12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дюпина Елена Александровна34
​​​​​​​
Решение уравненийPPT / 2.49 Мб
Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Дюпина Елена Александровна

Район

Нижегородский

Место работы

МБОУ «Лицей №8 имени академика Е.К.Федорова»

Должность

Учитель математики

Общая информация

Модуль

Математика

УМК

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2016.

Тема урока

Решение уравнений

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения уравнений различными методами.

освоение учащимися способа деятельности по решению уравнений на основе процессов рефлексии и понимания в ситуации разрыва средств деятельности

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.


Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.


Необходимое оборудование

Компьютер

Экран

Проектор

Презентация «Решение уравнений»


Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал –карточки.

Планируемые результаты урока

личностные

умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.



предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; отрабатывать умение решать уравнения.



метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.

извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.

умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.



Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2020


Дополнительная

Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2020.


Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-po-matematike-6-klass

www.zavuch.info/uploads/methodlib/2012/11/6/hod-uroka.docx


ЭОРы




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Концентрация внимания учащихся и ориентирование на работу.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (Слайд 2)

1 Раскройте скобки:

а) - 3+ (a+b+c)

б) – 7 + ( - abcd )

в) 12∙ ( - 2a + 5b – 4c ) г) 2∙(2a + 5bc )

(Слайд 3)

2 Упростите выражение

а) 6m + 5n – 4n – 4m + 3n + m б) 7x – 8y +9y – 5x + 6 в) 3∙( 2x – 3y ) + 9∙( y – 4x )

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.




Учащиеся готовы к началу работы.







1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ








2.Делают записи в тетради

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

(Слайд 4)

-Обратите внимание на записи.

На доске:

5(x-3)=20;

a-4+b;

x+8= -15;

4b;

7,5s - 3k;

5x=2x+6;

6m -1.

- Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

- На какие две группы можно разделить написанное?

- Как можно назвать каждую из групп?

- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?

- А вторая? Почему?

(Слайд 5)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?




- Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.


- Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?










- Где можно узнать информацию по данной теме?











3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:

На уравнения и выражения


Уравнения, выражения


Нет


Да, потому что уравнения можно решить.

4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений».



5. Формулируют цель (Учитель корректирует ответ учеников): познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.

6. Формулируют задачи (Учитель по возможности помогает):

вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;

изучить материал учебника по этой теме;

внимательно слушать учителя;

делать необходимые записи в тетрадях


7. Называют источники информации: учебник, учитель



Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.



3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель развивает ситуацию успеха, предлагая учащимся самостоятельно решить уравнения (Слайд 6)

4(x+5)=12

x+ 8= - 15

-8х + 6 = -10х + 12 («ловушка»)

Цель: организация «сбоя» в деятельности учащихся.(проблемная ситуация)







Решая данное уравнение - «ловушку», учащиеся или ошибочно выполняют данное задание, или получают «явный сбой» (т.е. у учащихся не хватает средств для решения данной задачи).



4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

вывести учащихся в рефлексивную позицию:

- перечисление используемых ранее способов решения уравнений;

- соотнесение этих способов с данным уравнением;

- осознание невозможности решения данного уравнения этими способами.

Учитель организует коммуникативное взаимодействие учащихся, фиксирует несостоятельность или проблематичность использования тех или иных методов решения.

Учащиеся у доски показывают решение уравнений, но последнее уравнение вызывает у них затруднение.

- Почему вы легко решили два уравнения, а третье вызвало затруднение?

-Что должно произойти, чтобы вы смогли решить данное уравнение?

-Если так получится, то вы легко решите уравнение?

-Как же их собрать в одну часть? Что для этого нужно и можно сделать?

Подумайте и обсудите в парах. У нас нет способа решения таких уравнений и нам необходимо придумать, как их собрать в одну часть.


























Подготовительный этап. (Слайд 7-8)

А что значит «решить уравнение»?


Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы

встречаемся с понятием равенство?

Актуализация и постановка проблемы.

Давайте разберем такой пример. (Слайд 9)

Весы находятся в равновесии. t1697076097aa.png

Запишите, какое уравнение было первоначально и какое получилось?

Это свойство «весов» нам еще пригодится.

- Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения?

- Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения: (Слайд 10)

1 способ

4(x+5)=12

4x+20=12

4x=12 – 20

4х= - 8

x= - 8 :4

x= - 2

- А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов.

(Слайд 11)

2 способ

4(x+5)=12

- Назовите неизвестный компонент в уравнении?

- Как найти неизвестный множитель?

х +5=12:4

x+5=3

x=3-5

x= -2

-Что мы получили в итоге?


- Что называется корнем уравнения?


-Число - 2 является корнем уравнения x+5=3

и уравнения

4(- 2+5)=12 , так как

-2 + 5 =3 и

4(-2+5)=12.


- Как из первого уравнения можно получить второе?


Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому:

Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.


2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= - 15. Как его можно решить?

Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.

- Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел?

- Как можно получить в левой части уравнения только с x?

- Рассмотрим решение этих уравнений.

x+8= - 15

x+8 - 8= - 15 - 8

x=-23

- Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком.

- А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его:

-8х + 6 = -10х + 12

- Чем данное уравнение отличается от предыдущего?


