12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Таранова Марина Игоревна1001
Преподаю биологию в гимназии "Мариинская". Учитель высшей квалификационной категории.
Россия, Ростовская обл., Таганрог
4

Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одарённости у детей

Основная задача современного учителя – способствовать развитию каждой личности ученика. Важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Предпочтительными методами работы для этой категории детей являются исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.

В нашей гимназии уже более 10 лет существует ученическое научно-исследовательское общество (УНИО), члены которого постигают основы исследовательской деятельности в различных образовательных областях. Одно из направлений в работе УНИО - проведение исследовательских работ по биологии и экологии. Исследовательская работа учащихся направлена на расширение их знаний о природе, углубление представлений о роли биологии и экологии в жизни, развитие устойчивого интереса к изучаемому предмету. Она даёт школьникам возможность овладеть умением построения исследовательской цепочки: от идеи, через цели - задачи - мозговой штурм, до реализации своей работы, её представления и защиты. При работе с одаренными детьми учителю необходимо уметь стимулировать познавательные способности учащихся, работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся. Приведу пример научно-исследовательской и практической деятельности учащихся гимназии и влияние её результатов на решение социально-экологических проблем. В исследовательской работе ученика 5 класса Дмитрия К. "Изучение экологического состояния реки Малая Черепаха" поднята актуальная проблема состояния малых рек г. Таганрога. Она связана с вопросами практической природоохранной деятельности и с решением проблемы сохранения природы. Выбор данной темы не случаен: ученик живёт в районе реки Малая Черепаха и ему хорошо известны последствия, связанные с загрязнением русла этой речки. Сброс бытового и строительного мусора в русло приводит к подтоплению жилых и хозяйственных построек, расположенных вдоль реки. Загрязнение вод отходами производственных предприятий, находящихся в этом районе, уничтожает живых обитателей реки. Результаты экологических исследований, проводимых ранее на этом объекте указывали на отсутствие в нём живых форм организмов и характеризовали состояние речки Малая Черепаха как водоём с сильной степенью загрязнения.

Целью работы ученика было исследовать биологическое разнообразие и степень загрязненности водного объекта города - реки Малая Черепаха. Исследовательские задачи данной работы:

- взятие проб на водном объекте и определение видовой принадлежности собранного биоматериала;

- выявление взаимосвязи между количеством обитателей исследуемого объекта и степенью его загрязненности;

- оценка экологическое состояние Малой Черепахи на основании проведенных исследований.

В ходе работы было обследовано русло реки Малая Черепаха; взяты пробы воды на разных участках реки и определена видовая принадлежность собранного биоматериала; проведён анализ состояния реки по индексу Майера и сравнение полученных результатов с результатами предыдущих исследований этого объекта; проведены фото- и видеосъемка реки Малая Черепаха в местах взятия проб.

В пробах, взятых из реки, были обнаружены различные представители животного мира: ракообразные, моллюски, личинки насекомых, черви, мальки рыб. С использованием метода Майера был проведён анализ состояния реки, что позволило сделать вывод о соответствии водоема 3 классу качества или умеренному загрязнению исследуемого водоёма. Результатом проведённой исследовательской работы стали выводы:

1. река Малая Черепаха является умеренно загрязненным водным объектом города, экологическое состояние которого сильно подвержено влиянию антропогенного фактора;

2. в процессе исследования обнаружены 10 видов животных организмов;

3. за последние три года экологическая ситуация на исследуемом объекте улучшилась, о чем свидетельствует появление в реке живых водных организмов, включая рыб;

4. наблюдения за экологическим состоянием Малой Черепахи необходимо продолжить, чтобы отслеживать процесс восстановления реки.

Результаты своих исследований пятиклассник Дмитрий К. представил на ежегодной научно-практической конференции гимназии. Эта работа получила высокую оценку на городских экологических чтениях и опубликована в экологическом сборнике лучших исследовательских работ учащихся школ города. На основе данной исследовательской работы разработан маршрут экологической экскурсии "Малые реки Таганрога". Успех и признание первого самостоятельного исследования дали стимул для проведения учеником последующих исследовательских работ.

Как правило, у одаренных детей проявляются высокая продуктивность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания. Используя дифференцированный подход, учитель работает над развитием этих качеств. Применение метода исследовательской работы позволяет раскрыть творческие возможности ребёнка и способствуют развитию детской одарённости. Для успешного развития способностей одаренных детей важным, на мой взгляд, условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть непременно профессионально грамотным, талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности, владеть современными педагогическими технологиями, иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым и эмоционально стабильным.

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учителя биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.