12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Екатерина677
Россия, Ярославская обл.
1

Сравнительный анализ связного высказывания у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи

Сравнительный анализ связного высказывания у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи

Речевое развитие ребенка протекает по определенным закономерностям, и более поздние этапы могут наступать только после того, как пройдены более ранние. Связная речь начинает формироваться только тогда, когда у ребенка появляется потребность в ней [3].

Охарактеризуем, как развивается связная речь у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи.

Связная речь у детей без речевой патологии развивается постепенно, вместе с развитием мышления, деятельности и общения. В дошкольном возрасте речь отделяется от непосредственного практического опыта [6].

Понимание речи развивается быстрыми темпами на 3-м году жизни. Около 1,5-2 лет ребенок начинает говорить отдельными короткими фразами. В 2-3 года появляются элементы связной монологической речи. С 4-5 лет происходит переход от ситуативной речи к контекстной, усложняется структура предложения. Ребенок может с помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.С 5-6 лет начинается интенсивное овладение монологической речью, потому что к этому времени завершается процесс фонематического развития связной речи, и дети усваивают синтаксический и морфологический строй родного языка [1].

В старшем дошкольном возрасте снижается характерная для младших школьников ситуативность речи. Дошкольники осваивают различные типы связных высказываний, особенно хорошо развито описание и повествование (с 4 лет) с опорой на наглядный материал и без него. А на 7 году жизни становятся доступны и короткие рассуждения.

Становится сложнее синтаксическая структура рассказа, возрастает количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений[8].

Однако, полноценно овладеть навыками монологической речи можно только в условиях целенаправленного обучения. Формирование специальных мотивов, различных видов контроля и самоконтроля, потребностей в употреблении монологических высказываний, усвоение синтаксических средств построения развернутого сообщения - вот необходимые условия успешного овладения монологической речью.

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи[7].

Рассмотрим, как общее недоразвитие речи влияет на связную речь детей. Как уже отмечалось выше, связная речь развивается поэтапно. При ОНР формирование речи на ранних этапах запаздывает, то есть и все речевое развитие отстает по срокам, искаженно формируется на всех остальных этапах и отклоняется от своего нормального хода.

Одним из важных симптомов общего недоразвития речи является нарушение связности. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и монологах дошкольников, трудностях программирования содержания своих высказываний и их языкового оформления. Наблюдаются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существительных, фрагментарность изложения, нарушения временных и причинно-следственных связей в тексте.Эти особенности объясняются низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, неумением выделять главные и второстепенные элементы и устанавливать связи межу ними. Дети не могут четко построить целостную композицию текста. Так же отмечается однообразие и бедность применяемых языковых средств[2].

При несформированной связной речи наблюдаются запинки, повторения, паузы (паузы поиска – говорящий не может найти нужное слово, паузы колебания – говорящий чувствует ошибку и обрывает речь, паузы хетизации – возникают на границе слов) [5].

Для каждого уровня речевого недоразвития можно отметить свои особенности развития связной речи. Мы более подробно остановимся на III уровне.У детей этого уровня речевого недоразвития имеется развернутая фраза, но связная речь сформирована недостаточно, ограничен запас слов. Речь стереотипная, встречаются одинаково звучащие слова, которые можно различить только от ситуации общения.При пересказе текстов у детей с ОНР отмечаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуски отдельных звеньев, «потеря» действующих лиц [4].

Рассказ-описание малодоступен детям с ОНР. Наблюдаются значительные трудности при описании предмета по плану. Обычно дети вместо рассказа перечисляют отдельные признаки или части объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческий рассказ детям с недоразвитием речи дается трудно. Они затрудняются в определении замысла рассказа, в последовательности изложения действий сюжета. Творческое задание нередко заменяют пересказом знакомого текста. Фактический рассказ малодоступен.

В рассказе по сюжетным картинкам тоже наблюдаются трудности. Многим детям он доступен только лишь при наличии наводящих вопросов или указаний педагога. Дошкольники не улавливают сюжет, не выделяют основных действующих лиц сюжета, незначительные детали принимают за важные и наиболее главные.

Экспрессивная речь детей служит средством общения, только если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов и подсказок.В редких случаях дети сами инициируют общение, они очень редко обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождаются рассказом. Это все очень затрудняет процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы [8].

Таким образом, развитие связной речи в норме и при ОНР существенно отличается. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Как следствие, ограничиваются коммуникативные потребности и познавательные возможности детей, а это препятствует успешному обучению их в школе.

Выводы по I главе:

1.ОНР– сложное нарушение, при нем страдает развитие всех компонентов речевой системы. У детей с III уровнем недоразвития речи наблюдается неточное знание и употребление многих слов, недостаточная сформированность грамматических форм и категорий языка, встречающаяся в ошибках согласования и управления. Имеется неустойчивость внимания, отстает развитие словесно логического мышления, снижена вербальная память, недостаточная координация движений, нарушения эмоционально - волевой сферы.

2.Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития связной речи, потому что именно в этот период у ребенка возникает потребность в ней. Возникают новые виды деятельности, которые требуют более развернутого общения. Одной из важных задач педагога является формирование связной речи как монологической, так и диалогической.

3.Связная речь у детей без речевой патологии развивается постепенно, вместе с развитием мышления, деятельности и общения. Дошкольники осваивают различные типы связных высказываний. При ОНР недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и монологах дошкольников, трудностях программирования содержания своих высказываний и их языкового оформления. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.


Библиографический список

1.Башкина, С.В. Особенности формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе группе [Текст]/ С.В.Башкина//Логопед в детском саду.-2012.-№6. - С. 23-34.

2.Валуева, Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов[Текст]/Я.В. Валуева// Логопед.- 2014.-№1.-С.102-112.

3. Грошенкова, В. А. Формирование связного речевого высказывания у дошкольников 5-6 лет с нарушениями речи [Текст] / В. А. Грошенкова, Н. В. Рыжова // Ярославский педагогический вестник. Т. 2. Психолого- педагогические науки. - 2014. -№4. -С. 145-148.

4. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М.: СПб.: «Союз», 2004. – 224 с.

5. Никитина, А. Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей [Текст]/ А.Ю. Никитина// Логопедия.-2003.-№1-2.– С. 69-72.

6.Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей[Текст]/Л.Г. Парамонова.-СПб.:ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-176 с.

7. Тимофеева, Н.Ф. К вопросу о формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня [Текст]/Н.Ф. Тимофеева//Логопед.-2017.-№5.-С.16-28.

8. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]/ Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. -256 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.