12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зеленин Евгений Алексеевич43
Учитель музыки.
Россия, Московская обл., Орехово-Зуево

Романсовое творчество П. И. Чайковского


Этапы становления композиторского стиля


Русская музыкальная культура ХIХ века характеризуется широким распространением и большой популярностью романса. Этот жанр играет большую роль в культурной жизни общества и привлекает большое внимание профессиональных музыкантов. Благодаря своей демократичности, обширному тематическому разнообразию, живому отклику на интонационные явления общества того времени, романс стал средством реализации идей и создания демократического музыкального искусства. «С первых же шагов своей жизни романс тесно соприкасается с другими областями музыкального творчества и является для них богатейшим «интонационным словарем». С другой стороны, в этом соприкосновении сам жанр романса безгранично расширяет масштаб своей тематики, свои выразительные средства, жанровые оттенки, формы»1.

Развитие жанра происходило параллельно в народной и профессиональной сферах. Зачастую народно-спонтанное бытование романса выражалось в создании большого числа безымянных бытовых городских романсов-песен, в различных вариативных исполнительских транскрипциях.

Завоевав сердца широкого круга почитателей, жанр романса нашел живой отклик и в творчестве П.И.Чайковского. Чутко отзывающийся на все интонационно-музыкальные проявления действительности величайший русский композитор нашел в этом жанре широкое поле для творческого поиска и обширные возможности для реализации своих композиторских экспериментов.

Его романсы удивляют выразительными очертаниями и невероятной лиричностью. Композитор очень живо и проникновенно относился к поэтическому тексту, выбранному для написания романсов, обращая пристальное внимание на мелодическую гибкость и ритмическую организацию стихов. Впервые обратившись к романсу в 50-х годах и на протяжении всего своего творчества вплоть до 1983 года Петр Ильич создает потрясающей красоты венок романсовых миниатюр, в котором ясно прослеживаются этапы становления, а также отражены все стилистические черты и особенности его неповторимого композиторского стиля.

Для Чайковского бытовая романсовость была благодатным источником, который питал и обогащал слуховое восприятие окружающего мира, питал и «озвучивал» эмоционально-чувственные состояния и переживания человеческой души.

Уже в самом начале своего творчества Петр Ильич органично сочетал широкий круг народно-песенных интонаций с иными мелодическими истоками, среди которых и кристально-ясные интонационные образы В.А.Моцарта, принципы бетховенской интонационной логики, богатые и разнообразные интонации французской оперной культуры и, конечно, кантилены итальянского bel canto. Весь этот музыкально-слуховой опыт ненавязчиво переплетается с интонациями речи-говора, поэтически-декламационными интонациями, музыкально-звуковыми элементами окружающей природы.

Свои невероятные романсы Чайковский сочинял прежде всего для простого слушателя. Именно романсы были очень близки к общегородскому бытовому романсу. Все ощущения Чайковского в романсах представлены предельно понятно и искренне. Любовь к вокальному жанру во многом была связана с тем, что с детства Петр Ильич относился сердечно к романсам.

На протяжении всей творческой жизни композитор сочинял романсы. Для них характерно большое разнообразие жанров и тем, они воспринимаются как своеобразный лирический журнал Чайковского, а душевность и искренность - характерные и привлекательные черты романсов Петра Ильича Чайковского, которых он создал более сотни.

Чайковский свои первые произведения в жанре романса написал еще будучи учеником Школы правоведения. Последним произведением композитора в этом жанре стал цикл романсов на стихи Даниэля Ратхауса. Примечательно, что в романе «Ночь» Чайковский рисует картину человеческого одиночества настолько автобиографически, что даже уловил в фортепианной партии звук каминных часов, стоявших тогда в доме композитора в Клину [5,29 c].

Первым профессиональным романсом Петра Ильича Чайковского был написан на поэтический текст А. Фета «Мой ангел, мой гений». Известная музыковед Вайдман П.Е., отзываясь об первом романсе Чайковского, называет чудом, исследуя рукопись оного. «Написан он нетвёрдою, мечтательной рукою, словно, ноты были не выведены, а нарисованы».

