12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Овчинникова Юлия Васильевна116
Россия, Красноярский край, Красноярск

Тема урока: Складывание царской власти. Реформы XVIв.

Классификация урока: Комбинированный урок.

Коммуникационная среда урока:

мультимедийный проектор;

распечатанный текст документов.

Цели урока:

Развивающие:

Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;

Выявить основные черты централизованной царской власти, в России XVIв.

Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;

Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза;

Развивать умения систематизировать материал.

Образовательные:

Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV;

Учить анализировать историческую информацию;

Воспитательные:

Возбудить интерес учащихся к прошлому страны;

Развивать познавательную самостоятельность через исследовательскую деятельность;

Формировать активную жизненную позицию;

Воспитывать культуру мышления и речи.

Задачи урока:

развивающие:

развивать навыки работы с текстом документов;

учить умению анализировать, делать выводы, искать причинно-следственные связи;

продолжить работу по развитию коммуникативных навыков учащихся, умению работать в группе;

развивать умение защищать свою точку зрения.

образовательные:

познакомить учащихся с деятельностью Ивана IV;

выяснить необходимость преобразований, проводимых царем для усиления централизованной власти в стране, оценить роль его реформ;

рассмотреть взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного;

дать характеристику Ивану Грозному как историческому деятелю.

воспитательные: создание условий для привития уважения к истории своей Родины, повышения интереса к изучению истории.


 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

знать/понимать:

причины и процесс централизации государства;

понятия: приказ, опричнина, «избранная рада», «Москва- тритий Рим», судебник, местничество, кормление;

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, резюме.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


 


 

Ход урока.

Учитель объявляет тему и цель урока.

Учитель: Прошу обратить внимание на цель, т.к. в конце занятия, мы попытаемся перечислить основные черты царской власти в XVIв. Как вы считаете, что нам необходимо изучить для достижения поставленной цели?

(Отчеты студентов)

Итак, что мы знаем о XVIв? (проверка домашнего задания на слайдах).

При каком правителе появился официальный титул «великий князь всея Руси»?

Иван IV Грозный

Василий II

Иван III (верный ответ)

Андрей Боголюбский

Иван III предпринял два похода на Новгород. Разгром новгородцев на реке Шелони в 1471 г. и в Двинской земле привели к включению обширных земель республики в число московских владений.

ВОПРОС: Кем являлась Марфа Борецкая и какое отношение она имела к захвату Новгорода московскими войсками?  

Судебник 1497 г.— первый кодекс законов единой России — закрепил единое устройство и управление в государстве. Перечислите известные вам положения судебника.

Перед вами гравюра XVIIв. и современная фотография крепости, построенной в 1492г.(при Иване III) в Прибалтике, напротив Нарвы. Форпост русских войск в борьбе против шведов и ливонских рыцарей. Назовите крепость? (Ивангород)

Каким событием завершалась борьба Руси за свержение монголо-татарского ига?

Ответ: Стояние на реке Угре 1480г.

Объясните понятие «юрьевская дань».

Ответ: По перемирию 1503 г. Ливонский орден признавал право Москвы на город Дерпт (древнерусский город Юрьев).

В результате 2-х русско-литовских войн (1492-1494 и 1500-1503гг.) в состав государства Ивана III были возвращены десятки древнерусских городов. Перечислите некоторые из них. (пользуясь картой)

Ответ: Вязьма, Дорогобуж, Брянск, Стародуб, Путивль, Гомель.

Смоленск осаждали, но он остался за Литовским княжеством.

Учитель: (попросить студента систематизировать знания, подвести итоги правления Ивана III, в случае затруднений помочь сформулировать итоги).

Подводя итоги, правление Ивана III – завершающий этап образования Российского централизованного государства (конец XV-начале XVIвв). Иван III присоединил Псковское, Ярославское, Вятское, Новгородское княжества, таким образом, увеличил территорию Московии почти в 3 раза. Окончательно освободил Русь от монгольского 240 летнего ига. Стал «великим князем всея Руси», ввел государственную символику (герб жены – племянницы последнего Византийского императора Софьи Палеолог), Московское государство стало именоваться Россией (на византийский манер, объявив себя преемницей Византии 1453г), построил Московский кремль из красного кирпича. Формировал централизованную вертикаль власти (приказная система – прообраз современных министерств), единое правовое поле (судебник 1497г) . Его преемник Василий III продолжил политику отца присоединил Смоленск, Псков, Рязань.

Правление Ивана Грозного 20 слайд.

Но Иван III и Василий III не были царями. Все вышеперечисленное было предпосылками складывания царской власти. А кто стал первым русским царём? (отвечают студенты)

Слева реальная внешность Грозного (реконструкция М.Герасимова), справа художественный образ В.М.Васнецова. Годы правления (1533-1584).

