12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сивкова Cветлана Валерьевна57
Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский

Сивкова Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

ГКОУ СО «Каменск – Уральская вечерняя школа»

г.. Каменск- Уральский



РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из важных проблем школьного образования на современном этапе , так как обучение находится в прямой зависимости от активности ученика в этом процессе. Школьный музей призван пробуждать у учащихся стремление к познанию, способствовать формированию нравственных и духовных ценностей.

Проблема

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы,

Актуальность

Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Школьный музей призван пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений. Этому способствуют уроки литературы и русского языка в музее. Привлечение учителем музейных экспонатов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается познавательная деятельность в процессе обучения. Музейные предметы выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в мир прошлого. Ученик может взять в руки музейный предмет , который вызовет эмоциональный всплеск. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого культурно-образовательного пространства в школе.



Цель:

Определение роли музея в учебно-воспитательном процессе и в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы и русского языка



Задачи:

Использовать экспонаты музея для активизации познавательной активности деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;

Изучить возможности музейной деятельности как средство повышения интеллектуального развития учащихся;

Формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений;

Формировать чувства ответственности за сохранение истории, гордости за свою Родину, школу, семью;

Формировать чувства сопричастности к прошлому и настоящему своего Отечества;

Расширить социальные связи школы через волонтерскую работу с городскими школами.



Школьный музей обладает огромным потенциалом для воспитания школьников, для формирования нравственных и духовных ценностей, патриотизма, гражданстве нности. Особенно важным это оказывается в условиях пенитенциарной системы для

обучающихся вечерних школ. Ученики вечерней школы при колонии – это особый контингент. Многие из учащихся (взрослых людей) не имели возможности посещать городские музеи. Поэтому создание школьного музея – это зачастую единственная возможность прикоснуться к истокам народной культуры, подлинным предметам народного быта, историческим документам.

«Родной край, его история, - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Поэтому мы считаем крайне важной задачей воспитание уважения к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию у учащихся.

В создании музея приняли участие и педагоги, и обучающиеся нашей школы. Были представлены быта : прялка, тканые полотенца и скатерти с орнаментами, веретено, кухонная утварь. Эта экспозиция явилась мощным стимулом для изучения и самостоятельного создания учащимися предметов народного быта, макетов полуземлянки и русской избы. Таким образом, школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей активность, сотворчество, самостоятельность учащихся в исследовании и пропаганде материалов. Так, были организованы посещения музея классами, а ученики стали экскурсоводами. Они рассказали об истории появления орнаментов, об использовании орнамента в народном костюме, предметах быта. Выполненные самими учащимися макеты полуземлянки и русской избы помогли увидеть, как изменился быт крестьянина. Посуда и утварь были воссозданы руками учащихся по эскизам и иллюстрациям научной литературы. Эта часть экспозиции вызвала огромный интерес, некоторые предметы быта оказались знакомы учащимся.





t1683643336aa.jpgt1683643336ab.jpg





Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Музейная педагогика (технология) дает неограниченные возможности для проведения нестандартных уроков и организации внеурочной деятельности.

Так, на уроках русского языка по теме «Устаревшие слова» мы применили технологию музейной педагогики. Ученики были приглашены в крестьянскую избу, при помощи видеороликов познакомились с бытом 15 – 18 веков, а музейные экспонаты могли взять в руки, рассмотреть и узнать, как назывались предметы быта. Этот нестандартный урок мы, учителя русского языка проводили в паре. Продемонстрировали устройство прялки, показали процесс прядения. Были прочитаны отрывки из литературных произведений с упоминанием предметов быта, представленных в музее. Как итог урока был составлен Словарь устаревших слов, который проиллюстрировали сами обучающиеся.

t1683643336ac.jpgt1683643336ad.jpg

При организации внеурочной деятельности работа над созданием экспонатов для школьного музея оказалась одним из самых интересных видов творческой деятельности учащихся. Ученики 5 – 7 классов изучили историю возникновения игрушек, оберегов. Были выполнены макеты кукол из соломы, тканые обереги. Ученики представили проекты по данной теме. Ученики 12 класса представили расшитые костюмы с орнаментами, также представили проекты об истории возникновения народных костюмов.



t1683643336ae.jpg







Конечно, в условиях пенитенциарной системы невозможно проводить поисковую деятельность, но огромную помощь оказывают педагоги школы. Так , по крупицам создается школьный музей. И тем ценнее оказывается каждый экспонат, представленный в нем. Учащиеся активно занимаются обработкой и пропагандой материалов, без преувеличения вкладывают душу в создании экспонатов. Всё вместе это оказывает мощнейшее влияние на самосознание учащихся, воспитание гражданственности, нравственности, а самое главное – это активизация познавательной деятельности учащихся, что в целом отражается и на учебе учащихся.

Экспонаты музея были выставлены в образовательных учреждениях города, была организована передвижная выставка «Мир народной культуры». Для начальных классов в ряде школ было проведено внеклассное мероприятие. «Экскурсия в русскую избу». Таким образом была решена просветительская задача создания школьного музея. Передвижная выставка удобна в использовании- можно приехать в любую школу, детский сад, библиотеку.

Таким образом, музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого культурно-образовательного пространства в школе.

Передвижная выставка «Русская изба»

t1683643336af.jpg

https://vk.com/video-174465271_456240137

t1683643336ag.jpg

t1683643336ah.jpg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.