12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беляева Зоя Геннадьевна45
1

Рекомендации для методистов, учителей, педагогов дополнительного образования по созданию методической разработки

Рекомендации для методистов, учителей, педагогов дополнительного образования по созданию методической разработки

Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик. Расширение спектра образовательных услуг в сфере общего и дополнительного образования детей, разработка новых общеразвивающих программ и особенности обучения по ДОП требуют новых методических разработок. Методическая разработка представляет собой пособие для методистов, учителей, педагогов дополнительного образования, в котором отражены цели, средства, методы и формы обучения или воспитания.

В методической разработке обязательно присутствует элемент новизны, иначе она не будет интересна и востребована.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт педагогической деятельности методиста, педагога дополнительного образования, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса.

Методическая разработка позволяет педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.

В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.

В методической разработке могут быть представлены учебная программа, методические рекомендации, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы программы;

разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;

разработку общей методики преподавания дисциплин;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели;

содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;

авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;

материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;

рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт;

методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса;

ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;

методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?»;

должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).

Инструкция по написанию методической разработки

1. Определение темы методической разработки

Тема методической разработки должна отражать актуальные аспекты педагогической деятельности.

Тему автор выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки методист, педагог могут ориентироваться на:

тему методической работы в образовательной организации;

противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого методиста, педагога;

противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного.

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования – цель исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.

2. Аннотация

Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста методической разработки, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация в МР, статье обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема методической разработки, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Образцы аннотаций:
В методической разработке исследуется (что?)…
Показан (что?)…
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…

В работе дается характеристика (чего?)…
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…

В методической разработке анализируется (что?)…
Главное внимание обращается (на что?)…

Используя (что?), автор излагает (что?)…
Отмечается, что…
Подчеркивается, что…

В методической разработке дается (что?)…
Раскрываются (что?)…
Описываются (что?)…
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)…
Показывается (творческий) характер (чего?)…
Устанавливаются критерии (чего?)…

В методической разработке подробно освещаются (что?)…
Характеризуется (что?)…
Рассматривается (что?)…

В методической разработке на основе анализа (чего?) показан (что?)…
Констатируется, что…
Говорится о…
В заключение кратко разбирается (что?)…

Методическая разработка может быть полезна (кому?) …

3. Введение (пояснительная записка)

Во введении (пояснительной записке) раскрывается актуальность темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса, цель, задачи работы, теоретическая и практическая база, методы исследования, возможности практического использования предлагаемых материалов.

Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная проблема должна быть значимой, ее ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения.

Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться ее актуальность. 

Актуальность исследования объясняется (обусловлена, определяется, детерминируется, основана)…

В современных (социально-экономических) условиях…

что и обусловило актуальность выбранной темы исследования;

(что?) резко актуализировало потребность в разработке (чего?)

Проблема (какая?) в современной ситуации является одной из наиболее актуальных…

Актуальность исследования обусловлена необходимостью и своевременностью изучения и решения проблемы … для дальнейшего развития теории (теории и практики)…

Оценка вклада в решение проблемы предшествующих исследований (И. О. Фамилия исследователя и его вклад).

В последнее время появился ряд исследований, посвященных проблеме (какой?) (И. О. Фамилия и др.), выявляются возможности построения данного процесса в системе (чего?) (И. О. Фамилия и др.), (чего?) (И. О. Фамилия и др.), (чего?) (И. О. Фамилия и др.).

Что осталось неисследованным и почему проблема остается актуальной или приобрела новое звучание?

Несмотря на всю ценность результатов исследования проблемы … , многие важные вопросы остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания … Требуют рассмотрения вопросы о … , о закономерностях становления … и связанных с ними технологическими особенностями в …

Проблема состоит в том, что … (заключается)…

Объект исследования – … (какая часть педагогической реальности рассматривается; область, к которой принадлежит методическая разработка).

Предмет исследования – … (что отыскивается, устанавливается, какой аспект исследуется; какие признаки предполагается изменить, отличительные черты авторской методики).