Самые первые его работы П.И. Чайковский был опубликован в 1869 году. Такие, как:

«Песня Земфиры», «Полночь»,

«Нет, только тот, кто знал», «Почему?».

Исследователи относят эти произведения к лирико-элегической линии, где раскрывается печаль, тесно связанная с утраченным мирным счастьем. К 1870 году Петр Ильич был на подъеме. Именно за это время композитор создал более половины всех вокальных камерных произведений. В этих работах изображение раскрывается тонко, раскрываются гораздо более выразительные средства.

В романсе слов А. Толстого «Средь шумного бала» мы видим четкий поэтический и музыкальный образ. Роман написан в ритме вальса, в котором присутствует сладкая лирическая миниатюра. Вокально-романтическая часть разбита на разные выразительные фрагменты, где идентичные фразы с синтаксическим разделением словесного текста сочетаются с мелодическим пением с ясностью речи. Максимальная завершенность единого целого достигается за счет сочетания интонационной унификации в различных мелодических фразах [10,256 c].

Из последних лет жизни композитора Петр Ильич Чайковский, самое трагическое из его произведений в жизни «Как прежде», включил это произведение в свой цикл народных романсов на слова поэта Даниила Максимовича Ратгауза. В его творчестве музыка передаёт нам глубочайшую печаль одинокого человека, который остался один. Очень выразительно и просто завершено. В этом романе «Снова, как прежде, один», как и в вокально-лирическом произведении П.И. Чайковского, где композитор хочет показать взаимосвязь вокального аппарата и фортепиано. В романе партия фортепиано играет роль даже с голосовым аппаратом. Уже очень отчетливая вокальная партия в продолжении третьей, где есть равномерное повторение вторых интонаций.

Произведения П.И. Чайковского стали мировой классикой. Оперы и романсы исполняются на разных языках мира, а каждые четыре года проводится знаменитый конкурс «Именем П.И. Чайковский», где звучат голоса музыкантов со всего мира. Высота творчества композитора И. Чайковский определяется композициями, наделенными характерными жанровыми чертами - это то, что отличает творчество Чайковского. Романс «Соловей» - один из многих романов композитора (А.С.Пушкин). В романе все написано на словах (Песни западных славян). К этому роману обращается «Песня цыганки» (Полонский) [11,189 c].Где в романе мы слышим еле слышные мрачные тона, во многом скрытые от посторонних какой-то загадкой. Задумчиво звучит припев, в котором Чайковский использует фригийский лад.

Композитор Чайковский П.И. вложил что-то новое в каждую идею музыкального искусства. Композитор развивал идеологию симфонической музыки в нескольких своих жанрах. Именно это влияние проявилось в композиторе: в творческом методе Чайковского, в идейно-образной сущности музыкально-драматической выразительности.

Композитор составил отдельные группы произведений, такие как сборник детских песен, таких как «Мой Лизочек такой маленький», «Кукушка» и другие известные композиции.

В большинстве своих работ Петр Ильич Чайковский обращался к текстам современных поэтов, таких как Лев Май, Аполлон Николаевич Майков, Алексей Николаевич Апухтин, Александр Сергеевич Пушкин и даже для зарубежных поэтов - Генриха Гейне, Иоганна Вольфганга фон Гете.

Роль вокальной партии - это очень ярко выражено композитором в своих произведениях, Чайковский усиливает эмоциональный настрой вокальной партии. Очень важную часть своего творчества композитор уделяет прелюдиям и пост-прелюдиям, которые в первом образе выполняют функцию введения, а во втором - результата («согласования»). Композитор объединяет ряд своих романсов в циклы, в которых он разделяет романы образного содержания. Последние произведения Чайковского характеризуются усилением драматической ноты, в которой композитор развивает свой образ. Мы можем увидеть произведения композитора в разных направлениях:

Духовные романсы.

Вокальные ансамбли.

Хоровая музыка

Музыка к балету, спектаклю, т.д.

