12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алёна Вадимовна200
Россия, Московская обл.

«Современный ребенок и информационная среда»

Материал подготовила:

учитель технологии Костюшина А.В.

В настоящее время среди детей имеются проблемы, к которым можно отнести низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей (что приводит к возникновению в подростковой среде напряженности, ксенофобии (нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как неприятного и опасного), агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям), несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей и подростков новым рискам, связанным с развитием Интернета и информационных технологий, нарастающим количеством противоправного контента.

В сообществе при изучении особенностей современных детей звучит тезис об уникальности современного поколения, которое активнее предыдущего живет в цифровой среде, социализируется в ней и налаживает все виды коммуникаций гораздо быстрей, чем в реальном мире. Сейчас таких детей называют «цифровыми аборигенами», а взрослых людей— «цифровыми мигрантами».

Количество цифрового контента на сегодняшний день очень велико, поэтому становится понятна озабоченность педагогов и родителей, связанная с высокими рисками для детей в интернет-пространстве.

Разные поколения отличаются друг от друга. Современный мир с годами непрерывно меняется. Скорость этих изменений постоянно растает. Сегодня ребенок сталкивается с высокотехнологичными достижениями фактически с самого рождения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, интернет и др. По результатам социологических исследований 92% пятилетних детей выходят в сеть вместе с родителями.

На сегодняшний день каждый рожденный ребенок растет в условиях, когда есть:

цифровые технологий;

интернет – доступность информации, доступность виртуальных коммуникаций, неограниченный поток информации;

товаронасыщение (можно купить все);

разнообразие социальных групп, иногда с асоциальной, агрессивной направленностью;

высокая скорость и большой объем информации, которые ведут к снижению памяти и внимания;

сокращение временного ресурса;

духовно – нравственные ценности общества и родителей, в котором развивается ребенок.

При этом нельзя исключать условия, в которых родился ребенок: семья, общество, знаковые исторические события в государстве и мире.

Вывод:

Таким образом, современные дети рождаются в той среде, которую сформировали мы, современные взрослые. Поэтому современный ребенок – это «продукт» современного общества.

Кроме того, информационная среда – это объективная реальность, которая влияет на современного человека, меняет мир, продолжает развиваться, и мы никак не сможем изменить ее.

Для того, чтобы понять чем современный ребенок отличается от нас, необходимо создать портрет современного ребенка, перечислив его особенности с 3 позиций:

педагога

родителями

ребенка

Задача нас педагогов: знать об особенностях современных детей, принять их и учитывать для эффективного взаимодействия.

Есть и субъективные факторы, с которыми должен работать педагог, используя информационно – коммуникативные технологии, современные методы и приемы обучения.

Существует такое понятие, как медиаграммотность школьника – это совокупность умений восприятия и оценка медиатекстов мультфильмов, обучающих видео, позволяющих преобразовывать воспринимаемую информацию с целью обогащения личностного опыта

Важно учитывать особенности взаимодействия школьников с цифровыми технологиями

«Естественная среда обитания»

Игровые мотивы

Отсутствие опыта и критического мышления

Взрослый – проводник в мир цифровых технологий

На основании вышеизложенного можно дать несколько рекомендаций для работы с современными детьми (школьниками):

Быть в курсе новых технологий и включать в работу современные виртуальные образовательные технологии («Виртуальная экскурсия», «Web – kvest», участие в онлайн – конкурсах, онлайн – олимпиадах), современные технологии, стендовые технологии.

Использовать возможности сети Интернет, современных инструментов коммуникации.

Среда социальных сетей является референтной для современных детей, в связи с чем необходимо использовать возможности данных площадок. Видео уроки, конференции, видео и аудио общение, быть в доступности и готовым ответить на сообщение. В социальных сетях возможно создание образовательных групп, обсуждений, работа над проектом. Формировать мотивацию к обучению у современного ребенка.

Большой интерес дети проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ребенка.

Поддерживать коммуникации внутри педагогического сообщества для обмена современными технологиями, средствами и приемами.

Но не стоит забывать, что Соцсети и интернет таят в себе и вполне конкретные угрозы для современного ребёнка. Перечислю самые основные:

нежелательное общение, в том числе с преступниками или людьми с психическими нарушениями;

опасный контент, включая материалы со сценами насилия;

виртуальная травля (кибербуллинг) как со стороны знакомых в реальной жизни людей, например одноклассников, так и абсолютно посторонних лиц.

А чаще всего главной психологической проблемой для подростков становится зависимость от социальных сетей. На неё указывают нежелание ребёнка ни на секунду расставаться со своими гаджетами, яростное сопротивление на любые попытки ограничить использование интернета и неадекватная, агрессивная реакция на вопросы о том, на какие сайты и зачем заходит.

Негативное влияние социальных сетей наносит вред не только психике, но и физическому здоровью ребёнка. У него снижается физическая активность, нарушается сон, возникают проблемы с вниманием и концентрацией. Часто интернет-зависимость сопровождается набором веса из-за переедания или другими расстройствами пищевого поведения. Страдают учёба, отношения в семье и с ровесниками.

Помимо угроз, некоторые онлайн-ресурсы помогают социализации ребёнка, позволяют находить друзей по интересам в разных городах и даже странах. Для многих подростков социальные сети становятся толчком к развитию креативности и творческих способностей, тинейджеры создают и показывают окружающим свою музыку, рисунки, фото- и видеоролики, хендмейд-вещи и другие работы.

Гаджеты и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Поэтому мы никак не сможем оградить детей от них. Так что основная задача, нас взрослых — научить современных детей безопасно пользоваться интернетом и показать, что мир не ограничивается экраном смартфона или компьютера.

Вывод: Меняется мир, меняются дети. Современному ребенку нужен современный педагог, современный родитель.

Используемая литература:

1. www. wikipedia. Ru

2. www. skillbox.ru

3. Книга Сравнение Технологий Прошлого и Настоящего Времени

4. www.kp.ru

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.