12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Elena1042
педагог-дефектолог 1 категория, ГКУЗ "КСДР №2" государственное казенное учреждение здравоохранения "краевой специализированный дом ребенка №2"
Россия, Забайкальский край, Чита
1

Методические рекомендации на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях специализированного учреждения»

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях специализированного учреждения.

Для того, чтобы полноценно рассказать о развитии детей, давайте сначала разберемся, что такое сенсорное развитие и специализированное учреждение.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметах (цвет, форма, величина, положение предмета в пространстве, вкус запах) и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие это самый наиболее лучший из органов чувств, для и накопления представлений об окружающем его мире. Именно с восприятия начинается познание явлений и предметов окружающего мира. Поэтому сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей. Основная задача сенсорного развития детей заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Специализированное учреждение для детей раннего возраста – это учреждение здравоохранения специализированный дом ребенка, которое предназначено для воспитания детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей до трех лет. Главными задачами, такого учреждения являются:

1. Проведение комплекса медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию c  использованием современных технологий  и социальную адаптацию воспитанников домов ребенка.

2. Защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Реализация права детей на жизнь и воспитание в семье. 

Дети, которые воспитываются в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность. Дети поступающие из неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом. Каждый год примерно 70 детей поступает в дом ребенка и столько же детей передается в учреждения общественного воспитания, в семьи, опекунам. Особенности работы учреждения тесно связаны с особенностями развития детей раннего возраста. Период раннего детства это период становления не только функций мозга, но и период становления органов и систем . Одна из основных особенностей развития ребенка раннего возраста – быстрый темп развития. Быстрый темп развития воспитанников требует специального воздействия взрослого с первых дней жизни ребенка, определенных условий воспитания [43].

В домах ребенка работают врачи, педагоги, воспитатели и так называемый вспомогательный персонал.

Так как оборудование и оснащение групп домов ребенка осуществляется по аналогии с обычными дошкольными учреждениями, а применяемые методики также не учитывают специфику познания окружающего мира. Зачастую в домах ребенка неправильно организована предметно-развивающая среда, вследствие чего возникает сенсорная депривация.

Недостаточно развитая материально-техническая база при недостатке зрительных, слуховых, субъективные осязательных и других стимулов вызывает у малыша «сенсорный голод». Такая ситуация пагубно влияет на ребенка, так как необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних стимулов.

Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, часто наблюдаемой в домах ребенка, то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Главным фактором, определяющим эффективности всей системы воспитания детей в Доме ребенка, является гуманность, сознательность, ответственное отношение к своей работе воспитателей и специалистов Дома ребенка. Теплота, ласка, личное общение с каждым воспитанником - вот важные условия, отношениями от которых зависит здоровье и развитие детей.

При создании условий для развития и воспитания ребенка раннего возраста в условиях специализированного учреждения учитывается не столько возраст, сколько состояние здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных корригирующих мероприятиях, в воспитании и обучении, соответствующем более раннему возрасту.

Основу планирования по сенсорному развитию детей составляют комплексные образовательные задачи на определённый промежуток времени. Образовательные задачи объединяют также проектирование предметно-развивающей среды и разработку содержания деятельности и общения педагога с детьми.

Планирование сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка состоит из нескольких этапов. Это: отбор, формулировка развивающих задач для дeтeй данной возрастной группы, постепенность новых и последовательность их усложнения; проектирование и изменение предметно-развивающей среды, подготовка материалов для организации детской деятельности, общения, игры и мероприятия с детьми. Многое из того, что спонтанно достигается при нормальном семейном воспитании, в условиях дома ребенка обеспечить достаточно сложно. Однако очень многое можно сделать, имея соответствующие знания и желание обеспечить ребенку возможность полноценного развития.

 

План занятий по сенсорному развитию с детьми от 1 года до 2 лет.

Минимальный возраст

Тема занятия

Дидактическая задача

1 год

Знакомство с формой, цветом предметов

Накопление сенсорного опыта

1г.-1г. 2мес.

Нанизывание колец на стержень

Накопление зрительно-осязательных впечатлений

1г. 2мес.

