12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АННА40
педагог дополнительного образования
Россия
8

Создание театральных масок по мотивам работ Пикассо



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



t1615908406aa.png





Конспект учебного занятия

Тема: «Создание театральных масок по мотивам работ Пикассо»

В рамках творческого игрового проекта

«Создай шедевр. Искусство для детей»


Составитель:

Павловских Анна Сергеевна,

педагог дополнительного образования


ИЖЕВСК 2019

Цель:

Научить детей использовать инструменты кубизма в своих творческих и дизайнерских работах на примере театральных масок.

Задачи: 

-познакомить с творчеством Пабло Пикассо, с его профессиональной дружбой с русским балетом;

-научить делать самостоятельный выбор образного решения творческой работы через игровую технологию случайного выбора;

-воспитывать любовь к прекрасному.

Планируемые результаты: 

- научатся использовать инструменты кубизма на примере изготовления театральных масок;

- узнают о творчестве Пабло Пикассо, о его вкладе в искусство балета;

- осуществят свой творческий выбор при помощи игровых технологий самостоятельно;

- понимают, какие инструменты используются в искусстве для выражения мыслей и эмоций художника.

Методический совет: занятие может быть проведено на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Палитра.net». Можно проводить занятие как по предмету изобразительная грамота, так и по предмету компьютерный дизайн на усмотрение педагога.

Вид деятельности:

Рисование,  бумажная пластика, работа с бумагой и вспомогательными материалами, либо компьютерная графика (на выбор педагога).

Возраст: 8-9 лет.

Оборудование:

Цветовой круг Иттена, оснащенный спиннером и стрелкой, таблицы пластических решений образов с полотен Пикассо, игральные кубики, Дженга с характерными прилагательными на деревянных блоках, иллюстративный материал по творчеству Пикассо, по театральным маскам, бумага, краски, кисти, карандаши, клей, ножницы, пастель, компьютер с графическим редактором(Paint, Paint.net).

План занятия:

1.Организация начала занятия, теоретические знания 15 минут.

2. Постановка учебной проблемы 15 минут.

3. Практическая работа 40 минут.

4. Подведение итогов 20 минут.

Ход занятия:

1. Организация начала занятия, актуализация знаний, мотивация учащихся.

Приветствие, погружение в тему занятия. Презентация к занятию (Приложение 1).

Рассказ о художественном направлении КУБИЗМ в искусстве.

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.1

Знакомство с ярчайшим представителем кубизма Пабло Пикассо. (Слайд 2)

Кубизм в работах Пикассо отвергал традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Он означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Творческой целью Пикассо было конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше.2

Изучение портретного жанра в работах Пикассо в стиле кубизм. Инструменты кубизма на примерах работ художника: членение на квадраты и прямоугольники, создание пространства , 2d-эффект, использование фактур, более пластичных форм, искажение формы, пространства, ракурса, использование геометрических теней. (Слайды 3,4,5)

Сотрудничество Пикассо с Сергеем Дягилевым. Театральные декорации, костюмы и маски работы Пикассо к балету «Парад».

Пикассо и Сергея Дягилева познакомила их общая подруга — французская пианистка русского происхождения Мисиа Серт. Во время Первой мировой войны (1914—1918) Серт подружилась с поэтом Жаном Кокто, и в 1916 году он попросил ее помочь с постановкой придуманного им балета. Как пишет голландский историк Шенг Схейн в книге «Сергей Дягилев. "Русские сезоны" навсегда», возможно, именно Мисиа свела вместе создателей будущего одноактного балета «Парад» — уже упомянутого Жана Кокто, композитора Эрика Сати и Пикассо. Скорее всего, она же посоветовала им обратиться к Сергею Дягилеву, успевшему стать известным в Европе вместе со своей балетной труппой. Для Пикассо это был первый опыт работы над балетной постановкой, и он очень увлекся процессом. В то время художник уже вовсю практиковал кубизм, и это отразилось как на декорациях, так и на костюмах.3(Слайд 6, 7, 8)

Видео – отрывок из балета (Приложение 2).

Театральные маски.

Маска – это специальная накладка на лицо из какого-либо материала, надеваемая с целью не быть узнанным или для защиты. Происходит от французского слова «masquе», в русском языке слову «маска» соответствует слово «личина». Форма маски обычно повторяет человеческое лицо, в ней имеются прорези для глаз, иногда еще для рта и носа. Маска призвана изображать чужое лицо или представлять «безличность», «безымянность, скрывая часть лица или лицо полностью. 

В мировой театральной традиции с древних времен маски играют важную роль и являются атрибутом театрального действия. Театральные маски появились из обрядовых. Особенное значение маскам уделялось в восточных культурах. Их использование в театральной среде сохранилось до настоящего времени, хотя маски и претерпели изменения формы и выразительных средств. Традиционная форма маски бывает в виде накладки на лицо, что было присуще древнегреческому театру, буддистскому мистериальному театру, итальянской комедии дель арте (прообраз современных клоунов) и другим. Форма маски в виде грима присуща японским театрам Кабуки и Но.4 (Слайд 9, 10,11,12)

2. Постановка учебной проблемы.

Необходимо используя инструменты кубизма создать творческую работу – театральную маску. Цветовым решением работы должна стать классическая триада5, первый цвет определяется с помощью цветового круга, остальные основываясь на законы цветоведения (Приложение 3). Насыщенность и светлоту каждого цвета в творческой работе ученики определяют самостоятельно. Пластическое решение необходимо определить с помощью таблицы «Элементы маски» (Приложение 4) и игрального кубика. Бросков кубика должно быть пять: первым броском определяется форма лица, вторым – правый глаз, третьим – левый глаз, четвертым – нос, пятым броском – пластика носа. Характер и эмоциональную составляющую изображаемой маски определить с помощью игры Дженга. На деревянных блоках игры представлены следующие определения:

-счастливый

-грустный

-весёлый

-гневливый

-хитрый

-спокойный

-активный

-яркий

-тусклый

-громкий

-мелодичный

- колючий

- размеренный

- гордый

-властный

- усталый

- энергичный

Необходимо каждому учащемуся по очереди вытянуть блок с определением, при этом не уронив башню. Определение поможет при помощи изобразительных средств создать эмоциональный образ маски.

3. Практическая часть. Создание театральных масок в стиле кубизм Пабло Пикассо.

Отрисовка, декорирование, роспись, вырезание маски по заданным параметрам, либо рисование маски в графическом редакторе (на выбор педагога).

4.Подведение итогов. Просмотр творческих работ учащихся.

Защита готовых масок, представление каждым учеником характерных особенностей своей маски, её цветового, пластического и эмоционального решения.

Защита творческой работы каждым учащимся состоит из ответов на следующие вопросы:

Какие инструменты кубизма вы использовали в своей творческой работе (деление на геометрические фигуры, плоскостная передача объёма, условность)?

Охарактеризуйте цветовое решение своей творческой работы: дать определение классической триады, пояснить классическую триаду на примере своей работы, объяснить световое решение цвета в работе исходя из попавшихся эмоциональных определений на блоках Дженги.

Помогли ли игры для осуществления выбора цвета, пластики, эмоциональной окраски образа в создании творческой работы?

Какие приемы изобразительного творчества ты придумал в этой работе сам?


Приложение 3.



t1615908406ab.jpg


Приложение 4.

t1615908406ac.jpg

5 Классическая триада - это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. (Приложение 3)

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 19.03.21 в 07:30 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.