- Как его можно решить?

- Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать?

-8х + 6 = -10х + 12

-8х+ 10х + 6 – 6 = -10х +10х + 12 – 6

2x=6

x=6:3

x=2

- Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу?

- Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт.

- Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак.

Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. .

(Слайд 12)

Давайте вернемся к задаче с весами


Коллективная форма деятельности учащихся.





























Справа и слева в уравнении стоит х

Выражения с переменной должны оказаться в одной части, а числа - в другой

Да

1) Предложение учащихся: -8х -10х =6+12, просто перенести слагаемое с переменной в правую, а число в левую часть, но проверка показывает, что полученное таким образом число х= -1, не является корнем уравнения.

2) Предложение учащихся:

-8х + 6 = -10х + 12,

-2х=2,

числа в правой и левой части не подобные, их складывать нельзя (ответы детей при обсуждении)

3) Предложение учащихся: - Данное уравнение не имеет корней, т.к. х =1; х=2

не подходят,

-Значит, как только в обеих частях уравнения стоит переменная, то уравнение не имеет корней?

4) Некоторые учащиеся уже подобрали корень уравнения х=3 и опровергают версию, что данное уравнение не имеет корней. Проверкой убеждаемся, что число 3 является корнем уравнения.

-Значит, уравнение имеет корень, мы просто не можем его найти иным каким-то способом, кроме как подбором?


Отвечают на вопросы:

1)Найти все значения

неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет.

2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании


3) Чаша с гирями перевесит.




4) Убрать гири.



5)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения.













6)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения.









7)Отвечают на вопросы: Множитель


8)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель



9) Корень уравнения x= -2


Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство






10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 8 или умножив обе части на 1/8.



11) Записывают в тетрадях вывод.





2. 1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение







2) Нулю


3)Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части.













4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения.


5) Предлагают варианты решения уравнения



6)Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (10 x) и прибавить ( - 6 )

Решают уравнение


7) Слушают, отвечают на вопросы.













8) Записывают в тетрадях вывод.





















































Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи ;
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.





































Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;


Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

1. Учитель: (Слайд 13)

Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.

(Слайд 14)

Вводится определение линейного определения. Предложить решить уравнение по алгоритму и прокомментировать каждый шаг

3x - 19 = -6x -10 (Слайд 15)


Решить №425, 426,427(а,г)

с комментированием на месте.

(Слайд 16)

(Слайд 17)

431 Решите двумя способами

1 способ: С помощью основного свойства пропорции

t1697076097ab.gif



3(х – 3 ) = 6 * 7

3х = 51

х = 17

2 способ: (Слайд 18)

С помощью умножения обеих частей уравнения на одно и тоже число

t1697076097ac.gif



х – 3 = 14

х = 17








- Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места




- Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места

Проверка ,используя презентацию

Предметные УУД:

Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).



Коммуникативные

Личностные



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. (Слайд 19)


Вариант 1.

1.Решите уравнения:

а) -8х = 48;

б) 16х – 24 = 9 + 5х;

в) 1 – 2х = 12х + 1;

г)24х – 18= 27х - 24;





















Вариант 2.

1.Решите уравнения:

а) 9х = -36;

б) 18х – 21 = 6 + 9х;

в) 7 – 4х = 14х + 7;

г)19х – 13= 23х - 21;











Организует самопроверку по эталону. (Слайд 20)

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

- Исправьте ошибки.


Выполняют задание самостоятельно, выбирая, сколько уравнений решать.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?». Оценивают свою работу (по 1 баллу за каждое уравнение).

4 балла - оценка «5»;

3 балла - оценка «4»;

2 балла - оценка «3»;

1-0 баллов - надо еще поработать.

Эталон для самопроверки:

Вариант 1.

а) -8х = 48;

х =48:(-8);

х= -6.

б) 16х – 24 = 9 + 5х;

16х -5х = 9 +24;

11х =33;

х = 33:11;

х =3.

в) 1 – 2х = 12х + 1;

- 2х – 12х =1 - 1;

- 14х = 0;

х=0.

г)24х – 18= 27х - 24;

24х – 27х =- 24 +18;

- 3х =- 6;

х = -6:(-3);

х =2.

Вариант 2.

а) 9х = -36;

х = -36:9;

х = - 4.

б) 18х – 21 = 6 + 9х;

18х - 9х =6 +21;

9х = 27;

х =3.

в) 7 – 4х = 14х + 7;

- 4х – 14х =7 – 7;

- 18х =0;

х = 0.

г)19х – 13= 23х - 21;

19х – 23х = -21 +13;

-4х =-8;

х = 2.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.


Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


8.Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

- Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения.


-Кто желает сформулировать правило решения уравнений нового вида?

-Что было самым сложным на уроке, а самым интересным?

-Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме?

Оценить отдельных учащихся

Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения.


Познавательные УУД:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные УУД:

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



9. Информация о домашнем задании.

Задачи: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


(Слайд 22)

: Домашнее задание: п. 42, выучить правила; решить

452(а; б; в; г) – на оценку «3», №456 – на оценку «4»,

459– на оценку «5»

- Ваши вопросы по домашнему заданию.


1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках.





2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий


Познавательные УУД:

решать различные виды уравнений



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.