12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Омельченко21
Россия, Московская обл., Ногинск
3

Урок на тему «Системы счисления. Перевод из различных систем счисления в десятичную»



Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. ФГОС.

 

Тема урока:  Системы счисления. Перевод из различных систем счисления в десятичную.

Урок посвящен 60-тилетию первого полета человека в космос.

 

Цель урока

предметные:  изучить алгоритм перевода целых чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной и других систем счисления в десятеричную систему.

метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

 

личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

 

Задачи:

расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;

сформировать навык перевода целых чисел из произвольной системы счисления в десятичную;

закрепить навык перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную;

развивать память, внимательность, навыки учебного труда;

воспитывать ответственное отношение к учебному труду, усидчивость, аккуратность;

воспитание интереса к историческим сведениям и расширение кругозора учащихся.

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжительность

I Организационный

 

Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

1 минута

II Актуализация знаний.

Слайд 2

Ребята, давайте вспомним, что мы узнали и чему научились на прошлых уроках.

(Вопросы: Что называется системой счисления?

Какие виды систем счисления бывают?

В чем отличие позиционной и непозиционной систем счисления?

Как перевести целое число из десятичной системы счисления в другую? )

Отвечают на вопросы.

7 минут

III Новая тема

Слайд 3

Вы наверное удивились, почему у нас на экране космонавт?

В самом деле очень удивительно, что человек может покинуть землю и лететь далеко-далеко.

В следующем году, 12 апреля, исполняется ровно 60 лет со дня первого полета человека в космос. Этому событию будет посвящен сегодняшний урок.

Вы знаете как зовут первого космонавта?

Да, верно. Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» по орбите облетел планету Земля и стал первым человеком, побывавшим в космическом пространстве.

Сегодня урок будет космический урок, на котором мы узнаем много нового и интересного.

На прошлом уроке мы научились переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие, сегодня мы научимся обратному действию.

Участвуют в диалоге с учителем.

3 минуты

 

Слайд 4

Тема урока: "Перевод целых чисел в десятичную систему счисления"

 

 

Слайд 5

«Поехали!» — фраза, произнесённая первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года. Она стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.

Ну что? Поехали!

 

1 минута

Слайд 6

Юрию Гагарину было 11011 лет, когда он полетел в космос.

Он был совсем молодой.

Дети замечают, что такого возраста быть не может.

7 минут

 

Да, да! Именно столько лет ему было!

 

 

 

Вы совершенно правы!

Возраст Юрия Гагарина указан в двоичном представлении.

Нам нужно перевести число из двоичной системы счисления в десятичную.

Как же это сделать?

Высказывают предположение, что число записано в двоичной системе счисления.

Слайд 7

В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:

t1610459890aa.gif

 

Слайд 8

Для числа, представленного в двоичной системе счисления,

формула имеет вид:

t1610459890ab.gif

Слайд 9

Вызывает одного ученика к доске, остальные - в тетрадях.

Ученики сверяют полученный ответ с ответом на доске

 

Переключает на слайд с правильным ответом.

Используя формулу, получают ответ

Слайд 10

Полет Юрия Гагарина длился 11011002 минут.

 

Вызывает одного ученика к доске, остальные - в тетрадях.

Ученики сверяют полученный ответ с ответом на доске

 

 

 

 

Переключает на правильный ответ.

Отмечают, что нужно применить формулу для перевода числа из двоичной в десятичную, чтобы узнать количество минут.

5 минут

 

Физкультминутка

Разминка, стоя рядом с партой

1 минута

Слайд 11

Со всей страны приехало большое количество летчиков. После первых тренировок и проверок была отобрана команда первых космонавтов. Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королёв познакомился с каждым. Давайте узнаем, сколько человек готовилось вместе с Юрием Гагариным.

 

 

 

Слайд 12

В мире установлено большое количество памятников и бюстов Юрия Гагарина.

А сколько - вы видите на экране.

Давайте переведем число в десятичную систему счисления.

Как Вы думаете, из какой системы счисления нам придется перевести?

 

 

 

Подумайте, как будет выглядеть формула для перевода в данном случае?

 

 

 

 

 

 

Переключает на правильный ответ.

Вспоминают, что латинские буквы используются для представления чисел в шестнадцатеричной СС.

Желающий у доски записывает формулу для 16-ричной СС.

Находят ответ на вопрос.

5 минут

Слайд 14

Постройте на координатной плоскости точки, координаты которых представлены в таблице. Прежде чем отмечать точки, переведите соответствующие координаты в десятичную систему счисления. Соединив точки, Вы узнаете без чего Юрий Алексеевич не смог бы полететь в космос.

Самостоятельная работа в тетрадях

10 минут

Итоги урока, выставление оценок.

 

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Отвечают на вопросы

5 минут


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.