12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирюхина Ильмира Иршатовна25
0

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Она приносит полноту жизни, счастье. Цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно еще больше внимания уделять работе о семье. Семья – продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской.

Роль и значение семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья переоценить невозможно. Эффективность семейного воспитания детей, и в том числе детей с ОВЗ, предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми в семье может колебаться от максимально близких, теплых, доброжелательных отношений (родительская любовь), до далеких, холодных и враждебных. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором – строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок с ОВЗ, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, и имеет меньше шансов на теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей.

Эмоциональный тон семейного воспитания детей с ОВЗ существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократичного стиля воспитания. Этот стиль с наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности и социализации такого ребенка.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и не желанности в семье. Родительские требования в этом случае, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, средств массовой коммуникации – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Почему авторитарные методы воспитания детей с ОВЗ продолжают использоваться родителями?

Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось.

Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает командно-административный стиль, укоренивший на производстве и в общественной жизни.

В- третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение возникающее в очередях, переполненном транспорте и т.п.

В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что это лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций.

Чтобы понять взаимоотношения ребенка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенка чувствует себя беззащитным и беспомощным; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности ребенка с ОВЗ, реализующихся через все стороны ее деятельности.

Социализация детей с ОВЗ – важнейшая задача, стоящая перед школой и родителями. Можно выделить шесть функций семьи в процессе социализации:

- физическое и эмоциональное развитие ребенка с ОВЗ.

- семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.

Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит двадцати баллов;

- семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;

- в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений;

- семье присуща функция социально-психологической поддержки человека.

Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых. Педагогические рекомендации, которые могли бы помочь в семейном воспитании детей с ОВЗ.

1. Необходимо определить собственную концепцию воспитания т.е. обосновать принципы, которые хотели бы реализовать в процессе взаимодействия с ребенком.

2. Определить диапазон невмешательства в дела ребенка. Этот диапазон увеличивается по мере взросления ребенка. Можно составить перечень действий, которые ребенок может совершать без вашей помощи.

3. Нужно научиться диагностировать мотивы взаимодействия между родителями и детьми.

4. Выработать умения владеть собой и ситуацией, сопротивляться провоцирующим моментом.

5. Анализировать собственные ошибки в воспитании.

Всех сложностей при воспитании детей с ОВЗ не избежать. Но воспитание чуткости, уверенности в себе и в своих силах помогут в решении семейных проблем с меньшими потерями, чем при стихийном течении событий. Опят жизни в семье помогает такому ребенку составить представление о себе, о других, об окружающем мире в целом.

Атмосфера в семье формирует у ребенка ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной значимости.

Нарушение супружеских взаимоотношений корригируется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий, консультируемых у психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно не разрешаемому конфликту.


Список литературы


1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой.: Академия, 2002. - 192 с.

2. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Гном и Д., 2000. – 160 с

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.