Чайковский П.И. - великий музыкант, в творчестве он сравнивал себя со своими героями, где показал и, главное, раскрыл внутренний мир композитора. И таким образом он пропустил через себя все более эмоциональные переживания людей его времени.

«Симфония самая лиричная из всех музыкальных форм. Разве она не должна выражать все, для чего нет слов, но то, что душа требует и хочет выразить». О симфонии писал сам великий композитор. Поскольку музыка Чайковского необычайно душевна, композитора можно назвать личным артистом [6].

Талант композитора воссоздал в своих произведения образ Русской живописной природы, где слышны мелодии не минувшего, а именно настоящего (в связи с использованием таких жанров, как роман, песня и т.д.). Композитор нам широко показал использования не только нашего русского фольклора, но и даже украинский фольклор.

Выраженное взаимодействие музыкального творчества композитора оказало влияние на вокальную культуру XX века, на развитие музыкального театра и на дирижирование. Музыкальные произведения композитора относятся к явлениям искусства, что имеет вечное значение в музыкальной исторической культуре всего нашего мира. Все, кто писал о романсах композитора, делали вывод о схожести с чертами оперы. Сходство между оперным творчеством и камерным было взаимно:

1. Многие черты оперного творчества складывались в романе с лирикой.

2. Понимание мелодии оперного сочинения в ряд камерной формы превращалось в драму и психологического жизненного опыта.

Композитор Пётр Ильич Чайковский появился на свет 7 мая 1840 года в поселке Воткинское. Отец маленького композитора служил директором горного завода. В доме Чайковских часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. Всегда в окружение маленького композитора были слышны именно крестьянские мотивы. Отмечал юный композитор: «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», именно это и послужило началу зарождению творческого характера музыканта П.И. Чайковского [3,177 c].

Семью композитора объединяли самые чистые эмоции – это доброта, отзывчивость, искренность, любовь, нежность. У родителей Петра Ильича было шестеро детей: взрослый – Николай, средние- наш композитор Пётр Ильич и Ипполит, младшая - сестрёнка Александра, немного позже, в семье Чайковских произошло радостное событие – родились близнецы, которых назвали Анатолий и Модест.

С раннего возраста, а именно с четырёх лет у композитора зародилась музыкальная тяга к музыке, родители Чайковского сразу приступили обучать его на музыкальном инструменте - фортепиано. Но ещё маленького композитора с раннего возраста, а именно с десяти лет родители отдали в училище правоведения, чтобы маленький Чайковский уже начинал готовиться к престижной карьере юриста. Но сам композитор музыку не забросил, Чайковский продолжил учиться музыке и в училище правоведения, так как все воспитанники училища соответствовали правилам воспитания того времени [9, 211 c].

Самое первое сочинение будущего великого Петра Ильича был вальс для фортепиано, именно это произведение Чайковский посвятил своей гувернантке, которую звали Анастасией Петровой. Поэтому и первое сочинение было названо «Вальс-Анастасия» и ещё роман под названием «Мой гений, мой ангел, мой друг».

Когда композитору было всего десять лет, Чайковский с огромной эмоциональностью говорил о рождении своих братьев-близнецов: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю».

Вскоре в семью Чайковских пришла ужасная беда: от болезни под названием (холера) скончалась мама. В жизнь и семью пришла необратимая боль, когда юному композитору было всего четырнадцать лет.

Для композитора это было огромным ударом, а именно это случай с мамой для Чайковского оставил боль на всю жизнь. Когда писал письма в разные моменты жизни, Чайковский с большой болью упоминал страшное раннее горе, именно оно оставило травму на все следующие годы в жизни композитора. Тогда после смерти любимой мамы у Чайковского появилось большое искреннее чувство за жизнь и воспитание своих совсем маленьких братьев [4,77 c].

Далее, после окончания своего первого училища будущей композитор поступает на службу чиновником в Министерство правосудия. И самое главное, Чайковский не забывал про музыку. Совмещая со своей службой, он как любитель увлекался в музыкальных классах, они были открыты ещё при Русском музыкальном театре. Уже спустя год эти классы были переведены в самую первую в нашей России консерваторию, где и продолжал своё образование Чайковский.

