Методические рекомендации из опыта работы «Сочинения в жанре дневника или письма»

1
0
Материал опубликован 4 June 2020





Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)





Подготовила:

учитель русского языка и литературы

1 категории

МКОУ Соляновской СОШ

Винтоняк Е.П





















2020





Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ве­дите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньшене худо ещё в юные годыо своём детстве, например.

Д.С Лихачев

В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в жанре эссе, эпистолярного жанра, сочинение-анализ эпизода, сочинение- анализ стихотворения и многое другое .

Хочу обратить внимание на жанр, который в практике преподавания используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник -это такая форма повествования от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как правило, делается после событий, которые произошли, реже - перед событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события своей жизни.

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:

дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);

• дневник, ведущийся от лица литературного героя;

•   дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:

•   письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;

письмо от лица литературного героя.

Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:

ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.

Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и композиции. В этом жанре сочинений и проявляется способность к перенесению, сформированная в детской игре. Важно только, чтобы нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы он будет готов поступиться содержанием

Работу по обучению правильному написанию сочинений в жанре дневниковых записей я начинаю с обучающимися уже с 5 класса. На уроках русского языка даю понятие, что дневник - форма повествования от первого лица, которая ведётся в ви­де повседневных, как правило, датированных записей. Ведут его для себя, чтобы зафиксировать основные события личной жизни. Записи не предназначены для посторонних глаз. «Подневные» записи могут содер­жать размышления, заметки о событиях уходящего дня и прочитанных книгах. Для ребят всех классов, учитывая возрастные особенности подобрала произведения, написанные в форме дневника. Знакомлю ребят с художественными произведениями, написанными в форме дневника.

5-6 класс



Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А. Дугин. - М.: Мир ис­кателя, 2001. - 158 с.: ил. -

Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, ко­торые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом ре­бята из Колиного класса решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо было выехать на дачу, за город.

И здесь начинаются приключения.


7-8 класс


А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О. Хотинская; худож. А. Сучкова. - М.: Аст; Астрель, 2010. - 127 с.: ил.

Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и пре­данности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая "детские" проблемы, герой ищет и находит выход, да так, что взрослым впору у него поучиться.

9 класс


С. Лубенец Дневник первой любви: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо, 2009. - 155 с.

- (Роман для девочек).

У девятиклассницы Кати Максимовой нет закадычной подружки, с которой можно поговорить по душам. Зато есть дневник. Только ему Катя доверяет свои тайны, даже самую главную - о том, что она влюблена.

Ещё одна книжка автора: Лубенец, С. Любовь online: повесть / С. Лубе­нец. - М.: Эксмо, 2011. - 155 с.- (Дневник первой любви).

Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы

« Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

дата

Указать число, год, иногда время суток.

место

Город, село

повествование

Запись ведется от 1 лица на основе личных впечатлений

Особенности речи

Монологичность, отрывочность мыслей, краткость записей, наличие односоставных и восклицательных предложений

Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь свободную форму:

исповедь-самооценка своей деятельности;

анализ событий дня и собственного поведения;

портретная зарисовка;

эмоциональное самовыражение;

размышление над увиденным и услышанным.

Опыт практической работы показывает, что детям понятна только та тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому в 5-6 классах предлагаю «свободные» темы в рамках программы по русскому языку по плану.

Вступление

Основная часть

дата

Событие

Форма записи

Примерные темы

Воскресная прогулка

Интересная встреча

Памятный день

Рассказ - впечатление

Почему мама рассердилась?

Рассказ с элементами анализа проблемной ситуации

Мой день рождения

Новогодняя ночь


Запись о событиях, которые произойдут с элементами эмоционального самовыражения

Заключение

Последняя запись в дневнике переходит в заключение, так как предполагается, что ведение дневника будет продолжено.

Успешность работы зависит от системности ее проведения. Мною были проанализированы учебники русского языка 5- 9 класса авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская, программные произведения по литературе и составлен примерный план работы по развитию речи на основе дневниковых записей.


класс

Русский язык

Литература

5

Упражнение 88 «Воскресная прогулка»

Упражнение118

«Летние радости»

Упражнение 157

« Памятный день».

«Интересная встреча»

Упражнение 546,581 Сообщение о погоде, описание снега в течение дня.

Упражнение 587 « Моё любимое животное»

Упражнение 225-226

Письмо о фильме, книге..

Упражнение 229 « Мечты о будущем»

Упражнение 390 Письмо другу

дневник















Письмо


А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»Л.Н. Толстой « Кавказский пленник»

В.Г. Короленко

« В дурном обществе»

В.П Астафьев

« Васюткино озеро»

Д.Дефо

« Робинзон Крузо»


дневник литературного героя

( по выбору 1 работа)

6

Упражнение 68

Памятное событие

Упражнение 105

Что я вижу из дома

Упражнение 244

Письмо другу

Упражнение 342

Описание местности

Упражнение 364

Описание картины Н.П. Крымова

« Зимний вечер»

Письмо, дневник

Дневник


Письмо


Дневник


Письмо другу

А.С. Грин

«Алые паруса»

В.П. Астафьев

« Конь с розовой гривой»

В.Г. Распутин «Уроки французского»


дневник литературного героя

7

Упражнение 48Впечатление от картины И.И. Бродского « Летний сад осенью»

Упражнение 87 Описание местности

Упражнение 233 И. Попова « Первый снег»


Упражнение 262 Описание наблюдений за выполнением какой-либо работы

Упражнение 353 Как наступает весна в вашем городе,селе?


Письмо другу





Дневник




Дневник



Дневник






дневник

Е.И. Носов

« Кукла»,

«Живое пламя»

Ю.П. Казаков

« Тихое утро»

дневник литературного героя

8

Упражнение 36 Лето закончилось…

Упражнение 105 Рассказать о своих планах.

Упражнение 182,188 « Мои первые впечатления»

Упражнение 219 Наблюдение за наступлением сумерек.

Письмо



дневник



дневник



дневник

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н. В. Гоголь

« Ревизор»

Н. Лесков

«Старый гений»




И.С Тургенев

« Ася»

(приложение 1,2)


А.П. Чехов « О любви»


дневник литературного героя

письмо


письмо франту

«Почему необходимо вернуть деньги»


дневник литературного героя


9

-


Н.М Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю Лермонтов

«Герой нашего времени»

дневник литературного героя


10-11

-


И.А. Гончаров

« Обломов»

А.Н. Островский

« Гроза»

Л.Н. Толстой

« Война и мир»

А.П. Чехов

« Ионыч»

( приложение 3)


дневник литературного героя



Работая по названной проблеме, могу отметить, что сочинение в форме дневниковых записей привлекает меня и моих учеников большими композиционными возможностями, определённой свободой выражения мыслей и впечатлений, движением души персонажа. В дневнике освещаются события и факты повседневной жизни, раскрываются характеры людей, выражаются взгляды, впечатления школьников, от лица которых ведется повествование.

Таким образом, вся описанная выше работа дает возможность ребятам свободно развиваться, а мне, их учителю, этот процесс контролировать и направлять.

Использованная литература:

Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004

Щербакова О.И. Виды сочинение по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.