12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина18

Конспект урока по истории в 7 классе.

Автор: Безденежных Екатерина Михайловна

Тема урока: «Начало смутного времени» урок № 1 в теме «Смутное время».

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока: познакомить с причинами Смуты, ходом исторических событий и итогами Смутного времени,

План:

1. Причины Смутного времени

2. Самозванец. Политика нового правительства

3. Боярский заговор

4. Царь Василий Шуйский

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.

Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу,

Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.

Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в паре; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

 

Оборудование:

Учебник «История России. 7 класс. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС» Данилов, Курукин, Арсентьев, Токарева

Проектор; ПК; Презентация PowerPoint; Доска и мел; Портреты исторических деятелей; карточки датами; рабочие листы, рефлексия, Лото «правление Ивана Грозного» Раздаточный материал.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап

Приветствует учащихся, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих.

Приветствуют учителя, воспринимают его речь,

проявляют интерес к материалу изучения.

 

2.Актуализация знаний (повторение )

Подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Учитель: Мы переходим к изучению 17 века. Для того, чтобы изучение было успешным, давайте еще раз повторим основные вопросы века 16.

Лото. Работа в парах.

-На партах у вас есть карточки, на которых напечатаны ответы. На маленьких карточках вопросы и задания по политике Ивана 4 и Федора Ивановича. Пожалуйста соедините ответы и вопросы.

ВРЕМЯ 2 минуты

Проверка: Перевернув ответы у вас должна получиться картина, связанная с событиями, которые будем изучать сегодня.

Учитель показывает на слайдах картины

Учитель: мы попробуем самостоятельно определить тему нашего урока.

 


 


 


 


 

Работа в парах


 

4 минуты


 

Ученики проверяют правильность выполнения


 

Рассматривают картины на слайдах

3.Обьявление темы и цели урока

Учитель: Тема нашего урока «Начало Смутного времени».

Запишите тему в ваш рабочий лист.

Цель нашего урока: почему период конца 16 начала 17 века называется Смутой?

План урока.

1. Причины Смутного времени

2. Самозванец. Политика нового правительства

3. Боярский заговор

4. Царь Василий Шуйский

 

Используют имеющиеся знания.

Выдвигают варианты формулировок, участвуют в обсуждении, анализируют. Отвечают на вопросы учителя. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока.

4. Изучение нового материала

** Ошибочное выражение **Причины Смуты

Учитель: Сегодня нам предстоит рассмотреть важный период в истории Российского государства – Смутное время.

. Почему же Россия вступила в это тяжелое время?

Работа с документами. Познакомьтесь с документами

1 ряд найдите экономические причины Смуты

2 ряд – социальные

3 ряд- -политические

ВРЕМЯ: 3 минуты

Проверка: каждый ряд зачитывает причины, которые выявили. А остальные заполняют оставшиеся столбики в РЛ.

Таблица заполнена. Теперь давайте заполним хронологическую линию

-Кто пришел к власти в 1598г?

- Какие события запишем под датами 1601-1603 гг? 1603-1604?


 

Подвести итог: мы разобрали причины Смутного времени. Вы увидели, что их было много и они задели практически все сферы общества.

Воспринимают речь учителя.


 


 


 


 


 

Читают исторические документы, воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения. Выясняют причины Смутного времени, заполняют РЛ

2. Самозванец. Политика нового правительства

-Кто такой самозванец?

Самозва́нец — человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных или политических целях.

Ответим на 2 вопроса: Кем был самозванец? За кого себя выдавал и почему?

Работа с учебником. С 10 п.3 чтение. Работа с текстом

-Как характеризуют Лжедмитрия авторы учебника?

-Почему Лжедмитрию удалось взойти на трон без особых усилий?

-Какие слои населения поддержали самозванца?

Обратите внимание на слайд. Так пушкин писал о причине успеха Лжедмитрия 1.

 

Давайте сделаем записи в РЛ. Отметим на хронологической ленте начало правление Лжедмитрия.

