12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суслопарова Людмила Юрьевна49240 Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023). Россия, Кировская обл., Уржум Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Речеведческий анализ текста
Речеведческий анализ текста (по Е. П. Новикову)
I. Общая характеристика текста
Жанр - рассказ на основе услышанного.
Тема - повествование об известном в городе человеке.
Тип речевого действия - сообщение информации.
Тип речи - информирующий.
Стиль - художественный.
Коммуникативная задача - поделиться информацией об Е. А. Субботине; указать, какой жизненный момент стал определяющим в становлении его личности.
Партнеры по коммуникативной ситуации - аудитория (читательская).
Проблематика: проблема взросления; проблема влияние учителя на формирование личности ученика; проблема сострадания; проблема выбора жизненного пути; проблема благодарности.
Позиция автора: сострадание способно «отогреть» даже самое «закоченевшее сердце»; от человеческого участия (или безучастия) коренным образом может измениться судьба любого человека.
Особенности композиции текста
А) Вступление вводит слушателей в сущность дальнейшего содержания, психологически готовит их к восприятию изложения. В нем сообщается тема текста, указываться причина встречи автора с собеседником и оценка его личности.
Б) Основная часть текста.
Метод изложения материала - дедуктивный (от общего к частному: от
главного тезиса к доказательствам).
Логические формы изложения - синтез, обобщение.
В изложении можно выделить 6 микротем.
В) Авторское заключение отсутствует, дается лишь мнение собеседника (Е. А. Суботина) о значимости участия классной руководительницы в его судьбе.
Развернутый план статьи
- Вступление. Мне поручили написать статью об известном учителе.
- Основная часть. Встреча с Е. А. Субботиным - «солнечным человеком с отзывчивым, горячим сердцем».
1. Стал задавать специально приготовленные вопросы.
2. Все могло бы сложиться совсем иначе:
а) « Я жил тем, что воровал и выпрашивал…»
б) «Однажды я попался».
в) Суд.
г) «Не надо сажать его в тюрьму! Пожалуйста!»
д) «Это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою
душу».
III. «Я не могу забыть тех слез, которые отогрели мое закоченевшее
сердце»
- Правильность речи. Способы создания выразительности
Речь автора правильна, доступна для понимания, так как автор тщательно отбирает языковой материал, заботится о ясности и простоте, выразительности речи. Однако эта кажущаяся простота подчинена одной цели - решению коммуникативной задачи.
Для создания образности, эмоциональной окрашенности речи автор использует следующие тропы и стилистические фигуры:
- Эпитеты, в том числе оценочные (талантливый конструктор, великолепный мастер, солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем, безудержная радость и др.);
- Сравнение (рос волчонком);
- Слова в переносном значении (закоченевшее сердце);
- Метафору (я смотрел на низ из глухого леса, где всегда было сыро и темно; не могу забыть слез, которые отогрели мое закоченевшее сердце; солнце светит и для меня);
- Лексические повторы (Это что значит? Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. Выходит, что я не посторонний… Выходит, что солнце светит и для меня... Значит, если меня не будет…, значит, кому-то надо, чтобы я был. Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах - это тоже моё, и в жизни есть какое-то мое место), цель которых - показать удивление, восторг рассказчика от сознания того, что он не одинок в жизни.
- Ряды однородных членов (не было отца, не было матери; приходили то участковый, то инспектор; отсидел, вернулся и начал новую жизнь и др.);
- Вопросительное предложение (Что это значит?)
- Риторическое восклицание (Выходит, что я не посторонний, не чужой!)
- Инверсию (И, наверное, совсем другой бы была моя жизнь, если бы не один случай. Подаянием кормил двух маленьких сестренок);
- Анафору (Выходит, что я не посторонний… Выходит, что солнце светит и для меня…);
- Многосоюзие (Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах - это тоже моё, и в жизни есть какое-то мое место);
- Введение чужой речи («Не надо сажать его в тюрьму! Пожалуйста!»).
Такое множество изобразительно-выразительных средств делает текст ярким, интересным, живым; помогает в раскрытии основной мысли - демонстрации примера того, как важно бывает живое участие и роль педагога в становлении характера человека. Цель многих тропов и фигур - неоднократно подчеркнуть, повторить какую-то мысль, слово, фразу, чтобы наглядно увидеть (услышать), насколько необходима была эта встреча с учителем в суде для нравственного взросления героя.
С точки зрения синтаксиса можно отметить наличие сложных
предложений, в том числе с несколькими придаточными; наличие вводных слов, предложений с однородными членами и прямой речью.
- Аргументация
Основной тезис формулируется в конце главной части: «Чужой человек плачет по тебе. Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. Выходит, что я не посторонний, не чужой! ... значит, кому-то надо, чтобы я был».
Тип логической аргументации - аргументы к существу дела - факты, которые устанавливаются путем наблюдения, примеров из жизненного опыта.
Тип психологической аргументации - аргумент к публике (аудитории) - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей;) использование вопросительных предложений для активизации внимания собеседника.
- Интонационная структура речи
Речь рассказчика (Субботина Е. А.), как и автора текста Новикова Е.) эмоционально и содержательно насыщена. Она предполагает богатое интонационное оформление, доказательством чего служат изобразительно-выразительные средства, эмоциональная окраска и построение предложений.
Автор создает атмосферу непринужденного разговора, подчеркивая актуальность звучания проблемы.
Л.Ю. Суслопарова, КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"
Анализ текста
DOC / 39.5 Кб
Текст Е. Новикова
DOC / 27.5 Кб