Антон Рубинштейн - знаменитый пианист и первый основоположник консерватории в Петербурге, именно Рубинштейн стал первым учителем Чайковского, который оказал большое влияние на бедующею судьбу композитора [5,331 c].

В консерватории за все годы учебы Чайковский сочинил очень много учебных работ и даже пьесы для фортепиано и романса. На выпускном экзамене прозвучала кантата, именно она была написана на слова Фридриха Шиллера «К Радости», кантата всем известна, как завершение девятой симфонии Людвига Ван Бетховена. Вместе с кантатой также было написано и самое первое программное симфоническое сочинение на сюжет драмы Николая Андреевича Островского – именно увертюра (вступление) к «Гроза».

Композитор Петр Ильич ещё когда был учеников Антона Григорьевича Рубинштейна, сделал свой последний выбор своей судьбы и стал профессиональным музыкантом. В Москву композитор решил переехать в 1866 году. Петра Ильича пригласил в новую только что открывшуюся Московскую Консерваторию Николая Григорьевича Рубинштейна преподавать.

Чайковский в короткое время стал один из значимых современных музыкантов большой России. Последние десятилетия жизни были расцветом творчества композитора Петра Ильича Чайковского, так как он получил всемирную известность. Пётр Ильич стал самым первым из наших Русских композиторов, который ещё при своей жизни завоевал всенародное признание и мировую славу. Чайковский стал свои силы пробовать в области дирижирование [2,133 c].

Первое своё европейское путешествие композитор совершает в конце 1887-начало 1888 году. Петр Ильич создавал музыкальный произведения во всех жанрах как композитор.

Пётр Ильи Чайковский сочинял:

Романсы.

Музыку для фортепиано.

Оперы.

Симфонии.

Квартеты.

Концертные романсы для разных инструментов и т.д. Но, самое главное композитор начинает сочинят в совсем новом направлении. Чайковский обращается к исторической тематике в своём оперном жанре «Орлеанская Дева», «Мазепа».

Уже в 1890 году композитор зашёл в историю Русской музыкальной культуры, так как сочинил свою великую оперу под названием «Пиковая Дама».

В последний год своей творческой жизни, композитор творит свою гениальную и трагическую - это великая Шестая симфония Чайковского.

Фамилия Чайковский уже знакома и популярна не только у нас в России, и даже за рубежом с 1880-ого года. Композитор с огромным успехом проявляет себя уже как дирижёр концертов симфонии и опер. Чайковский делает программное турне по городам самой Европы, как раз там и звучат его произведения. Ещё Чайковский со своей программой был в городе Праге в 1888 году. После поездки в 1888 году в Прагу, композитор пишет в собственной тетради:

«В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что! Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России».

С большим вдохновением встречали нашего композитора на вечерах, посвящённых музыки в Париже. Как раз в Париже Чайковский видел огромное влечения к своему творческому стилю со сторон профессиональных французских музыкантов. С огромным успехом прошли концертные программы в 1891 году в Америке. Именно в Америку Чайковского пригласили на церемонию в связи с открытием большого концертного зала Карнеги-холла. Народ Америки и газеты положительно отзывались о нашем великом Русском Петре Ильиче Чайковском. В 1893 году Англии Кембриджской Университет дал название Петру Ильичу -доктор права, как выдающему музыканту всего мира.

П.И.Чайковскому нужна была потребность в родном домашнем уюте, где композитор  мог по возвращению из гастролей посвятить себя сочинениям.  В последние годы его неизъяснимо потянуло на родину, композитору хотелось жить вдали от шумных городов, где на улице его мог узнать любой. Он признавался, что бесконечно устал от окружающей его суеты. Поэтому он выбирал небольшие дачные поселки под Москвой, где арендовал усадьбу. Последний дом, в котором он жил в подмосковном Клину, стал домом-музеем мемориальным заповедником имени композитора. Здесь он сочиняет шестую симфонию.Первое звучание симфонии шестой было в Петербурге под руководством самого композитора. После чего Петр Ильич очень сложно заболел. 