Цель исследования – Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить. 

Основные требования к формулировке цели и задач:

Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.

Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.

Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учащимся и проявиться в его поведении или в результатах его работы.


 

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

Ответьте на вопрос: «Что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО…

Затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Целями методической разработки могут быть:

определение форм и методов изучения содержания темы;

раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

описание видов деятельности педагога и учащихся;

описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

осуществление связи теории с практикой на занятиях;

использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Определить понимание …

2. Разработать теоретические основы целеполагания в …

3. Обосновать и апробировать принципы и логику образовательного процесса, направленного на ...

4. Выявить периоды и технологические особенности становления …

Условия применения

В этом разделе укажите:

контингент учащихся, особенности контингента (если есть);

название дополнительной общеразвивающей программы, в рамках которой применяется ваша методика;

если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.

Методологическую основу исследования составили идеи …(Ф.И.О. ученых и др.) о ….; … (Ф.И.О. исследователей и др.) об … .

Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в … .

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, и др.;

эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных компонентов профессиональной позиции педагога-воспитателя, опытная работа, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп, формирующий эксперимент и др.;

статистические: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов, расчет распределения, коэффициентов корреляции, оценка статистической значимости гипотезы и др.

Введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования, целей и задач, которые предполагается решить в ходе подготовки методической разработки.

В первом разделе (главе) основной части методической разработки автору необходимо дать научно-теоретическое обоснование темы и проблемы исследования и практическое обоснование материалов, предложенных в работе.

Методист, учитель, педагог дополнительного образования знакомятся с литературными источниками, справочниками, словарями, учебниками, монографиями, статьями, документами, статистическими материалами, публикациями в прессе, материалами радио- и телепередач и др. 

Автору разработки необходимо владеть навыками сбора и систематизации материала, умением применить теоретические знания к исследованию конкретных объектов, явлений, процессов. 

Анализ источников помогает понять сущность и последовательность развития и решения интересующей автора проблемы. При работе с литературой целесообразно изучить состояние проблемы в теории и практике.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения проблемы (какой?). В фундаментальных исследованиях (И. О. Фамилия и др.) рассматривается процесс формирования (кого?), развития (чего?) и (чего?). (И. О. Фамилия) конкретизировал (что?) на этапе (чего?), представив (что?) как (что?). Большое значение при изучении вопроса о (чем?) имеют исследования, в которых анализируются особенности (чего?) (И. О. Фамилия и др.).

Автору методической разработки необходимо иметь представление о состоянии изучаемой проблемы в практике дополнительного образования детей. Изучить передовой педагогический опыт помогут материалы конференций, статьи в периодической печати и т.п.

На основе научной литературы необходимо дать толкование основных используемых в тексте понятий, обосновав свой выбор. Автор вправе представить свои собственные «рабочие» определения с соответствующими пояснениями. 

Везде, где речь идет о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу. 

«…, – читаем у (И. О. Фамилия), – …». На философские выводы (И. О. Фамилия и др.) опирается в своих исследованиях (И. О. Фамилия) – создатель (чего?).

Библиографические ссылки по месту расположения могут быть:

внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

постраничные (помещаемые внизу страницы, под строками основного текста);

концевые (после текста).

Второй раздел (глава) методической разработки должен содержать описание представленного опыта, описание способов решения проблемы, сравнение старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность и т.д.).

Средства

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких занятий, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы. Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает, в таком случае возможна разработка алгоритма.

Методические советы

Наряду с конспектом занятия, сценарным планом, ходом проведения мероприятия в работе должны быть отражены методические советы по проведению мероприятия или занятия:

на подготовительный период (правильное распределение поручений, техническое оснащение занятия);

организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок);

на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

Примеры

Часто в методических разработках примеры занимают львиную долю места и внимания читателя. Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не  копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего учебного процесса, не нарушая предложенную вами технологию.

Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения, но ни в коем случае не заменяют их.

Диагностика

Большую ценность будет иметь работа, если в ней присутствуют результаты, полученные на основе проведенных исследований. Они должны быть оформлены и представлены в работе.

