12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мавлеткулов Урал Ишмухаметович36 |
План–конспект занятия на тему «Шахматы. Стратегия шахмат. Выбор плана» (1–4 классы)
Ход занятия:
№ | Этапы | Время | Содержание | Деятельность ПДО | Деятельность учащихся | УУД | Средства обучения |
1 | Организационный | 0,5 | - Здравствуйте ребята! Я рад приветствовать вас на нашем очередном занятии по шахматам. Здесь мы изучаем основы игры в шахматы. Итак, давайте начнем. | Приветствует обучающихся, настраивает на занятие.
| Приветствуют педагога. Настраиваются на занятие
| Положительная мотивация к учебной деятельности (личностные УУД) |
|
2 | Актуализация знаний | 3 | - Ребята, на прошлых занятиях мы с вами говорили про тактику игры, кто назовет основные принципа в начале партии, что мы должны делать? Правильно, первое, мы должны захватывать центр. А второе? Да, мы должны развивать легкие фигуры! Ну а что делать, после того как мы захватили центр и вывели все свои легкие фигуры? Верно, мы должны обезопасить короля! Сейчас предлагаю сыграть вам в игру, которая называется «Мастер тактики», на экране будет различные тактические приемы, вы должны их отгадать. | Задает вопрос. Проводит игру. (Презинтация №1.)
| Отвечают на поставленный вопрос. Говорят название тактических приемов. | Умение грамотно называть тактику в начале партии, и распознавать тактические приемы (предметные УУД) | Компьютер Телевизор |
3 | Организация познавательной деятельности
| ||||||
3.1 | Постановка и поиск решения проблемы Цель: уточнение и согласование темы занятия | 1 | Ребята, вы уже знаете, как правильно развиваться в начале партии, различные тактические приемы, чтобы добиться материального и качественного перевеса. Но что делать если в партии сложилось полное материальное и тактическое равенство и нет напрашивающихся ходов, и вы не понимаете, что делать дальше? Правильно, нужно придумать план! | Задает проблемный вопрос. Организует работу над поиском решения.
| Отвечают на проблемный вопрос | Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, (познавательные УУД)
| Компьютер |
3.2 | Целеполагание | 1 | А план у нас уже не входит в тактику шахмат, а в другой раздел. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? У нас есть тактика и __________? стратегия
| Подводит детей к определению цели занятия с помощью вопроса.
| Определяют цель занятия.
| Умение ставить цель своей деятельности на конкретном занятии (регулятивные УУД) | Компьютер |
3.3 | изучение нового материала Цель: организация усвоения обучающимися нового материала | 8 | Стратегия шахмат — это общая оценка позиции и постановка целей на долгосрочную перспективу. Тактика шахмат является частью стратегии и распространяется только на отдельную серию ходов, которые могут быть точно рассчитаны. Другими словами, стратегия — это позиционная борьба. А тактика – это набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Как вы поняли стратегия очень обширная тема. И сегодня мы с вами поговорим про «выбор плана» в стратегии шахмат. А теперь давайте посмотрим видео, про нашу сегодняшнюю тему.
| Рассказывает про стратегию шахмат. Показывает видео про стратегию. Задает вопросы. | Воспринимают новую информацию. Смотрят видео. Отвечают на вопросы
| Умение анализировать объект изучения, выделять его элементы и существенные признаки (познавательные УУД) | Компьютер Телевизор |
| Динамическая пауза | 0.5 | - Ну что ребят, думаю у всех сложилось представление про выбор плана? А теперь давайте сядем ровно, выпрямим спину, расправим плечи. И делаем медленные круговые движение в лево 2 раза и в право, тоже 2 раза. |
|
|
|
|
3.4 | изучение нового материала | 7 | Мы сегодня узнали, что стратегия шахмат, это позиционная борьба, направленная длинную перспективу. А тактика – это набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Элементами стратегии шахматной борьбы являются: - оптимальная для данной ситуации расстановка фигур; - концентрация их на важном участке борьбы и обеспечение взаимодействие между ними; - создание максимальных трудностей другой стороне в выполнении поставленных задач; - овладение пространством, особенно в центре, или контроль над ним и стеснение фигур противной стороны, либо подрыв центра противника; - гармоничное, взаимосвязанное расположение пешек и ослабление их у другой стороны; - создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника; - захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей. Совокупность этих элементов в каждый момент партии с учётом возможных конкретных предложений даёт возможность оценить позицию, на основании чего и определяется план игры. | Рассказывает о элементах стратегии шахматной партии | Воспринимают новую информацию. Отвечают на вопросы.
| Умение анализировать объект изучения, выделять его элементы и существенные признаки (познавательные УУД) | Компьютер Телевизор |
| Физкультминутка | 1,5 | Ну что, не устали? Давайте сделаем не большую разминку. Встаём возле парты: ИП. - ОС (Ноги вместе, руки вдоль туловища) Встали на носок, руки вперед. И.П. Встали на носок, руки вверх.
И.П. – Руки на пояс, ноги на ширине плеч. Наклон в лево И.П. Наклон в право
И.П. – Руки вперёд пальцы в замок, ноги на ширине плеч. Поворот туловища в права Поворот туловища в право И.П. (и тоже самое повороты влево) | Проводит разминку под счет | Выполняют упражнения под счет |
|
|
3.5 | практическая работа | 20 | - Мы только что узнали основные элементы стратегии шахматной борьбы, которые позволяют нам выбрать план игры. Теперь попробуем, учитывая эти правила, решить пару задач.
| Показываю слайды, и коментирую задачи.
| Расставляют фигуры у себя на столе. Изучают позицию, пытаются выбрать план игры. | Умение определять позицию, выбор дальнейшего действия. (предметные УУД) | Компьютер Телевизор Шахматные доски |
3.6 | Закрепление пройденного материала | 1,5 | Давайте еще раз вспомним, какие элементы стратегической борьбы, мы сегодня узнали? Совокупность этих элементов, для чего они нужны? | Обобщает информацию | Отвечают на вопросы педагога.
| Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли(коммуникативные УУД) |
|
4 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. Цель: организовать закрепление нового знания и рефлексии. | 1 | Вот таким было наше занятие, по стратегию шахмат, а конкретно выбор плана. Очень полезная тема, не так ли? Все ли вам было понятно, ребята? Попробуйте в дальнейшим использовать элементы стратегии для выбора плана, когда, казалось бы, нет явного продолжения партии. Спасибо за занятие! До встречи.
| Проводит рефлексию, подводит итог. Благодарит за занятие, прощается.
| Подводят итоги занятия. | Способность к оценке своей учебной деятельности (личностные УУД) |
|