12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Методисты ДОУ»

21 век – время великих перемен, социальных потрясений и многочисленных природных явлений, порой весьма нежелательных для человека. Каким он будет, век грядущий, что он нам принесет – ответы правдивые на эти вопросы даст только время. Многое, особенно в отношениях с природой, будет зависеть от самого человека. Люди, от которых будет зависеть окружающий мир, только еще начинают осознавать, что же их окружает. Развивая в растущем поколении экологическую культуру, воспитывая у него чувство рачительного хозяина на этой земле, мы внедряем в жизнь идеи устойчивого развития общества, идеи согласия. И чем раньше человек соприкоснется с идеями устойчивого развития, тем больше шансов на позитивные изменения сложившихся отношений людей с окружающей природой.

Сейчас начали выделять три уровня экологического образования – дошкольный, общеобразовательный, профессиональный. Со всеми заинтересованными лицами я хотел бы поделиться своими наработками в экологическом образовании на его начальном уровне – дошкольном.

Свою основную работу учителя биологии я успешно совмещал с выполнением обязанностей педагога-эколога в детском саду № 1691. Этот детский сад имел хорошую развивающую среду – экологическую лабораторию, уголки природы в каждой группе, фруктовый сад, учебный огород, экологическую тропу прямо на своей территории. Как эколог я занимался проведением занятий с детьми, проводил консультации для воспитателей, разработал систему экологических развивающих игр для воспитателей , участвовал в педагогическом эксперименте.

В саду сложилась система экологических занятий. Каждую неделю занятие проводил воспитатель по программе «Юный эколог» д.п.н. Николаевой С.Н и два раза для детей проводил занятия я в системе дополнительного образования по авторской программе «Познаем природу – готовимся к школе» на основе «Рабочей тетради» с одноименным названием. (С.Н. Николаева, Н.А. Волкова «Познаем природу – готовимся к школе». М., Просвещение, 2009). Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства». Главная идея всех занятий - развитие ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром – осуществлялась по выработанной мной модели.

Первая часть занятия предусматривала активацию внимания детей, развитие интереса к предстоящему занятию. Для этого я использовал или имеющиеся в саду таблицы, или иллюстрации из книги « Большая энциклопедия животного мира». Каждый раз книга «случайно» открывается на нужной к этому занятию странице. Начиная занятие, я всегда говорю детям, что внимательный человек всегда узнает больше. Даже если вы не умеете читать, но внимательно рассматриваете рисунки, можете узнать много нового. Дети внимательно рассматривают иллюстрации, а затем начинается беседа. Сначала я обращаюсь к детям с вопросом: «Что вы увидели на этой картине? Выразите это одним словом». Давая полный ответ, ребенок говорит, что он увидел на картине медведей. Затем каждый из детей рассказывает, не повторяя ранее сказанное, конкретно о разных видах медведей. Ответы детей дополняются комментарием педагога. И у детей складывается впечатление, что действительно они узнали многое, рассмотрев картину. Работа детей с картинами стимулируется тем, что самый внимательный ребенок, последним выделивший важную деталь строения или образа жизни животного, будет первым ведущим в итоговой игре « Да-Нет-ка». Подведя итоги этой части занятия, я стараюсь вывести детей на тему предстоящего занятия.

Вторая часть занятия – краткая беседа с детьми по теме очередного занятия по рабочей тетради – теория, необходимая для более успешного выполнения заданий. В этой части педагог, используя наглядный материал, дает детям новую информацию и активизирует имеющиеся у них знания. Несмотря на короткую продолжительность, эта часть имеет очень важное значение для дальнейшего хода занятия.

Третья часть – выполнение заданий рабочей тетради. Здесь отрабатываются умения детей внимательно слушать педагога и аккуратно выполнять предложенные задания. По ходу работы, контролируя правильность выполнения заданий, педагог еще раз «прокручивает» изложенную ранее теорию, дополняя ее новым содержанием. Обязательно отмечаю успехи ребят в целом и особо отличившихся, стараясь не забыть никого.

Четвертая часть занятия – игровая деятельность, но связанная с темой занятия. К этой части занятия я готовлю обычно три рисунка животных. Первое животное мы загадываем с тем ребенком, который был самым внимательным на первом этапе занятия. Дети задают вопросы, а ребенок, помогающий мне, отвечает им только словами «Да» и «Нет». В случае затруднений при ответе на вопрос своих товарищей, помогаю дать правильный ответ. После отгадывания животного, демонстрируем его рисунок. Отгадавший становится ведущим. Дети быстро осваивают роль педагога, спрашивают, делают замечания. В заключении подводится итог занятия

Естественно, что эта схема занятий примерная и не всегда четко прослеживаются все названные этапы. Все зависит от конкретного занятия, от детей, степени их подготовленности. В данном случае для ознакомления предлагается одно из первых занятий в учебном году. В нем тоже 4 части, но начало занятие другое. Сначала создается интерес к занятию по загадочному континенту за счет фактов из жизни растения, а во второй части идет актуализация прежних знаний для успешного усвоения новых

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «АВСТРАЛИЯ - ЗАГАДОЧНЫЙ КОНТИНЕНТ»

ЦЕЛИ:

1. познакомить детей с многообразием органического мира Австралии,

показать своеобразие растений и животных ;

