12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костякова Марина Анатольевна137
Россия, Алтай респ., с. Каракокша
Материал размещён в группе «Аттестация»
1

Семинар-практикум "Методы и приемы работы с текстом на уроках гуманитарного цикла"

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с текстом на уроках гуманитарного цикла».

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи:

1) продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

2) прокомментировать эффективность применения данных приемов;

3) отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Основная часть.

Результаты общероссийского исследования по модeли PISA 2020 года показали, что 9-классники стали лучше считать и понимать тексты. Последнее исследование по модели PISA прошло более чем в 40 регионах России. В нем приняли участие 6 тысяч 15-летних обучающихся 200 школ и колледжей. По читательской грамотности результат российских школьников повысился с 488 баллов в 2019 году до 492 баллов в 2020 году. Напомним, существует несколько международных исследований качества образования школьников, в которых сравниваются знания и навыки учеников из разных стран. Самые известные - PISA, PIRLS и TIMSS. В рамках нацпроекта "Образование" стоит задача: Россия должна войти в десятку лучших стран мира по качеству школьного образования. И именно по этим международным исследованиям считается ее результат. По данным Минпросвещения и Рособрнадзора, Россия занимает уже 13,5 место. То есть "добрать" осталось совсем чуть-чуть. https://rg.ru/2021/04/07/rossijskie-shkolniki-stali-luchshe-schitat-i-ponimat-teksty.html

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания идругих предметов как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов;

характеристика героя;

написание отзыва;

написание сочинения.


С чего стоит начать работу над текстом?  Ключевым моментом является выбор правильного текста.

Выбор текста

Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую деятельность учащихся. 

Удачный текст должен:

быть актуальным и современным;

соответствовать уровню обученности учащихся;

не быть слишком длинным;

соответствовать интересам учеников;

подталкивать к высказыванию мнений, мыслей, соображений и т.д.

Этапы работы над текстом

Работу с текстом можно разделить на этапы. Их всего три:

Предтекстовый (Pre-reading)

Текстовый (While–reading)

Послетекстовый (Post – reading)

Pre—reading

Цель этого этапа – подготовить учащихся к тексту, подвести к его теме, разобрать сложную лексику и мотивировать их прочитать текст.

Мотивация учения

Приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.


В качестве подготовки к чтению можно выполнить следующие упражнения:

Напишите на доске цитату / высказывание/ крылатое выражение, которое отражает суть текста, и попросить учащихся высказать мнение/ объяснить выражение/ предположить, о чем будет текст.

Подготовьте несколько картинок, каждая из которых отражает отдельные аспекты текста, при этом изображения не должны быть явно связаны между собой. Прикрепите картинки к доске и попросите учеников в командах придумать историю, которая связывает все эти картинки. Команда, которая ближе всех к сути текста, побеждает.

На одном из уроков я со своими учащимися читала текст о рыбалке, и в качестве картинок я выбрала: тюбик, телевизор, собаку, глобус. Было очень забавно слушать их истории.

Подготовьте карточки с вопросами по тексту. Разделите класс на пары, каждой паре выдайте вопрос. Дайте учащимся пару минут на обсуждение этого вопросы, после чего попросите их резюмировать свои ответы.

Если в тексте есть сложная лексика, лучше ее разобрать перед прочтением.

While –reading

Перед чтением текста нужно поставить цель. Чтение ради чтения не несет в себе никаких задач. Сразу настройте учеников, что им необходимо будет выполнить задание:

развернуто ответить на вопросы.

подтвердить или опровергнуть утверждение

вставить подходящее слово / фразу/ заполнить пропуски

Разнообразить процесс чтения можно с помощью таких заданий:

Find the difference

Подготовьте 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть 10 и более отличий. Например, в первом варианте героя зовут James, во втором Jack, в третьем Jim. В первом варианте он поехал на отдых, во втором в командировку, в третьем к родителям и т.д.

Разделите группу на 3 команды.

Каждой команде выдайте копию текста.  Команде необходимо прочитать текст и запомнить как можно больше деталей.

После этого перемешайте участников команд так, чтобы в каждой команде было как минимум по одному представителю из другой команды.

Участники разных команд пересказывают друг другу свой вариант текста и пытаются найти 10 несоответствий. Команда, которая первой найдет все отличия, побеждает.

Act it out

Разделите класс на команды и выдайте им текст.

За определенное время командам необходимо прочитать текст и поставить его (да-да, как в театре).

После этого дайте каждой команде разыграть сценку о том, что они читали.

Попросите команды проголосовать за лучшую команду-соперника, чтобы определить победителя.

Jigsaw puzzle

Разделите текст на столько частей, сколько учеников в вашей группе.

Каждому ученику выдайте по одной фразе или фрагменту текста.

Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и выстроиться в соответствующем порядке.

Post – reading

Третий этап важно использовать для развития речевых навыков.  Классические упражнения для этого этапа:

устный или письменный пересказ текста;

•  характеристика героев;

• придумать продолжение истории, придумать новый финал текста;

• придумать новый, более удачный заголовок для текста;

Чтобы разнообразить этот этап и по-максимуму разговорить учащихся, используйте такие activities:

Придумать продолжение /альтернативный финал истории

Разделите класс на команды

Дайте задание придумать альтернативную концовку

—  Поставьте таймер на 5-10 минут

Show time!

Выскажи свое мнение

Логично просить каждого учащегося высказать свое мнение по поводу прочитанного текста. Но к чему эти банальности. Бросьте им вызов!

Подготовьте карточки с утверждениями о тексте.

Каждый учащийся получает карточку,  но которой написано некое утверждение, которое может не совпадать с его мнением (лучше, если учащиеся будут не согласны с тем, что написано на карточке)

Задача учащегося дать как можно больше аргументов в поддержку утверждения на карточке.

Дебаты

Разделите класс на 2 команды.

—  Напишите на доске фразу, которая передает основную идею текста (например: следует запретить курение в общественных места)

Присвойте командам роли (команда «ЗА», команда «ПРОТИВ»)

—  Несмотря на то, что их мнение может не совпадать с мнением, которое вы им присвоили, их задача отстаивать позицию.

В начале дебатов обязательно скажите учащимся, что каждый из них должен высказаться минимум 3 раза. Так вы можете избежать «молчунов».

И напоследок еще один совет. На послетекстовом этапе, когда учащиеся высказывают свое мнение, участвуют в дебатах, пересказывают текст и т.д. в качестве еще одного правила попросите их употребить 3 новых слова, фразы, конструкции из текста в своей речи. Так вы поможете ученикам сразу перенести новую лексику в активный словарный запас.https://www.teachaholic.pro/readlearn-kak-rabotat-s-tekstom-na-uroke-anglijskogo/

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.





Заполните пропуски в тексте, используя 10 фразеологизмов, и объясните их.*
Перед началом чтения текста необходимо показать детям иллюстрации (Приложения 1). Выяснить есть ли у них предположения о чем пойдет речь?

ПОПАЛИСЬ НА УДОЧКУ.

Пригласил как-то нас сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим –1)__________________. Мы, конечно, обрадовались,2)___________ ,слушаем. Мой братишка так 3)________________________. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить,3)__________________». Не знаю, каких собак он ел. А вот мы 5)__________________. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров 6) ____________________________. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.- Вот пустомеля - возмутился дед, - всё время кому-нибудь 7)_________________. У братишки 8)__________________________. Я, конечно 9)_______________,.- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была 10)__________________ –. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

1) ни в сказке сказать, ни пером описать;2) пальчики оближешь;3) не в своей тарелке;4) собаку на этом деле съел;5) морочит голову; 6) уши развесили;7) одним духом отшагали;8) голову потерял от счастья;9) слёзы в три ручья;10) попались на удочку.




В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)









































Приложения 1

t1713512640aa.jpg











t1713512640ab.jpg

t1713512640ac.jpg





t1713512640ad.jpg



Рефлексия



t1713512640ae.jpg

t1713512640af.jpg



t1713512640ag.png

Опубликовано в группе «Аттестация»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.