Проталкивание предметов одинаковой формы в соответствующие отверстия

Соотнесение по форме

1г. 2мес.-1г. 3мес.

Нанизывание колец на цилиндрическую и коническую основы

Накопление зрительно-осязательного опыта

1г. 3мес.

Складывание матрешек

Накоплении зрительно-осязательных впечатлений

1г. 3мес.-1г. 4мес.

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Группирование по величине

1г. 5мес.

Раскладывание однородных предметов, контрастных по форме, на две группы

Группирование по форме

1г. 6мес.

Раскладывание предметов, похожих по форме, на две группы

Группирование по форме

1г. 7мес.-1г. 8мес.

Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия

Соотнесение по величине

1г. 9мес.

Раскладывание контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы

Соотнесение по форме

1г. 9мес.

Размещение похожих по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы

Соотнесение по форме

1г. 10мес.

Раскладывание однородных предметов, контрастных по цвету на две группы

Группирование по цвету

1г. 10мес.

Раскладывание однородных предметов, похожих по цвету, на две группы

Группирование по цвету

 

Для детей раннего возраста занятия по сенсорному развитию можно разделить на три блока:

Изучение цвета. Знакомство с цветом всегда начинается с четырех основных цветов: желтый, зеленый, красный, синий. Восприятие цвета отличается от восприятия форм и величины, тем, что это свойство невозможно выделить путем проб и ошибок, его нужно увидеть. Для начала ребенка необходимо научить различать цвета по принципу «такой – не такой». Зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. Далее зрительно соотносим цвета – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Пример – игра «Найди предмет»: ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти предмет такого же цвета. И в заключении – закрепление представлений о цвете в слове-названии – ребенок различает цвета по слову-названию.

Изучение формы. Знакомить ребенка с формами лучше в определенном порядке. Для начала используем практические действия, направленные на изучение формы предмета. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму, для этого использую специальные дидактические игрушки: доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик». Действуя с такими игрушками ребенок учится понимать, что от умения определить форму зависит его результат. В процессе восприятия формы посредством практических действий происходит сличение предметов по форме по принципу «такой - не такой». Зрительное восприятие формы – зрительное сравнение предметов по форме при непосредственном их сближении. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур - в данном случае происходит различение предметов по форме на расстоянии. Также ребенок учится выделять объемные и плоскостные фигуры в окружающих предметах. В заключении идет закрепление представлений о форме в слове – названии – ребенок различает форму по слову.

Изучение величины. Величину ребенок учится различать, так же как и форму – практически. Вначале учим сравнивать два предмета, затем их количество увеличивается. Знакомство с величиной можно осуществить при помощи специальных игрушек таких как: матрешки, пирамидки, вкладыши-пирамидки. Сначала ребенок учится зрительно воспринимать величину т.е сравнивает из на глаз. Таким образом сравнивают большие и тяжелые предметы, с которыми нельзя манипулировать, например дво дома по высоте, два шкафа и т.д. Здесь же ребенок учиться выстраивать ряды из предметов или игрушек разной величины. Можно использовать различные иллюстрации, настольные игры и пособия, направленные на развитие ребенком величины предметов.

Детям из специализированных учреждений, таких как дом ребенка, обучение порой дается тяжело, поэтому для них разрабатываются индивидуальные программы развития, по которым он осваивает знания в своем, присущем только ему, темпе. Ни в коем случае, нельзя сравнивать детей и обучать их одинаково, ведь каждый ребенок индивидуален.

 

 

Список использованной литературы

1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. Ереван: Айастан, 2012.

2. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 2011.

3. Бетехтина О.Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины ХХ века: автореф.дисс…канд.пед.наук. Москва, 1999.

4. Данилова В.В. Значение практических действий с совокупностями объектов для умственного развития детей полутора трех лет : автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб, 2013.

5. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. М.: ACT Астрель, 2009. 272 с.

17. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

6. Маханева М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Владос, 2018.

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.11.19 в 08:38 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за актуальный и лаконичный материал!!!
Elena, 22.11.19 в 14:49 0Ответить Пожаловаться
Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.