Заболевание оказалось смертельным. Уже ночью с 25по26 октября композитор покинул нас

Но его великие творения будут жить вечно

Чайковский оставил после себя великое всемирное наследство – это его

произведения. Именно ими он жил и творил [1,97 c].

Земной путь величайшего русского композитора остановился в то время, когда Чайковский Пётр Ильич был полон сил и разнообразных творческих замыслов.

Проведенный анализ специальной литературы позволил нам выделить следующие этапы развития жанра романса в творчестве П.И.Чайковского:

Конец 50-х годов – первые опыты. В этот период композитор находится на этапе пробы пера. Созданные в этот период романсы характеризуются незрелостью формы, вялостью и однообразием ритмики и гармонического развития.

1869 год. Этот год стал значимым этапом развития композиторского стиля в целом и романсового творчества в частности. К этому времени П.И.Чайковский уже автор симфонической поэмы «Фатум», двух первых опер, первой симфонии, увертюры-фантазии Ромео и Джульетта» и нескольких пьес для фортепиано. Серия романсов, объединенных в Ор.6 пронизана интонационной связанностью и по сути является цепочкой поэм-монологов. Уже здесь появляется типичная для П.И.Чайковского лирическая тематика, в своем богатстве эмоционально-образных состояний и разносторонности воплощения. Г.А.Ларош писал в «Москоских ведомостях»: «Романсы эти не только выдвигаются из ряда обыкновенных сочинений в этом роде, но и между доселе известными мне произведениями г.Чайковского занимают первое место, отличаясь… меткостью выражения и гармонической законченностью формы».2

Первая половина 70-х годов. В этот период жизнь композитора неразрывно связана с Москвой. В января 1866 года он переезжает сюда после окончания Петербургской консерватории. В течение этого периода П.И.Чайковским создано всего 29 романсов, большинство из которых написаны в 1975 году. Значительно расширяется круг авторов поэтических текстов. Здесь мы находим стихи А.Фета, А.Майкова, А.Апухтина, Л.Мея, Ф.Тютчева, А.Плещеева, И.В.Гёте, Н.Огарева и других поэтов. Невероятно широк круг охватываемых тем. Погружение в атмосферу творческих кружков и дружеских связей с выдающимися деятелями того времени обостряет ранее наметившиеся тенденции в композиторской деятельности. Интерес к народно-песенным интонациям достигает уровня страстного культа. Проступает и усиливается декламационно-речитативный тип интонаций, появляется стремление симфонизации романса, очевидно просматривается углубление и расширение музыкально-интонационного развития содержания поэтического образа. С большей очевидностью и непосредственностью мы слышим сердечную открытость, простоту и задушевность, придающие интимно-теплый тон общему звучанию («Колыбельная» А.Майкова). Впервые появляются мотивы крестьянской плясовой и колорит востока («Канарейка»). С особой яркостью проявляется мелодизм русской разговорной речи, который получит развитие в дальнейшем. Сам композитор пишет: «…Какие бы мы ни встречали еще темные стороны в нашей общественной музыкальной жизни, всё же время, переживаемое нами, займет одну из блестящих страниц истории русского искусства…»3.

1878 и 1880 гг. Яркий и неповторимый период творческих свершений П.И.Чайковского. Жизнь во Флоренции, а затем в Каменке (Украина) вносит свежую струю мироощущение композитора, добавляет ярких впечатлений и музыкальных находок. Этот взлет вдохновения получает свое воплощение в цикле романсов ор. 38. Радостное ощущение жизни и творческих сил наполняет и пронизывает содержание всего этого светлого цикла романсов. Единственный мимолетный эпизод, отражающий внезапно налетевшие думы о смерти («Любовь мертвеца»), еще ярче оттеняет общий позитивный строй цикла в целом. Именно этот цикл романсов по своей яркости мелодического языка, совершенству и рельефной выразительности формы, а так же разнообразию жанрового содержания по праву может быть назван вершиной вокальной лирики XIX века. И в творчестве П.И.Чайковского это первая кульминация после цикла 1869 г. Наряду с оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией, опус романсов 1878 года является своего рода обобщением богатого опыта всего предыдущего творческого пути и подтверждение колоссальных достижений автора.