1605 – вторжение в Москву при поддержке Польши

Задание : Лжедмитрий 1 для восшествия на престол создал свою политическую программу. Познакомьтесь ней. (в РЛ). Самостоятельно прочитайте о политике нового правителя и отметьте те пункты, которые Лжедмитрию удалось осуществить.

Самостоятельная работа 3 минуты. Проверка


 

1606 г – боярский заговор, казнь Лжедмитрия 1.


 

Итог: мы познакомились с личностью Лжедмитрия 1. Он обманом взял власть в свои руки, раздав большое количество обещаний, которых выполнить не смог. Вызвав тем самым гнев не только простого народа, но и боярской верхушки.

Я хочу чтобы история Лжедмитрия 1 стала для вас примером, когда вы даете обещание…

ФИЗМИНУТКА


 

Варианты ответов детей.


 


 

Ответы: За царевича Дмитрия. Потому что погиб при невыясненных обстоятельствах.

Чтение учебника. Работа с текстом.


 

Записывают в рабочий лист.


 


 

Самостоятельная работа с учебником.

3 минуты. Проверка. Вывод.

3. Царь Василий Шуйский.

Учитель: Российский трон снова опустел. Но уже в 1606 году был созван Земский собор для выбора нового правителя. Им стал Василий Шуйский. Давайте занесем Василия шуйского в Р.Л., обратите внимание на даты его правления.

Сегодня на уроке мы познакомися с личностью нового царя и сначалом его правления.


 

Что же это был за человек? Узнаем мнение доктора исторических наук, автора новогоо учебника по истории России Мединского В.Р.


 

Видео фрагмент из лекции Мединского.

-Какую характеристику дает Мединский Василию Шуйскому?


 

Учитель: но воцарением Шуйского многие в стране были недовольны, поэтому практически одновременно с его воцарением начинается одно из крупнейших восстаний Смутного времени - восстание И. Болотникова. Давайте занесем это событие на ленту времени.

 

Княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол В. Шуйский дал крестоцеловальную запись,

-Предположите, что означает слово «Крестоцеловальная»????

Учитель: обратите внимание на слайд. Прочитайте пункты Крестоцеловальной записи.

- Какой из пунктов вы считаете наиболее важным? Почему?

-Как вы думаете эта запись ограничивала власть царя?


 


 

И так, мы познакомились с личностью Василия Шуйского. О политике выкликнутого царя мы узнаем на следующем уроке.

 


 

Записывают в рабочий лист


 


 

Смотрят видео, отвечают на вопросы.


 


 


 

Ответы детей


 


 


 


 

Пишут в ленте времени восстание Ивана Болотникова.


 


 


 


 

Ответы детей: целовал крест, клялся.


 


 

Отвечают на вопросы. Аргуменируют ответ

Теоретически - да, так как самодержавие подразумевает под собой неограниченную власть монарха, а клятва ограничивала эту самую власть (на словах).

5. Закрепление, подведение итогов

Ребята, сейчас мы выполним с вами небольшое задание. Внимание на экран. этот перечень событий, который вы видите на экране, нужно распределить между правителями. Можно пользоваться записями, сделанными на сегодняшнем уроке.

Вызвать одного ученика к доске. Выполнение 3 минуты. ПРОВЕРКА

Сегодня на уроке мы начали знакомство со Смутой. Пришло врем ответить на вопрос, который мы задали в начале урока.

почему период конца 16 начала 17 века называется Смутой?

Т. О. Смута— это период в истории России, связанный с накоплением в обществе социально-экономического недовольства, а также политическим и династическим кризисами.

 

Выполняют задание в рабочих листах.


 


 


 


 


 

Предлагают варианты ответа на вопрос урока

6. Объяснение домашнего задания

С 10-14 читать.

Составить таблицу по восстанию И. Болотникова

 

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Учитель: Ребята, на столе у вас лежит «Телефон» напишите мне, пожалуйста сообщение об нашем уроке


 

Спасибо всем за урок.

Записывают в телефоны ответы на вопросы.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.