12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Болдырев Юрий Юрьевич74
2

Статья «Современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка в школе»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

ИМЕНИ А.Д. ЗНАМЕНСКОГО


 


 


 


 


 

«Современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка в школе»


 


 


 


 


 

Учитель английского языка МБОУСОШ №13

имени А.Д.Знаменского

Болдырев Ю.Ю


 


 


 


 


 


 


 


 

Оглавление


 

Вступление 2

Варианты образовательных стратегий и причины ее принятия 3

Образовательная стратегия на уроках английского языка 4

Школа будущего. Какими характеристиками должна обладать школа

в 21-м веке? 9

Основные направления развития общего образования 10

Заключение 12

Список литературы 13


 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Вступление

 

При осуществлении образовательной практики, как известно, результат (выпускник с соответствующими характеристиками) может быть получен только по прошествии довольно значительного времени (5 лет для традиционной системы образования; при сегодняшней системе – от 4-х до 6-ти лет), причем, чем выше должна быть квалификация требуемого специалиста, тем большее количество времени необходимо затратить на его подготовку. Такой «отсроченный» результат требует довольно определенной организации образовательного процесса с тем, чтобы противостоять неконтролируемому «дрейфу» целей и задач обучения с течением времени.

Одним из элементов такой организации является современная образовательная стратегия. Современная образовательная стратегия должна отвечать на следующие вопросы: чему и как будем учить, в соответствии с какими этапами организовано обучение, какой результат намечено получить, в каких формах производится контроль и проверка результата усвоения учебного содержания, формирования у обучаемого требуемых качеств.

До недавнего времени вопрос об образовательных стратегиях не был актуальным, так как вся система массового образования в стране основывалась на единственной образовательной стратегии. В минувшие 10-15 лет набрал силу процесс диверсификации в прошлом единой системы образования, вследствие чего в обращение вошли разнообразные методы и формы организации обучения. В целях оценки и заимствования накопленного опыта в этой сфере, уместно его рассмотреть с точки зрения применяемых вариантов образовательных стратегий.

Необходимость в применении образовательной стратегии заключается в том, что она позволяет уяснить целостный образовательный процесс и его разновидностей, оценить его эффективность и продуктивность для каждого конкретного случая и предпринять осмысленные действия по его организации и привлечению необходимых ресурсов. На основе избранной образовательной стратегии может быть разработан принципиальный учебный план как для конкретной специальности (или даже для отдельных групп учащихся), так и для учебного подразделения в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Варианты образовательных стратегий и причины ее принятия.

 

В современной образовательной практике массового образования можно выделить три варианта применяемой образовательной стратегии:

1. Стратегия «воронки», применяемая при традиционной организации обучения - сначала учащиеся получают максимально широкий круг разнообразных знаний и представлений, которые по ходу обучения конкретизируются и специализируются.

2. Стратегия «подгонки», применяемая при практико-ориентированном обучении – обучение, понимаемое как процесс формирования у учащихся умений и навыков практической работы.

3. Стратегия «средового погружения», применяемая в основном при организации обучения по-иностранным языкам. Обеспечивающие взаимодействие и взаимосвязь индивидов и коллективов в культурно-нормированном окружении, а также коммуникационные компетенции.

Также можно говорить об образовательной стратегии для целого региона или страны, однако при современном уровне диверсификации образования и плюрализме подходов к образовательной практике образовательная стратегия такого уровня не находит себе применения. Здесь скорее нужно говорить об образовательной политике государственных и других органов управления, осуществляемой по отношению к субъектам образовательного процесса.

Школьное образование получают все, оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы – важнейшая среди проблем национального развития.

Принятые в последние годы меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», позволили добиться ряда позитивных изменений в системе общего образования, в том числе, в повышении его качества и доступности, улучшении учебной базы, информатизации учебного процесса, оптимизации сети образовательных учреждений и некоторых других. Появился и определенный опыт инновационного развития школы, опробованы новые формы управления и контроля качества образования.

Однако, несмотря на осуществленные меры по развитию школьного образования, рост выделяемых на эти цели ресурсов, в государственных институтах и обществе продолжает сохраняться устойчивая неудовлетворенность качеством получаемых школьниками знаний и их несоответствием общественным ожиданиям. Это объясняется тем, что образование стало базой, основываясь на которой люди выстраивают свои жизненные стратегии. Можно, в целом, констатировать, что в обществе вызрела потребность в новом качестве общего образования и формировании опережающей модели его развития.

Возрастания роли России как передовой экономической и технологической державы, одного из лидеров мирового научного развития.

 

3

Образовательная стратегия на уроках английского языка.

 

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых современных стратегий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть хобби, средством для работы, предметом изучения в школе или ВУЗе. Но он всегда остается красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения,  можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;

развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

 

 

 

4

технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;

личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;

технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Все вышеперечисленные стратегии не используются изолировано. Учитель находится в  постоянном творческом поиске, но урок  всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является  технология личностно-ориентированного  обучения, направленная  на  интеллектуальное  и нравственное  развитие личности.  Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому опираясь на свой опыт, могу предложить следующие подходы к построению урока:

при предъявлении учащимся учебного материала, ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;

излагать  учебный материал таким образом, чтобы он  расширял объём знаний  и преобразовал личный опыт каждого ученика;

организовывать  учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;

использовать различные формы  индивидуальной работы на уроке;

проводить  работу  с раздаточным материалом, работу в парах, группах,  работу с различными опорами;

группа  получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов);

стараться  активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;

обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку  результатов усвоения учащимися знаний, умений и  навыков.

