12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина28
1

Реализация духовно-нравственного компонента в урочной деятельности обучающихся

Реализация духовно-нравственного компонента

в урочной деятельности обучающихся

На первый взгляд математика и духовно-нравственное воспитание несовместимые понятия. Однако математика сложный предмет и требует от обучающихся собранности, настойчивости в преодолении трудностей. При выполнении заданий особенно сложных воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство. Работа в парах и группах способствует приобретению коммуникативных навыков, совершенствова­нию отношений между обучающимися.

А как можно осуществлять нравственное, экологическое, гражданско-патриотическое воспитание, художественно-эстетическую деятельность и профориентацию? На самом деле, на ряду с другими предметами, математика обладает большим воспитательным потенциалом. Можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию. Или составить целый урок, посвященный определенной теме по различным направлениям воспитания. Приведу несколько примеров.

1. Замечательная тема «Осевая симметрия», 8 класс

Древнегреческий философ Платон говорил, что прекрасным может быть только тот объект, который симметричен и соразмерен.

Материал урока позволяет:

- развивать художественный вкус и творческие способности детей,

- развивать умение воспринимать прекрасное в природе, искусстве, архитектуре и обществе.

- формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

В процессе урока обучающиеся отвечают на вопросы.

1) А, почему насекомые и животные такие красивые? (они симметричны)

2) А, только ли для красоты нужна симметрия?

3) Может ли человек в своей деятельности обойтись без симметрии?

Рассматриваем симметрию в архитектуре, национальном костюме.

Задания к уроку подбираю в зависимости от особенностей обучающихся.

- Постройте вторую, симметричную, половину с помощью ножниц.

- Дорисуйте фигуру.

- Продолжите узор.

- Соберите мозаику.


2. В учебном процессе, уделяю особое внимание темам, на которых формируется мотивация к здоровому образу жизни:


Тема урока

Рассматриваемый вопрос

Меры массы

О вреде избыточной массы тела. Решение задачи: «А моя масса соответствует норме?»

Стоимость

1) О вредных и полезных продуктах питания из продуктовой корзины.

2) Экологически опасные и неопасные одежда, предметы.

Задачи на движение

Движение - это жизнь (вред гиподинамии).

Проценты

О вреде никотина, алкоголя (проведение социологического опроса)

Меры времени

О соблюдении режима дня

Обыкновенные дроби.

Какую часть суток ты проводишь у телевизора и компьютера. Вредно ли это?

Осевая симметрия

«Правильная осанка»


Тема «Решение задач на движение», 8 класс

Предлагаю обучающимся решить примеры и расшифровать слово (гиподинамия). Выясняем что обозначает слово гиподинамия. При затруднении можно обратиться к разным источникам (словарь, интернет). По фотографиям – подсказкам, ребята отвечают на вопрос, к каким последствиям приводит малоподвижный образ жизни и делают вывод, что малоподвижность негативно влияет на человека, необходимо вести активный образ жизни. Далее выполняют задание в группах, рассчитывают время движения и количество километров, которые должен за день проходить взрослый человек и школьник, чтобы быть бодрым и здоровым, решают задачи, связанные с лыжным спортом и спортивной ходьбой.

Урок заканчиваю словами Виктора Гюго «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа»


3. Семейные ценности.

Тема «Круг. Окружность. Линии в круге.», 6 класс.

Урок начинаю с пальчиковой гимнастики о семье.

Задаю вопросы:

- Что такое семья?

- Что символизирует ладошка с пальчиками? (всегда вместе, дружные)

- А что символизирует сжатый кулачок? (крепкая семья)

- А в чем проявляется крепость, сила семьи?

Наводящими вопросами подвожу детей к семейным ценностям: доверительное общение, уважительное отношение к старшим и младшим, ответственность за поступки перед родными, честность, прощение. И предлагаю оживить ладошку. Сделать пять куколок, состоящих из окружностей, полуокружностей, символизирующих членов семьи.

По завершению работы ребята оживляют свои пальчики и по очереди зачитывают коротенькие стихи о маме, папе, сестре, брате.

t1679230422aa.gif

4. Профориентация.

Тема «Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями»

Урок начинаю со слов: «Сегодня мы будем строить дом. А с чего начинается строительство дома?»

На протяжении всего урока мы вспоминаем порядок выполнения работ по строительству дома, названия профессий (каменщик, штукатур-моляр, электрик, сантехник, плотник, дорожные строители). Решаем задачи, связанные с данными профессиями.


5. Краеведческий компонент. Семь чудес Хабаровского края.

Тема «Арифметические действия с целыми числами в пределах 100 000»

В первом задании предлагаю расшифровать дату (20 октября). Спрашиваю, какое событие связано с этой датой (день рождения Хабаровского края). Решив пример, определяем сколько лет Хабаровскому краю. А зная возраст высчитываем дату основания края.

Во втором задании располагаем числа по возрастанию, убыванию и читаем полученные слова (амурский тигр, лотос). Выясняем, что общего между амурским тигром и лотосом (находятся на территории Хабаровского края, занесены в красную книгу и являются чудесами нашего края). Далее показываю ребятам фотографии, рассказываю об остальных чудесах Хабаровского края и предлагаю выполнить задания, связанные с ними. Такие как:

- Зная дату постройки Амурского моста вычислить его возраст.

- Решить пример и узнать глубину озера Амут.

- Определить протяженность хребта Дуссе-Алинь, зная скорость и время движения туристической группы.

- Решить устно пример и определить сколько человек постоянно проживает на Шантарских островах.

- Определить возраст петроглифов. Если известно, что ранние рисунки на камнях были выдолблены каменными орудиями в 12 в. до н.э. Поздние петроглифы датированы 3 в. до н.э. и выдолблены железными инструментами.


Как видите математика действительно обладает большим воспитательным потенциалом. Подобных заданий можно придумывать достаточно много на различные темы, было бы только желание.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.