение всей жизни

Со всей ясностью необходимо осознавать, что слухоречевая реабилитация всех категорий пациентов с кохлеарными имплантами предполагает активное участие в этом процессе их родителей и близких. С кохлеарным имплантом у глухого человека слух приближается к нормальному, что создает условия для развития слуха, понимания речи, собственной речи не столько во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом, сколько ежеминутно во время общения ребенка с окружающими его людьми. Как показывает опыт, то, насколько активно родители будут заниматься развитием малыша в раннем возрасте, определяет его дальнейшие успехи. Невозможно научить глухого ребенка понимать речь и говорить, если его родители не будут главными участниками процесса обучения. И именно родители и близкие ребенка должны стать естественными учителями по развитию у него речи так же, как у нормальнослышащего ребенка и использовать для этого различные бытовые ситуации - кормление, уборку, умывание, одевание, игру... Именно поэтому известные отечественные и зарубежные сурдопедагоги (П. Губерина, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Б.Д. Корсунская, Н.Д. Шматко и др.) уделяли большое значение и воспитанию глухих детей в семье и обучению родителей.

Надо помнить, что даже при проведении имплантации в раннем возрасте, ребенок и родители нуждаются в многолетней профессиональной поддержке сурдопедагога, и то, насколько квалифицированной будет она, определяет успешность имплантации.

С чувством огромного удовлетворения хочется констатировать, в что самый высокотехнологичный метод реабилитации людей с нарушенным слухом дошел, наконец, и до Республики Марий Эл. На сегодняшний день многим ученикам Семеновской школы-интерната проведена КИ. С детьми ведутся регулярные и занятия по слухоречевой реабилитации. Много трудностей пришлось преодолеть родителям, чтобы мечта стала реальностью, чтобы ребенку провели операцию, чтобы у него появилась возможность «услышать» окружающий мир звуков: пение птиц, лай собаки, журчание воды, голос мамы. Вследствие плохой информированности разных специалистов и родителей возникали самые невероятные мифы о кохлеарной имплантации. Это очень настораживало родителей, ведь никто не хочет своему ребенку сделать хуже.

Вот основные направления, по которым ведется специальная работа по развитию слуховых навыков детей:

-тренировка обнаружения, различения и узнавания различных звуков окружающей среды (стук в дверь, телефон, звон посуды);

-различение на слух звуков речи по громкости;

- различение на слух звуков по длительности;

-различение на слух звуков по количеству;

-различение на слух слов; различение на слух фраз;

-различение на слух слов, фраз, произносимых шепотом, разной интонацией.

Буквально каждый день родители радуются и удивляются новым развивающимся слуховым возможностям детей. Первое, что теперь делают сами дети утром после того, проснулись - надевают речевой процессор. Он стал их новым ухом, соединяющим их с новым миром, миром звуков и слов. Нельзя забывать, что это только начало непростого пути развития слуха и речи у детей. Остается много проблем с различение звуков речи, слуховой памятью, правильным употребление предлогов с существительными, окончаниями... Своевременная имплантация может оказаться залогом успеха для большого количества малышей. Имплантация - самое маленькое из того, чем вы можете помочь своим детям.

Литература

Королева И. В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 304 с.: ил. — (Специальная педагогика).

Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Учебное пособие. — СПб. С-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. — 286 с.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.