 

5

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

Проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты. В реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывалось с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время работы над проектом ребята использовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из курса географии, биологии. При таком пересечении предметных областей у учащихся формировалось целостное видение проблемы. Они просматривали газеты и журналы, слушали новости в поисках примеров последствий экологических проблем. Затем они обменивались полученной информацией.

Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На заключительном уроке ребята, защищая свой собственный проект, затрагивали все стороны проблем окружающей среды. Дети доказывали необходимость той или иной иллюстрации в проекте. В итоге из лучших иллюстраций был составлен общий плакат, цель которого привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды и призвать соблюдать элементарные правила поведения для ее сохранения.

6

Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

Мы, учителя иностранных языков, всех наших учеников, таких разных по типу восприятия и обработки информации, темпераменту и мотивации к учебе, хотим научить языку нашим любимым, кажущимся нам обоснованным и испробованным способом. Для примера возьмем первый год обучения языку во втором классе. Наш самый главный принцип в обучении – от простого к более сложному. После освоения простейших диалогов-знакомств мы переходим к теме «Семья» и впервые знакомим маленьких школьников с артиклем. Пока что все просто, но с усложнением материала будут возникать определенные трудности. Можно попробовать начать учить детей изучать иностранный язык, знакомя их со стратегиями запоминания слов и артиклей, со стратегиями самостоятельной речевой практики, социального взаимодействия и другими, а также помогать маленьким школьникам формировать свой стиль учения. Изучив различные классификации стратегий отечественных и европейских авторов можно предложить свою классификацию современных учебных стратегий, которые можно представить следующим образом:

Учебные стратегии

Общеучебные Аффективные

Учебные специальные Социального взаимодействия

Когнитивные

Стратегии самостоятельной речевой практики

Лингвосистематизирующие

 

Учащиеся практически всегда применяют в учебном процессе стратегии, однако часто делая это неосознанно. Чтобы гибко и эффективно пользоваться стратегиями, они должны стать осознанными. Стратегии являются важными кирпичиками, позволяющими изучать язык самостоятельно. Это значит, что учащиеся должны в школе не только учить иностранный язык. Они, прежде всего, должны научиться учить и применять иностранный язык самым эффективным и успешным способом.

7

Изучение стратегий должно быть интегрировано в урок ИЯ, а именно

-через регулярный обмен опытом в классе, как учащиеся действуют, чтобы выполнить задание,

-через целенаправленную тренировку новых стратегий,

-через создание ситуаций, в которых учащиеся не могут справиться с заданием старыми способами.

Они должны выйти на формулировку обнаруженных проблемных противоречий и попытаться устранить их, самостоятельно найдя новый способ решения. При ознакомлении и тренировке в применении учебных стратегий учитель должен иметь в виду, что, сколько бы он ни предъявил новых стратегий, и как бы они ему ни нравились, его ученики должны иметь свободу действовать вопреки его настойчивым советам по-своему. Даже если он будет организовывать тренировку в их применении довольно часто, это останется лишь предложением. Ведь именно каждый конкретный ученик принимает для себя решение, эффективно ли работает выбранная стратегия, помогает ли она ему преодолеть трудности на пути к учебной цели, не идет ли она в разрез с его индивидуальными особенностями. Но заканчивая свои размышления об одном из способов упрощения учебного материала для учеников, я начинаю сомневаться, является ли формирование учебной компетентности или формирование автономной познавательной деятельности школьников этим упрощением. Возможно понимание того, что есть мой стиль учения, и каковы эффективные пути по достижению учебных целей, это продвижение учащихся на более сложную ступень своего развития. Очевидно, что становление нового качества на этапе восходящего процесса познания сопровождается как процессом усложнения, так и его полной противоположностью – процессом упрощения, которые выступают в диалектическом единстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

 

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

 

9

 

Основные направления развития общего образования

 

- Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

 

- Развитие системы поддержки талантливых детей

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

 

- Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей. Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования.

Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.

 

10

 

- Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

 

-Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

 

- Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.

Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.

 

 

 

11

 

Заключение.

 

Сегодня существует определенное количество образовательных стратегий. Для обучения английскому языку стратегия погружения является самой эффективной и интересной для учащихся, но каждый учитель имеет право использовать методы, средства и стратегии в обучении, которые подходят именно ему и его ученикам. Ведь подобрать правильный ключ, не так просто.

Говоря о стратегии в целом, можно выделить стратегию региона и государства. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В нашем государстве разработана стратегия образования в современной школе. Д.А.Медведев сказал: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

В реализации Стратегии развития России до 2020 года и перспективном развитии государства многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать ее дальнейшее прорывное развитие. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас еще учится в школе. Фактически школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом в построении нового общества.

Мы, учителя являемся двигателями образовательного процесса, и многое зависит от нас, какой именно станет наша школа и Россия в целом.


 


 

12

Список используемой литературы:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М:Аркти, 2000.

2.КоряковцеваН.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002

3.Интернет-проект «Учительской газеты» №1 от 22 февраля 2010 года 8 3.4. Р. Ф. Абдеев. Философия информационной цивилизации. Новый взгляд на категории «простого» и «сложного» при рассмотрении процессов самоорганизации. 2006.

4. Медведев Д.А. В России будет подготовлена национальная образовательная стратегия "Наша новая школа". http://www.rost.ru/print/themes/2008/11/051545_15534.shtml

 5.Игорь Шарыгин «НовыйМир"2004,N10 . 
6.
http://gzt.ru/education/2008/02/22/192714.html

7.Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

8.Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.