12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда3523
Россия, Пермский край, с.Уинское
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

                                                                Мы ничему не учимся у того,

кто говорит: «Делай, как я».

 Единственными нашими

 учителями являются те,

кто говорят: «Делай со мной».

Жиль Делёз

В условиях реализации ФГОС одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является создание таких условий для развития личности  ребенка, которые позволяют воспитать творчески мыслящего, готового к жизни, человека. Образовательный стандарт ориентирует классных руководителей  на организацию внеурочной деятельности путем использования разнообразных творческих, эмоционально насыщенных видов работы, создавая возможности самим педагогам определиться с формой организации внеучебной деятельности. Главное, чтобы  организовать её таким образом, чтобы вызвать у детей живой  интерес и желание самим узнать новое.

Мы воспитываем необычное поколение детей, которые родились, когда Интернет уже существовал. Наши ученики обладают навыками работы с сетевыми информационными источниками. И как я убедилась, правильно организованная совместная работа учащихся в Сети может дать нужный хороший результат.

Среди современных педагогических технологий ведущее место сегодня занимает проектный метод обучения. Он помогает каждому ребенку развиться, раскрыть свой творческий потенциал. Согласно современным источникам, проектный метод  рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, позволяющий педагогу не только поставить определенную задачу, но и обеспечить ее выполнение, дать возможность работать детям как самостоятельно, так и в группе, максимально используя свои силы и знания.

Особое место в информационно-образовательной среде современного ОУ занимают сетевые или телекоммуникационные проекты. Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

   Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.

  1. В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
  2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна, не забываем о сетевом этикете.
  3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.

     Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)

Участие в сетевом проекте – это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися (сопоставление жизни человека и конкретных явлений русского языка или литературы), способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, при этом воспитывается бережное отношение к родному языку и родной литературе, родному селу и краю.

Работая в таких проектах, дети не только повышают свой интеллект, но и практически осваивают способы получения информации. У некоторых ребят вопросы проектов вызывают семейное обсуждение, и их родители принимают активное участие в поисках правильных ответов, в обсуждении результатов исследований.

Кроме того, ребятам предоставляется широкая возможность участия : умеешь писать стихи – пиши, умеешь оформлять, рисовать – рисуй, любишь считать – обрабатывай числовую информацию. Главное – вырази своё мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.

Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, литературы, математики, истории и других предметов.

Участие в сетевом проекте, конечно же, создаёт условия для эффективного сотрудничества учащихся школ, где бы они географически ни находились.

Исследовательская деятельность школьников в ходе выполнения заданий проекта способствует формированию внутренней мотивации в процессе решения жизненных или научных проблем, успешной социализации в обществе.

Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат, важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.

За последние 5 лет творческая команда обучающихся под моим руководством приняла активное участие в реализации 17 всероссийских и краевых сетевых проектах и веб-квестах, таких как «Путешеcтвие в cтрану Cловарию». Проект носил межпредметный характер (литература, русский язык, ИЗО, информатика) и был направлен на приобщение обучающихся к общечеловеческому наследию нравственных ценностей посредством знакомства и изучения богатого мира словарей русского языка.

В задачи проекта входила организация практико-ориентированных заданий на основе работы c различными словарями, c целью выработки потребности использования подобной литературы в своей деятельноcти.

Во время участия в проекте ребята занимались исследовательской и поисковой работой, участвовали в создании атласа словарных слов, разгадывали кроссворды в режиме онлайн и создавали их сами, используя «облачные» технологии, решали литературные задачи. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их c разных точек зрения позволила обучающимся добиться глубины размышлений и выводов. Совместная деятельноcть формировала не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом обучающиеся учились выполнять разные социальные роли.

К 75 летию Победы, мы приняли участие в проектах – «Книга Памяти» и  "Вашей славы наследники мы". Результатом участия в проекте стал коллективный творческий продукт - книга Памяти 92 команд со всей России.

Проекты «Новый год у ворот», «Космическое путешествие», «Волшебники приходят к людям», «Путешествие Муравьишки», «Книга славы», «Жизнь дана на добрые дела», «Путешествие вокруг Маршака», «Когда читаем Бунина стихи…», «Полюбуйся, весна наступает!», «Сказочная карусель» и другие.

При работе над проектами использовались средства визуализации мышления– ментальные карты, схемы и кластеры, которые создаются  с помощью сетевых сервисов, облака слов, онлайн-доски, пазлы, ребусы, кроссвордоы, ленты времени, презентации, буклеты и cервисы Google, в том числе Гугл maps, который позволяет создавать свои карты, рисовать маршрут следования или ставить метки по выбранной теме.

За последние 2 года я уже самостоятельно разработала несколько сетевых проектов - веб-квестов: «В погоне за...», в результате которого дети расширили свои знания о родном селе, как о Медовой столице Прикамья, узнали новое и интересное об истории названий улиц, рек, арт-объектах села;  познакомились с историей возникновения нашего села и его основателями;  совершенствовали умение работать в команде;  применили полученные знания в области дизайна - создали путеводитель, информационной культуры; «Велоактивити или Путешествие по родному краю» и «Искатели».

На краевом конкурсе "Мы будущие законодатели Прикамья" я представила свой опыт  и заняла 5 призовых мест.

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В стандартах начального общего образования заложены требования к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. 

Мне кажется, что такая форма познавательной деятельности, как участие в сетевых проектах, способствует созданию такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Дети научились разрабатывать идеи, коллективно находить удачное решение, распределять обязанности при выполнении общего дела, оказывать и принимать помощь товарищей, оценивать свою деятельность и деятельность других, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выступать перед командой, представляя свою работу, подводить итоги, анализировать результаты («Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»). Все перечисленные умения соответствуют метапредметным результатам освоения учащимися ФГОС НОО, в том числе и коммуникативным компетенциям. Для педагога, для классного руководителя создаются условия  профессионального роста, распространения инновационного педагогического опыта, обеспечивается рост ИКТ-компетенций и проектной культуры педагога.

 Итоги участия в сетевых проектах: мы узнали много нового, освоили незнакомые сервисы, учились сетевому общению, познакомились с участниками из разных уголков нашей огромной страны, попробовали себя в роли сценаристов, артистов, менеджеров, исследователей, фоторепортеров. Ребята вынесли из проектов то, что им обязательно пригодится в дальнейшей учебе. Ни один из них не пожалел о затраченных усилиях. Дипломы победителей стали подтверждением новых знаний и умений!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.