12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Владимировна Омельченко21 Россия, Московская обл., Ногинск |
Урок на тему «Системы счисления. Перевод из различных систем счисления в десятичную»
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. ФГОС.
Тема урока: Системы счисления. Перевод из различных систем счисления в десятичную.
Урок посвящен 60-тилетию первого полета человека в космос.
Цель урока:
предметные: изучить алгоритм перевода целых чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной и других систем счисления в десятеричную систему.
метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Задачи:
расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;
сформировать навык перевода целых чисел из произвольной системы счисления в десятичную;
закрепить навык перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную;
развивать память, внимательность, навыки учебного труда;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, усидчивость, аккуратность;
воспитание интереса к историческим сведениям и расширение кругозора учащихся.
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продолжительность |
I Организационный |
| Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | 1 минута |
II Актуализация знаний. | Слайд 2 | Ребята, давайте вспомним, что мы узнали и чему научились на прошлых уроках. (Вопросы: Что называется системой счисления? Какие виды систем счисления бывают? В чем отличие позиционной и непозиционной систем счисления? Как перевести целое число из десятичной системы счисления в другую? ) | Отвечают на вопросы. | 7 минут |
III Новая тема | Слайд 3 | Вы наверное удивились, почему у нас на экране космонавт? В самом деле очень удивительно, что человек может покинуть землю и лететь далеко-далеко. В следующем году, 12 апреля, исполняется ровно 60 лет со дня первого полета человека в космос. Этому событию будет посвящен сегодняшний урок. Вы знаете как зовут первого космонавта? Да, верно. Советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» по орбите облетел планету Земля и стал первым человеком, побывавшим в космическом пространстве. Сегодня урок будет космический урок, на котором мы узнаем много нового и интересного. На прошлом уроке мы научились переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие, сегодня мы научимся обратному действию. | Участвуют в диалоге с учителем. | 3 минуты |
| Слайд 4 | Тема урока: "Перевод целых чисел в десятичную систему счисления" |
|
|
Слайд 5 | «Поехали!» — фраза, произнесённая первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года. Она стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества. Ну что? Поехали! |
| 1 минута | |
Слайд 6 | Юрию Гагарину было 11011 лет, когда он полетел в космос. Он был совсем молодой. | Дети замечают, что такого возраста быть не может. | 7 минут | |
| Да, да! Именно столько лет ему было!
Вы совершенно правы! Возраст Юрия Гагарина указан в двоичном представлении. Нам нужно перевести число из двоичной системы счисления в десятичную. Как же это сделать? | Высказывают предположение, что число записано в двоичной системе счисления. | ||
Слайд 7 | В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде: |
| ||
Слайд 8 | Для числа, представленного в двоичной системе счисления, формула имеет вид: | |||
Слайд 9 | Вызывает одного ученика к доске, остальные - в тетрадях. Ученики сверяют полученный ответ с ответом на доске
Переключает на слайд с правильным ответом. | Используя формулу, получают ответ | ||
Слайд 10 | Полет Юрия Гагарина длился 11011002 минут.
Вызывает одного ученика к доске, остальные - в тетрадях. Ученики сверяют полученный ответ с ответом на доске
Переключает на правильный ответ. | Отмечают, что нужно применить формулу для перевода числа из двоичной в десятичную, чтобы узнать количество минут. | 5 минут | |
| Физкультминутка | Разминка, стоя рядом с партой | 1 минута | |
Слайд 11 | Со всей страны приехало большое количество летчиков. После первых тренировок и проверок была отобрана команда первых космонавтов. Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королёв познакомился с каждым. Давайте узнаем, сколько человек готовилось вместе с Юрием Гагариным.
|
|
| |
Слайд 12 | В мире установлено большое количество памятников и бюстов Юрия Гагарина. А сколько - вы видите на экране. Давайте переведем число в десятичную систему счисления. Как Вы думаете, из какой системы счисления нам придется перевести?
Подумайте, как будет выглядеть формула для перевода в данном случае?
Переключает на правильный ответ. | Вспоминают, что латинские буквы используются для представления чисел в шестнадцатеричной СС. Желающий у доски записывает формулу для 16-ричной СС. Находят ответ на вопрос. | 5 минут | |
Слайд 14 | Постройте на координатной плоскости точки, координаты которых представлены в таблице. Прежде чем отмечать точки, переведите соответствующие координаты в десятичную систему счисления. Соединив точки, Вы узнаете без чего Юрий Алексеевич не смог бы полететь в космос. | Самостоятельная работа в тетрадях | 10 минут | |
Итоги урока, выставление оценок. |
| Вам было легко или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? | Отвечают на вопросы | 5 минут |