Когда умер его отец Василий III, Ивану было всего 3 года и власть перешла к матери - Елене Глинской. После её кончины в 1538 году (отравлена), начинается период «Семибоярщины» (1538-1547). Это время борьбы за власть боярских группировок, обычным делом при московском дворе стало отравление, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи, раздача земель и привилегий. Такая обстановка наложила отпечаток на личность Ивана IV, воспитывая в нём подозрительность, жестокость, мстительность, в то же время это был человек незаурядного ума, образованнейший для своего времени.

Первый русский царь. Слайд.

1547г. В Успенском соборе Московского кремля был коронован по «чину венчания» на царство. Составил «чин» митрополит Макарий.

Титул царя подчёркивал, что его власть имеет божественное происхождение.

Слайд Реформы.

(1549-1560гг.)- Период правления «Избранной рады»- период реформ. В избранную раду вошли приближённые Ивана Грозного, составляющие правительство. Рада нарушала принцип местничества, т.к. происхождение её членов было различно: священник и духовник царя Сильвестр, дворянин  А. Ф. Адашев, князь А.М.Курбский, дьяк Иван Висковатый.

1549г – Земский собор – новый государственный орган, собрание представителей всех русских земель. Избирался населением и включал в себя представителей духовенства, дворянства, верхушку горожан, черносошных (государственных) крестьян.

Слайд Политическое устройство Русского государства первой половины XVIв.

Центральное управление подчинялось царю. Состояло из Боярской думы – законосовещательный орган при царе. Земского собора – непостоянного сословно-представительного органа, собирался по особо важным вопросам. Приказов – Посольский (иностранных дел), Разбойный, Челобитный, Земский, Поместный, Печатный (канцелярия, хранил гос. печать) и т.д.

Местное управление состояло из городских и земских старост ; излюбленных голов – выборных судей

Кормления отменены.

Слайд 1550г – Судебник.

-рост платы за проживание на земле феодала – «пожилое». Продолжилось закрепощение крестьян;

- введено наказание за взятки;

- право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Московский рубль стал основной денежной единицей страны, до этого в хождении так же был новгородский рубль;

- упорядочена налоговая система. Установил налоговую единицу – большая соха, которая составляла от 400 до 600 га земли, в зависимости от плодородности почвы;

-сами налоги назывались тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей;

Слайд Реформы Избранной Рады

- упорядочена система приказов. Более чётко распределили круг обязанностей;

- 1556г отмена «кормлений»;

Слайд Военная реформа

- 1550г – создание постоянного стрелецкого войска. До этого по мере необходимости собиралось народное ополчение;

- 1555-1556гг. «Уложение о службе» - и вотчинники и помещики служили с 15 лет и передавали службу по наследству;

- с каждых 100 четвертей земли служилый человек обязан был выставить воина на коне и с вооружением;

- на период военных походов отменялось местничество;

Работа с текстом летописи. «Учреждение стрелецкого войска». По группам.

Слайд Церковная реформа

- 1551 г. церковный (стоглавый) собор, т.к. решения этого собора состояли из 100 глав;

- составлен список общерусских святых;

- вводились единые церковные обряды;

- было ограничено церковное землевладение ( монастырское).

Итоги реформ:

Усиление центральной государственной власти и власти царя

Укрепление военной мощи страны

Создали предпосылки для решения внешнеполитических задач

В России сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии (государство, в котором власть монарха опирается на собрание представителей сословий)


 

Просмотр фильма (с 13.17-21.10.минуты) Опричнина и Ливонская война.

Ответить на вопросы:

Какова была цель России в Ливонской войне?

Почему Россия проиграла Ливонскую войну?

С какой целью Иван IV учредил опричнину?

На какие две части было разделено государство?

Как Иван Грозный боролся со своими противниками?

Каковы последствия опричнины в хозяйственном отношении?

Какое влияние оказала опричнина на политическую власть?

(Обсуждение)

Основные черты царской власти в России XVIв.

- наличие атрибутов царской власти;

-создание постоянного стрелецкого войска (в подчинении царя);

- отсутствие конституции или суда над царём. Выше царя только Бог;

- усиление роли церкви в политической жизни (представители духовенства присутствовали на Земских соборах, входили в состав Избранной Рады);

- наследственный характер власти;

-введение царём опричнины и уничтожение политических противников;

-самый крупный землевладелец;

Домашняя самостоятельная работа.

Заполнить таблицу «Внешняя политика Ивана IV»

Направление внешнеполитической деятельности

Намеченные цели

События

Достигнутые результаты

 

 

 

 


 

Картина Ильи Репина – художественный вымысел или реальность?

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Аладышева Татьяна Петровна, 27.08.21 в 12:09 0Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, почему Вы называете период после смерти Елены Глинской периодом правления семибоярщины?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.