Как правило, в методических разработках педагогов диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся объединения. (достаточно приложить к описанию методики ксерокопии работ).

Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.

Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики, то вам необходимо ответить на два вопроса:

По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть:

наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие занятия – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);

продукты творческой деятельности детей (работы, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

результаты выполнения специальных заданий, проектов и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете оценивать?

Это могут быть:

наличие определенных  высказываний учащихся в процессе работы;

определенные виды поведения учащихся;

количество правильных ответов на предложенные задачи;

количество ошибок определенного рода и т.п.

Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Если работа оценивается, например, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.

Таблицы, схемы, чертежи, графики, формулы, имеющиеся в тексте, нумеруются каждые в отдельности. Схема, таблица, график и т.д. должны иметь название и ссылку на источник данных.

При изложении материала необходимо соблюдать логическую последовательность. В конце каждой части работы и отдельных ее параграфов следует делать краткие выводы по изложенному материалу.
 

В заключении делаются выводы и представляются результаты, подчеркивается эффективность, значимость предлагаемой системы работы, даются рекомендации по практическому применению. Автор дает собственную оценку проведенной им работы. 

В заключении автор должен соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы в единое целое.

Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод.

Также в заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

В списке литературы указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.


 

Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.

В приложениях, в том же порядке, в котором они упоминаются в тексте работы, приводятся:

описания применявшихся автором диагностических методик;

монографические характеристики учащихся;

характеристика класса;

описания фрагментов педагогической деятельности;

отобранный предметный материал (в схемах, таблицах, рисунках и фотографиях);

тематические и поурочные планы, разработки занятий и т. д.

К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.

Презентация должна отражать:

актуальность выбранной темы;

соответствие содержания презентации теме методической разработки;

соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии.

При оценивании презентации учитывается:

иллюстрационный материал презентации;

читаемость и дизайн текста;

цветовое решение презентации;

оптимальность количества слайдов;

эффективность применения анимации.

Качество методической разработки оценивается по следующим показателям:

п/п

Название критериев оценки

Баллы по критерию

1.

Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и способов, путей их разработки. Ценность (практическая ценность) работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов.

 

2.

Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России.

 

3.

Ведущие теоретические, педагогические идеи, межпредметные связи в содержании; степень научности и практической значимости; использование современных научных и педагогических подходов, информационных технологий, технологичность пособия (доступность для использования в педагогической практике)

 

4.

Перспективность и практическая значимость работы (уровень завершенности работы, целевая аудитория). Возможность использования пособия в других организациях дополнительного образования детей

 

5.

Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы

 

6.

Обоснованность и доказательность выводов при защите методической разработки и ответов на вопросы

 
 

Итого

 


 

Общие требования к оформлению методической разработки

Методические разработки предоставляются на бумажном носителе с приложением электронного варианта на CD-диске.

Сопроводительный лист к работе должен содержать точную информацию об авторе: фамилия, имя, отчество (полностью); место работы (наименование образовательной организации с указанием адреса); должность; квалификационная категория; сведения о наличии ученой степени, звания; контактные телефоны.

Требования к тексту методической разработки: формат А4, ориентация – книжная, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал между строками одинарный, поля слева – 2,5 см, справа – 2 см, сверху и снизу – 2 см, выравнивание – по ширине страницы без переносов.

Методическая разработка может иметь приложения, в том числе – в электронном виде.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Ссылки на литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.


 

Литература:

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000, - с. 240

Другова Е.Н. Требования к методическому пособию, методической разработке, методическим рекомендациям. - г. Кисловодск, 2012

Как написать методическую разработку//: http://www.kakprosto.ru

Моргун Д. В., Орлова Л. М. Издательская деятельность учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности: Опыт и практические рекомендации. - М.: МГСЮН, 68 с.

Нестеренко А. Методическая разработка: проще, чем кажется// Интернет-журнал «Лицей»

Серова Н.Л., Федина Н.П. Как подготовить и защитить методическую разработку . – Ярославль, 2004

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.