закрепить знания детей о морях и континентах, об экваторе, полюсах

2. продолжить формирование умений работать с иллюстрациями рабо-

чей тетради, правильно выполнять задания, следить за ходом занятия,

правильно задавать вопросы и отвечать на них, описывать живые ор-

ганизмы по картинам

3. формировать экологически разумное отношение к окружающей среде

Умение правильно строить свои отношения с окружающим миром

ОБОРУДОВАНИЕ

Рабочая тетрадь «Познаем природу – готовимся к школе»

Глобус

Карта полушарий

Фломастеры

Дидактический материал « Животные»

Листья эвкалипта

1.Ребята, сегодня мы с вами побываем на материке, полном чудес. Их там на самом деле много. Только там встречаются растения, которые могут сбрасывать не листья, а кору. Эти самые растения растут очень быстро – в первый год вырастают на 2,5 метра и дорастают до 100 метров. В лесах из этих растений

не спрячешься от горячего солнца. А , между прочим, это растение , вернее, его листья могут быть в вашей домашней аптечке. Используют их для полоскания горла и для ингаляций. Что же это за растение и на каком чудесном материке оно растет мы узнаем, если поработаем с картой.

2. Смотрите, какая у меня красивая карта ( показываю детям глобус). Совершенно верно, что это не карта, а глобус. Карта – это плоское изображение земной поверхности. Как называются крайние северная и южная точки Земли?

Правильно, это полюса. А какая линия на карте и глобусе находится на одинаковом расстоянии от полюсов? Подскажу вам, что там всегда лето. Какой материк мы с вами уже посетили? А что вы можете о нем сказать? Почему он теплый? А если по соседству с Африкой такие же теплые материки? Наверное, это Антарктида, ведь на ней Южный полюс? Есть на Земле самый маленький и теплый материк и называется он …..

( Начинается работа по рабочей тетради)

3. Открываем рабочую тетрадь на странице 15.Что вы видите на этом рисунке? Верно, здесь изображены растения и животные Австралии и карта этого материка. Обведите слово и прочитайте его. Конечно, это Австралия.

Какой цвет преобладает на карте? - желтый, обозначающий пустыни. А почему? Да, там очень тепло и мало дождей, мало рек. И только ближе к океану богатая растительность. Чаще всего встречается эвкалипт. Именно о нем я говорил в начале занятия. Чем он интересен? Кто запомнил? Кроме этого эвкалипт называют в Австралии деревом жизни. Если сломить корень эвкалипта, то из него польется жидкость, которую можно пить. А хотите знать , почему эвкалипт не дает тени? Включим настольную лампу и расположим горизонтально под ней лист , под листом появится тень А теперь листок поставим боком к лампе, тени нет, свет легко проходит мимо листа. Вот и на эвкалипте листья всегда располагаются боком к солнцу и не закрывают солнечные лучи. На нашем эвкалипте не хватает листьев на нижней ветви. Давайте подрисуем их.

4. Удивителен животный мир Австралии. Какое животное изображено над эвкалиптом? А почему именно рядом с ним? Просто листья эвкалипта – основная пища коалы, или как его называют, сумчатого медведя. Слово «коала» означает не пить. И это на самом деле так. Воды из листьев коале вполне хватает. Детеныш коалы умещается в чайной ложке, поэтому полгода живет в сумке у матери на животе, а потом еще 4 месяца – на спине. Без мамы детеныши не спят, плачут, пока кто-то из людей не возьмет их на руки.

А какое еще животное чем-то похоже на коалу? Абсолютно верно, это другое сумчатое – кенгуру. Что вы можете рассказать об этом животном?

У исполинского кенгуру высотой 160 см детеныш рождается размером с грецкий орех. Почему кенгуру передвигается большими прыжками?

А что за животное приютилось в верхнем правом углу рисунка? Кого оно вам напоминает? Это ехидна,похожая на ежа иголками и способностью свертываться при опасности в шар. Но это тоже очень удивительное животное. У нее есть сумка, а в ней из яйца развивается детеныш.

Но, наверное, все-таки самое удивительное животное - утконос. Что же в нем удивительного, посмотрите по рисунку. Клюв как у утки, хвост – как у бобра, перепонки на лапах, на теле – шерсть. Откладывает яйца. Это птица или зверь? Голоса нет, беззубое. Но все-таки зверь, или млекопитающее, выкармливает своих утконосиков молоком.

Так можно ли назвать Австралию загадочным материком? Если да, то докажите. Молодцы, поработали хорошо, пришло время игры.

5. Игра «Да-Нет-ка» ( С одним из детей мы загадываем животное, а другие дети задают вопросы, чтобы узнать его. Ведущий в ответ на вопросы детей отвечает только «Да» или «Нет». Отгадавший это животное ребенок загадывает другое животное.

Животные для загадывания - кенгуру, слон, кит. Эти животные взяты неслучайно. Хотя разбирается Австралия, взяты животные Африки и морское. Это заставляет думать и быть более внимательным.

6. Можно в качестве сюрприза предложить детям фрагмент видеофильма «География для малышей»

Свои занятия я готовлю по проверенной временем схеме, но об этом речь пойдет в следующем материале

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЯ И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО АНАЛИЗА

Обоснование целей и задач занятия

Отбор содержания материала, необходимого для актуализации прежних знаний и усвоения новых

Выбор методов, приемов и дидактических средств

Обоснование структуры занятия

5. Соответствие содержания материала, методов, приемов, дидактических средств, структуры занятия поставленным целям и задачам

Опубликовано в группе «Методисты ДОУ»


Комментарии (1)

Москвина Оксана Валентиновна, 14.11.16 в 12:04 0Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич! Вы молодец! Побольше бы таких стажистов преподавателей. Спасибо вам и крепкого здоровья!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.