12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алла Винокурова110
Учитель музыки МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре
Россия, Комсомольск-на-Амуре

6 класс

Тема урока: Симфоническое развитие музыкальных образов Урок 1.

Запишите число и тему урока в Лист ответов. 

Для начала давай с тобой вспомним некоторые моменты из прошлых уроков:

Запиши правильный ответ в Лист ответов

- Антонио Вивальди написал:

а) цикл концертов«Времена года»

б) увертюру «Время, вперед!»

в) музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»

- Инструментальный концерт это-

а) концерт для одних только музыкальных инструментов

б) концерт, где играют на музыкальных инструментах и поют

в) концерт, где танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах

- Концерт «Весна» А.Вивальди состоит из частей:

1) «Весна пришла»

2) «Спящий пастух»

3) «Пастораль»

4) «Весенние воды»

5) «Вечер»

6) «Деревенский танец»

2.Симфоническое развитие музыкальных образов

Ребята, мы продолжаем с вами разговор о музыкальных образах.

И сегодня мы будем говорить об образах симфонической музыки.

- Могут ли быть в симфонической музыке образы? А если они там есть, то - какие?

Говорят, что в тех симфонических произведениях, где нет заявленной программы или отсутствует связь с каким-либо сюжетом, можно найти как многообразие жизненных явлений, так и разнообразные переживания не только одного человека, а иногда и целых поколений. Проверить это утверждение, а также понять внутренний мир человека, увидеть в музыке образы и понаблюдать за развитием образов нам помогут сегодня композиторы.

И первый композитор, к которому мы обратимся за помощью в этом вопросе, - тебе уже знаком.

- Посмотрите и послушайте часть его произведения (смотри в прикрепленных файлах фрагмент №1 или поссылке ниже):

https://www.youtube.com/watch?v=EWarDjTuGbw

На Лист ответов запиши название прослушаного произведения, фрагмент которого ты слушал. Обязательно укажи автора этой музыки

t1642413210aa.jpg

Надеюсь, вы узнали композитора по его музыке?

Вольфганг Амадей Моцарт

(1756 – 1791)

Что вы можете сказать об услышанной музыке? Какой у неё характер? настроение? Что вы внутренним взором увидели в этой музыке? Какие рождались образы? Поделитесь своими впечатлениями с родителями.

Совпали ли ваши впечатления?

О следующем произведении Моцарта говорят, что это биография композитора – только записана она не словами, а нотами.

Давайте послушаем начало следующего произведения, только несколько фраз:

(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)

https://www.youtube.com/watch?v=NEkixe_-9Pg

Думаю, что по первым фразам вы узнали одно из самых знаменитых произведений Моцарта. Конечно, это знаменитая Симфония №40.

- Похожи ли образы Симфонии №40 и «Маленькой ночной серенады», которую вы слушали в начале урока?...

Уверена, что вы скажете – они абсолютно разные. А если быть точным – контрастны друг другу.

Контраст – это самое необходимое слово сегодня для нас. Так как основной принцип развития, построения музыкальной формысходство и различие. И именно контраст становится ярким приёмом симфонического развития:

контраст – сопоставление или контраст – столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем.

Мы помним, что в симфониях обычно 4 части, и они (части) должны отличаться друг от друга, то есть быть контрастны друг другу по темпу, настроению, характеру.

- А могут ли быть контрасты внутри одной части произведения? Могут ли там быть контрасты-сопоставления или контрасты-столкновения?

Прослушаем теперь полностью 1 часть из Симфонии №40, понаблюдаем за музыкальными темами (образами) и их развитием:

(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)

https://www.youtube.com/watch?v=NEkixe_-9Pg

Опиши своё впечатление от услышанного произведения на Листе ответов. Что ты заметил, наблюдая за образами-темами?

Моцарт нам рассказывает о своей жизни. О каких чувствах идет речь в его музыке? О каких событиях?

3. «Моцартиана», оркестровая сюита П.И.Чайковского

Многим людям нравится музыка Моцарта, несмотря на то, что человечество слушает её больше 200 лет.

В своих воспоминаниях о детских годах русский композитор П.И.Чайковский писал, что «…испытывал святой восторг…» от слушания музыки Моцарта.

t1642413210ab.jpg

Пётр Ильич Чайковский

(1840 – 1893)

Сюита «Моцартиана» (1887г) - это своего рода приношение любимому композитору от Чайковского. А цель создания сюиты со слов Петра Ильича - «…дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества..». В сюите четыре произведения Моцарта в инструментовке Чайковского:

1ч — Жига, 2ч — Менуэт, 3ч — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа),

4ч — Десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку».

Давайте и мы с вами окунёмся в музыку Моцарта и увидим его музыкальные образы глазами Чайковского, послушав фрагмент из «Моцартианы»:

(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №3 или по ссылке ниже)

https://www.youtube.com/watch?v=mh0qNoixAYM

Поделитесь своим впечатлением о музыке «Моцартианы» на Листе ответов.

Что больше всего вас поразило в этой музыке?

Как развиваются образы «Моцартианы»? По какому принципу (контраст – сопоставление или контраст – столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем) происходит развитие образов? Сравни развитие образов в прослушанных произведениях.

Кстати, в 19 веке «Моцартиана» - это был первый симфоническмй цикл, который полностью состоял из заимствованных пьес.

Мы с вами послушали и посмотрели несколько фрагментов музыки Вольфганга Амадея Моцарта.

- Как вы думаете, ребята, почему музыку Моцарта слушают в мире до сих пор? Постарайтесь сформулировать ответ.

4. Домашнее задание. Практическая работа  

Найдите в тексте объяснение и запишите в Листе ответов – что такое симфония?

Узнайте в интернет-пространстве – что такое сюита?

Просмотрите внимательно Лист ответов и заполните его

Выполненное домашнее задание можно выслать на электронную почту _____________________

или на ВАЦАП (__________________________)

Помним, что надо указывать Фамилию, Имя ученика и класс. Выполнить домашнее задание предлагается до следующего урока по расписанию.

Формат выполненного домашнего задания:

фото Листа ответов с выполненным заданием должно быть адекватным для оценивания (почерк должен быть читаемым, фото чётким)

Не забывайте делать перерывы между уроками в 10-15 минут.

Интернет-ресурсы:

https://yandex.ru/images/search?text=моцарт%20фото%20композитора&stype=image&lr=76&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-39.userapi.com%2Fc205828%2Fv205828676%2F4d259%2Fxj-T9qFc490.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=фото%20чайковского%20композитора&stype=image&lr=76&source=wiz&p=4&pos=138&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fall.culture.ru%2Fuploads%2F0796bfa4f750c3d4313f6b2b3e7421a0.jpeg

https://barucaba.livejournal.com/218572.html

​​​​​​​


Лист ответов
DOCX / 14.17 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.