Детские песни (80-е годы) – особая непревзойденная вершина музыкальной классики посвященной детской тематике. Это цикл из 16-ти вокальных миниатюр для детей и о детях. Каждая из них – маленькая зарисовка личных воспоминаний композитора о своих детских годах, восхитительных счастливых мгновениях. Цикл характеризуется широким тематическим спектром образного содержания. Здесь мы находим реалистические музыкальные картинки быта, сквозь детское восприятие услышанная жизнь природы, детские размышления о жизни, общение-беседы с родными, мир шутливой сказки, забавы и шалости. В этом цикле органично сочетаются простота, ясность и доступность музыкального материала, и одновременно отсутствие намеренного «сюсюкания», искусственного слащавого умиления. Это придает классическую строгость и элегантное изящество циклу. Такой синтез эмоциональной непосредственности, простоты изложения и классической строгости отражает индивидуальность композиторского стиля П.И.Чайковского, придает самобытную неповторимость циклу миниатюр, а также поднимает художественно-эстетическое значение жанра детских песен.

80-е годы. После «Детских песен» П.И.Чайковский в течение 80-х годов создает несколько новых романсовых циклов:

Ор.57 в 1884 г. (6 романсов на слова В. Сологуба, А.Толстого, Д.Мережковского, А.Кристен в переводе А.Плещеева, и В.Гёте в переводе А.Струговщикова);

Ор.60 в 1886 г. (12 романсов на слова А.Хомякова, А.Фета, А.Плещеева, Я.Полонского, А.Апухтина, Н.Некрасова, В.Стефановича в переводе А.Пушкина)

Ор.63 в 1887 г. На стихи К.Р.

Ор.65 в 1887 г. (на слова французских поэтов)

В целом данный период характеризуется продолжением поиска новых тем и форм в романсовом жанре. Расширяется круг авторов-поэтов. Эти поиски и обновления рождают такие жанры вокальных миниатюр, как трагический монолог, лирический цыганский романс, музыкальная новелла-вариация. С очевидной ясностью проступает симфонизм камерно-вокального стиля и глубина этической основы его лирики. Тематическое содержание дополняется обращением к образу ночи в его разнообразных воплощениях и состояниях: взволнованно-смятенный, томительно-тревожный, образ белой ночи, завораживающий и умиротворяющий. Тяжелая болезнь близкого друга пробуждает тягостное подавленное состояние, под влиянием которого П.И.Чайковский погружен в мрачные и гнетущие размышления о трагичности бытия, о смерти.

1893 г. Ор.73Цикл романсов на слова Д.Ратгауза – завешающая кульминация романсного творчества П.И.Чайковского. Здесь мы отчетливо видим человека, который понял жизнь. Философские размышления сочетают в себе глубокий трагизм лирической драмы с безграничной любовью к жизни во всех ее проявлениях. Романсы этого периода – это «трагическая прекрасная поэма о глубоких страданиях и светлых порывах человеческого сердца»4. Интонационный язык романсов – итог многолетнего опыта и многочисленных достижений в различных сферах творчества. Собранность тематизма и драматическая насыщенность мелодии, четко отточенная мысль и логичность ее развития рождают совершенную и свободно льющуюся музыкальную форму. Поэтический текст поглощается музыкально-интонационной речевой выразительностью.

1 Орлова Е. Романсы Чайковского. М.; Л., 1948. – 165 с.

2 Г.А.Ларош «Музыкально-критические статьи. Т.II. ч.2-я, стр.14-15, М.-П., 1924.

3 П.И.Чайковский Музыкальные фельетоны и заметки, №26 от 2 февраля 1873 года, М., 1898. – стр.101.

4

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.