12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толстопятова Ирина Сергеевна30
0

Самообразование педагога как эффективная форма, влияющая на качество образования.

5


Самообразование педагога как эффективная форма,

влияющая на качество образования.



Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности или подтверждать категорию в порядке, установленном законодательством.



Повышение качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.

Современный педагог – это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход;

- умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;

Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.



Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т е. его профессиональной компетентности. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагоги выступают следующие профессиональные компетенции:

- методическая компетентность;

- исследовательская компетентность;

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- образовательная компетентность.

Профессиональные компетентности нужно развивать через систему самообразования.

Педагогический словарь дает следующее определение понятию «педагогическое самообразование»:

«Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности».

Другими словами, самообразование — это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования.

Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Целью моего самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства.

Задачи самообразования:

- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

- изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;

- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;

- повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания предметов.

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога заключается в:

- повышении качества преподавания предмета;

- готовности к педагогическому творчеству;

- профессиональном и карьерном росте;

- создании имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

- соответствии педагога требованиям общества и государства. Всё это повышает качество образования.



Формы самообразования педагога

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая (коллективная).

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, (и хорошо, когда руководители стимулируют этот процесс) однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.

Индивидуальная работа по самообразованию может включать:

1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме.

2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы.

3. Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях.

4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

6. Изучение современных информационно-компьютерных технологий.

7. Участие в педагогических конкурсах.

8. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание своего сайта.

Групповая форма реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.



При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагога, используются различные критерии, позволяющие отнести его к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему учителю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, обогатить свой методический багаж.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.



Технология организации самообразования педагогов

Прежде чем приступить к организации работы по самообразованию, необходимо определить готовность педагога к этому виду деятельности, в этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:

- когнитивный, который включает в себя базовую культуру личности, профессиональные знания, умение их применять;

- мотивационный компонент, т.е. осознание личной и общественной значимости непрерывного образования;

- организационный, к которым относится умение выбрать источники познания и формы самообразования;

- нравственно-волевой компонент, включающий любознательность, критичность, трудоспособность.



Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этапобучающий, во время которого учитель знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, в течение которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением; созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.


Направления самообразования педагогов

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать, быть компетентным и профессиональным.

Основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием, разнообразны:

Профессиональное направление — предмет преподавания.

Психолого-педагогическое направление — ориентация на учеников, коллег и родителей.

Психологическое направление — имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества.

Методическое направление — педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

Правовое направление – нормативно-правовая база.

Эстетическое направление.

Историческое направление.

Охрана здоровья.

Интересы и хобби.

На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.