Конспект урока русского языка в 4 классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица»

1
0
Материал опубликован 28 October 2020

Тема урока: «Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица»

Цель: познакомить с изменением личных местоимений по падежам.

Задачи: создать условия для того, чтобы учащиеся:

- получили представление об изменениях личных местоимений по падежам;

- получили возможность для самостоятельного осмысления знаний о местоимениях;

- попробовали использовать полученные знания при самостоятельной работе;

-учились формулировать, высказывать и аргументировать свои предложения, обосновывать свою позицию;

- развивали навык самооценки;

- способствовать формированию универсальных учебных действий.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: актуализация знаний по теме; приобретение новых знаний и умений (знакомство сизменением местоимений 1 и 2 лица по падежам, выявление особенностей и формирование умения правильно изменять и употреблять в речи местоимения).

Личностные: осознание необходимости применять полученные знания в повседневной жизни; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Метапредметные: 

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза; отнесение объектов к известным понятиям; выделять существенную информацию;

- умение работать в группах и парах; строить понятные для партнера высказывания.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.

Оборудование: УМК «Перспектива» (учебник 4 класс 2 часть), презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки (раздаточный материал).

Ход урока:

I Организационный момент

Психологический настрой к уроку (Слайд 1)

- Сначала предлагаю вам настроиться на работу:

1 вариант – Я смогу выполнить все задания

2 вариант – У меня все получится

Вместе – Желаю успехов себе и друзьям

II Актуализация знаний

- Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке, для этого вставим недостающие слова в предложения, записанные в кластере.Работу выполняем в группе: (Слайд 2) Карточка №1

1. Местоимение это ______________

2. Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это __________________

3. Местоимения не называют предмет, __________на него.

4.Личные местоимения заменяют ______________________.

Для тех, кто испытывает затруднения, подготовлены карточки-помощники.

- Пришло время проверить.

-Открываем тетради, запишите число и классная работа. (12 марта).

Минутка чистописания:

- С чего начнем работу в тетради? У нас сегодня будет необычное чистописание. (Слайд 3). Прочитайте, что же здесь написано? Дети читают, что написано на слайде: В,НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ

На какие группы можно разделить записанные на доске слова? (союзы, предлоги, местоимения, существительные). Назовите. Я прошу вас выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!. Следим за своей посадкой, осанкой.

- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа (взаимооценка) , правильно ли он справился с заданием.  Тетрадь верните соседу.

Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

- Какую работу будем делать дальше?

- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА? (Слайд  4) Кто может выполнить без помощи словарика – просто замечательно!

1-й ряд местоимение – ОН (по 2 слов – любых)

2-й ряд местоимение – ОНО (по 2 слов – любых)

3- ряд местоимение – ОНА (по 2 слов – любых)

- Кто первый из ряда справился, идёт к доске и записывает свои 2 слова на доске.

(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. Первый, кто написал бежит к доске и выписывает свои найденные слова на неё.)

ОН                                         ОНО                                         ОНА

- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания.

(Ученик зачитывает свои слова и объясняет, почему он их выбрал.)

Дети: - Например: агроном - он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово... Богатство - оно, моё, относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимение ОНО и т.д. Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д…

- У кого из ряда есть другие слова?

- Проверьте, ребята, сами себя.

- Что мы с вами повторили, выполнив это задание?

III Постановка учебной задачи

С новой строки в столбик пропишите все падежи.

-Просклоняйте местоимение Я по падежам. Назови, какое получилось слово в Р.п., в П.п.

- Возникли ли у вас трудности при склонении местоимения Я по падежам?

- Как вы думаете, почему вам трудно это сделать?

- Верно. Кто может предположить тему сегодняшнего урока? (Слайд 5)

- Какую мы поставим цель на сегодняшний урок?

А правильно просклонять местоимение Я нам поможет шуточное стихотворение (М.Раскатова): (слайд 6)

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так,

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

Именительный –

Это… Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для Меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный –

Это значит – только Мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается Меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворен совсем не Мной!

Ждете, видимо,

Предложного?

Новых данных обо Мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

Давайте теперь проверим, если есть ошибки, исправьте.

IV Открытие нового знания.

Какой можно вывод сделать?  (Местоимения изменяются по падежам, как существительные, но изменяется не окончание, а все слово).

Откройте учебник на стр.73. Прочитайте слова И.И. Самоварова. Верный ли мы сделали вывод?

Физкультминутка

Теперь возьмите карточку №2. Прочитайте текст на карточке.

Однажды Коля пошёл ловить рыбу. Коли не было дома целый день. Коле удалось поймать много рыбы. На реке Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния. От дождя на Коле промокла вся одежда.

- Что происходит с существительным Коля в тексте? (Изменяется по падежам). Как вы думаете, какое задание будет следующее? Определите падеж этого слова. Работаем в группе. Проверяем.

V Первичное закрепление во внешней речи

А теперь попробуйте прочитать этот же текст, заменив слово Коля на местоимение 2 лица ты. Прочитайте. Что заметили? (местоимения тоже склоняются).

VI Самостоятельная работа с самопроверкой

Просклоняйте местоимения 1 вариант – мы, 2 вариант – вы в тетради. 2 ученика вызываются к доске. Проверим. Назови форму Р.п., у тебя так же? И т.д.

Давайте еще раз повторим вывод.

VII Включение в систему знаний.

А теперь откройте учебники и выполните упражнение №122 на стр.74.

VIII Рефлексия

Назовите ключевые слова нашего урока. Местоимения, склоняются.


  • На уроке я научился…
  • Больше всего на уроке мне понравилось….
  • Самым трудным для меня было….
  • Чтобы найти часть числа….

Сегодня за урок я хочу поставить оценки: …

Самооценка:

Возьмите любое личико и закрасьте его нужным цветом:

Желтый-  я понял все, могу работать сам и объяснять другому.

Синий- я все понял, могу работать сам, пользуясь правилом.

Зеленый - я понял все, но у меня остались вопросы.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации