Методические рекомендации из опыта работы «Сочинения в жанре дневника или письма»
Сочинения в жанре дневника или письма.
( методические рекомендации из опыта работы)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
1 категории
МКОУ Соляновской СОШ
Винтоняк Е.П
2020
Сочинения в жанре дневника или письма.
( методические рекомендации из опыта работы)
Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например.
Д.С Лихачев
В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в жанре эссе, эпистолярного жанра, сочинение-анализ эпизода, сочинение- анализ стихотворения и многое другое .
Хочу обратить внимание на жанр, который в практике преподавания используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник -это такая форма повествования от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как правило, делается после событий, которые произошли, реже - перед событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события своей жизни.
Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:
• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);
• дневник, ведущийся от лица литературного героя;
• дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.
Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:
• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;
• письмо от лица литературного героя.
Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:
ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;
от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.
Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и композиции. В этом жанре сочинений и проявляется способность к перенесению, сформированная в детской игре. Важно только, чтобы нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы он будет готов поступиться содержанием
Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре дневниковых записей я начинаю с обучающимися уже с 5 класса. На уроках русского языка даю понятие, что дневник - форма повествования от первого лица, которая ведётся в виде повседневных, как правило, датированных записей. Ведут его для себя, чтобы зафиксировать основные события личной жизни. Записи не предназначены для посторонних глаз. «Подневные» записи могут содержать размышления, заметки о событиях уходящего дня и прочитанных книгах. Для ребят всех классов, учитывая возрастные особенности подобрала произведения, написанные в форме дневника. Знакомлю ребят с художественными произведениями, написанными в форме дневника.
5-6 класс | Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А. Дугин. - М.: Мир искателя, 2001. - 158 с.: ил. - Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, которые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом ребята из Колиного класса решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо было выехать на дачу, за город. И здесь начинаются приключения. |
7-8 класс | А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О. Хотинская; худож. А. Сучкова. - М.: Аст; Астрель, 2010. - 127 с.: ил. Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и преданности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая "детские" проблемы, герой ищет и находит выход, да так, что взрослым впору у него поучиться. |
9 класс | С. Лубенец Дневник первой любви: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо, 2009. - 155 с. - (Роман для девочек). У девятиклассницы Кати Максимовой нет закадычной подружки, с которой можно поговорить по душам. Зато есть дневник. Только ему Катя доверяет свои тайны, даже самую главную - о том, что она влюблена. Ещё одна книжка автора: Лубенец, С. Любовь online: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо, 2011. - 155 с.- (Дневник первой любви). |
Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы
« Отличительные особенности жанра дневниковых записей»
дата | Указать число, год, иногда время суток. |
место | Город, село |
повествование | Запись ведется от 1 лица на основе личных впечатлений |
Особенности речи | Монологичность, отрывочность мыслей, краткость записей, наличие односоставных и восклицательных предложений |
Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь свободную форму:
исповедь-самооценка своей деятельности;
анализ событий дня и собственного поведения;
портретная зарисовка;
эмоциональное самовыражение;
размышление над увиденным и услышанным.
Опыт практической работы показывает, что детям понятна только та тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому в 5-6 классах предлагаю «свободные» темы в рамках программы по русскому языку по плану.
Вступление | ||
Основная часть | ||
дата | Событие | Форма записи |
Примерные темы | Воскресная прогулка Интересная встреча Памятный день | Рассказ - впечатление |
Почему мама рассердилась? | Рассказ с элементами анализа проблемной ситуации | |
Мой день рождения Новогодняя ночь | Запись о событиях, которые произойдут с элементами эмоционального самовыражения | |
Заключение Последняя запись в дневнике переходит в заключение, так как предполагается, что ведение дневника будет продолжено. |
Успешность работы зависит от системности ее проведения. Мною были проанализированы учебники русского языка 5- 9 класса авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская, программные произведения по литературе и составлен примерный план работы по развитию речи на основе дневниковых записей.
класс | Русский язык | Литература | ||
5 | Упражнение 88 «Воскресная прогулка» Упражнение118 «Летние радости» Упражнение 157 « Памятный день». «Интересная встреча» Упражнение 546,581 Сообщение о погоде, описание снега в течение дня. Упражнение 587 « Моё любимое животное» Упражнение 225-226 Письмо о фильме, книге.. Упражнение 229 « Мечты о будущем» Упражнение 390 Письмо другу | дневник Письмо | А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»Л.Н. Толстой « Кавказский пленник» В.Г. Короленко « В дурном обществе» В.П Астафьев « Васюткино озеро» Д.Дефо « Робинзон Крузо» | дневник литературного героя ( по выбору 1 работа) |
6 | Упражнение 68 Памятное событие Упражнение 105 Что я вижу из дома Упражнение 244 Письмо другу Упражнение 342 Описание местности Упражнение 364 Описание картины Н.П. Крымова « Зимний вечер» | Письмо, дневник Дневник Письмо Дневник Письмо другу | А.С. Грин «Алые паруса» В.П. Астафьев « Конь с розовой гривой» В.Г. Распутин «Уроки французского» | дневник литературного героя |
7 | Упражнение 48Впечатление от картины И.И. Бродского « Летний сад осенью» Упражнение 87 Описание местности Упражнение 233 И. Попова « Первый снег» Упражнение 262 Описание наблюдений за выполнением какой-либо работы Упражнение 353 Как наступает весна в вашем городе,селе? | Письмо другу Дневник Дневник Дневник дневник | Е.И. Носов « Кукла», «Живое пламя» Ю.П. Казаков « Тихое утро» | дневник литературного героя |
8 | Упражнение 36 Лето закончилось… Упражнение 105 Рассказать о своих планах. Упражнение 182,188 « Мои первые впечатления» Упражнение 219 Наблюдение за наступлением сумерек. | Письмо дневник дневник дневник | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н. В. Гоголь « Ревизор» Н. Лесков «Старый гений» И.С Тургенев « Ася» (приложение 1,2) А.П. Чехов « О любви» | дневник литературного героя письмо письмо франту «Почему необходимо вернуть деньги» дневник литературного героя |
9 | - | | Н.М Карамзин «Бедная Лиза» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю Лермонтов «Герой нашего времени» | дневник литературного героя |
10-11 | - | | И.А. Гончаров « Обломов» А.Н. Островский « Гроза» Л.Н. Толстой « Война и мир» А.П. Чехов « Ионыч» ( приложение 3) | дневник литературного героя |
Работая по названной проблеме, могу отметить, что сочинение в форме дневниковых записей привлекает меня и моих учеников большими композиционными возможностями, определённой свободой выражения мыслей и впечатлений, движением души персонажа. В дневнике освещаются события и факты повседневной жизни, раскрываются характеры людей, выражаются взгляды, впечатления школьников, от лица которых ведется повествование.
Таким образом, вся описанная выше работа дает возможность ребятам свободно развиваться, а мне, их учителю, этот процесс контролировать и направлять.
Использованная литература:
Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004
Щербакова О.И. Виды сочинение по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015