12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дудаева Ольга Николаевна111
Россия, Ставропольский край
0

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках биологии в условиях ФГОС

МОУ СОШ №6 с.Саблинского












Современные педагогические технологии на уроках биологии и во внеклассной работе в рамках компетентностного подхода













Из опыта работы

учителя биологии

Дудаевой О.Н.
















Март 2018





Использование современных образовательных технологий на уроках биологии обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети имеют большой шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Применение информационных технологий на уроке становится очень распространенным явлением, это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Мною накоплен материал урочных презентаций, которые представляют учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией. Благодаря техническому потенциалу мультимедийных технологий учебный материал может быть представлен в виде анимированных изображений. При этом они позволяют не просто оживить слайд в процессе демонстрации, но и привлечь внимание обучающихся к той части изображения на экране, где находится наиболее важная информация. Например, при ознакомлении со строением гриба сначала на экране выводится название слайда и фотография объекта, затем последовательно, названия частей гриба со стрелками, указывающими на них с учетом времени, необходимого для прочтения текста, рассмотрения и возможности зарисовать и подписать. Эффекты анимации дают обучающимся рассмотреть не только объект в целом, но и направить их внимание на рассмотрение того элемента, о котором идет речь в данный момент. Поэтапное появление элементов изображения помогает медлительным ученикам не терять нить объяснения.

Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектной деятельности.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными обучающимися, которых учитель старается «напичкать стандартным набором готовых знаний. Учитель сетует: «Даю важные вещи, а им неинтересно». Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

Китайская мудрость гласит:

Расскажи мне—и я забуду,

Покажи мне—и я запомню.

Дай мне действовать самому—и я научусь.

Метод учебных проектов реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности обучающихся. Точнее о методике проектов надо говорить как об учении через деятельность.

Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В условиях нашей школы большая часть работы над проектом ложится на плечи учителя. Он направляет обучающихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе.

Этапы работы над проектом «Бабочки»

погружение в проект;

организация деятельности;

осуществление деятельности;

защита

Первый этап проекта самый короткий. На этом этапе учитель пробуждает интерес к теме проекта (чтение сказки, притча, инсценировка, просмотр видеоролика), формулирует проблему проекта, цели и задачи. Учитель очерчивает проблемное поле: выясняется, что ни один класс животных не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой. Ребятам предстоит доказать важность бабочек в окружающей природе и ответить на вопрос: «Почему количество бабочек не увеличивается?»

На втором этапе организуется деятельность детей, определяются роли каждого члена группы. Одна группа готовит сообщения о бабочках, для этого они знакомятся с дополнительной литературой, читают справочники, энциклопедии. Другая группа работает с коллекцией бабочек, подбирает стихи и загадки про бабочек. Третья группа находит открытки, фотографии, рисунки, вырезки из газет.

Затем наступает защита проекта.

Этот этап работы необходим для завершения работы, для анализа сделанного, демонстрации результатов.

Это сообщения ребят, плакаты с загадками и стихами, прослушивание музыкальных фрагментов, участие в викторине, составление экологического листка. Роль бабочек в природе.

Давайте признаемся себе, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ ее!!! Очень хочется сохранить на память такую красоту. Что же делать? Как нам сохранить красоту бабочки, не убивая ее?

Защитники природы, старающиеся уберечь от уничтожения как можно больше видов растений и животных, считаю, что мы можем сохранять многие виды бабочек, если понаблюдаем за их образом жизни в естественных условиях и создадим специальные заповедники бабочек в разных уголках мира. Благодаря этому и много лет спустя эти прелестные создания будут украшать собой нашу планету.

Проект—это метод обучения. Он может быть использован как на уроке биологии, так и во внеурочной деятельности. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

На своих уроках использую технология проблемного обучения и элементы технологии критического мышления.

Использую прием создания проблемной ситуации, которая формулируется до объяснения нового материала: представьте, что вы находитесь на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Какими способами можно выявить возбудителя этого заболевания? Предложите пути решения этой проблемы.

Организуется работа в парах по выработке схемы проведения эксперимента.

Далее выступает ученик с докладом по теме «Открытие вирусов». Данное сообщение имеет воспитательный аспект, учит уважать людей науки, воспитывает гордость за отечественную науку.

Использование сообщений на уроке способствует развитию творческого потенциала учеников, однако этот прием имеет слабую сторону - пассивную роль слушателя. Выйти из этой ситуации можно, предложить аудитории в ходе выступления автора составлять краткое резюме. Можно также разделив учеников на 2 группы, попросить отметить только удачные и понравившиеся моменты выступления, вторую - прокомментировать моменты, которые можно было бы улучшить, расширить, исправить. Данная технология работы с рефератом позволяет активизировать мыслительную деятельность всех учащихся, развивает их аналитические способности и в итоге повышает уровень обученности предмету. В этом году мы работали над проектом «Конопля-наркотик или ценное стратегическое растение». Предлагаю с этим проектом выступить на предметной неделе естественнонаучного цикла».

Теперь мне хотелось познакомить вас с одним из видов работы на уроке, я его использую, как правило, при подведении итогов—это создание синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Дидактический синквейн появился в начале XX века в США.

В первой строчке озвучивается тема синквейна, заключает она в себе одно слово. Как правило, это существительное или местоимение, обозначающий объект, о котором дальше пойдет речь.

Вторая строчка состоит из двух слов, чаще—прилагательного или причастия, они описывают свойства или признаки выбранного объекта.

Третью строчку образуют три глагола или деепричастия, которые описывают действия, характерные для объекта.

В четвертой строчке следует фраза из четырех слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.

И в последней, пятой строке, завершает стихотворение одно слово-резюме, дающее характеристику объекту.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвертой строке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой—два слова.

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

К современным технологиям, бесспорно, относятся здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия, но, по данным Минздрава, к моменту окончания школы огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряет своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично.

Поэтому большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям, даже системное применение элементов этой технологии, таких, как: физкультминутки, зарядка, выполнение санитарных требований - дает положительный результат.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых современных педагогических технологий, поиск и освоение новых сочетаний и интеграций технологий при изучении биологии и внеурочной деятельности, в целях повышения качества образования.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.