12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михалкина Алина Алексеевна35
Учитель начальных классов
Россия, Мордовия респ., Саранск
1

Статья на тему ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК

ББК



ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Аннотация. В данной статье рассматривается осуществление компетентностного подхода в начальной школе. Предоставлен анализ основных положений по формированию коммуникативной компетенции посредством создания письменного текста у младших школьников.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетенция, основные виды текстов, признаки текста, повествование, описание и рассуждение.



FEATURES OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH THE CREATION OF A WRITTEN TEXT IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN





Abstract. This article discusses the implementation of the competence approach in primary school. The analysis of the main provisions on the formation of communicative competence through the creation of a written text for younger schoolchildren is presented.

Keywords: competence approach, communicative competence, the main types of texts, text features, narration, description and reasoning.

В настоящее время можно встретить определение коммуникативной компетенции в словаре-справочнике по методике преподавания русского языка, там говорится что, коммуникативная компетенция представляет собой термин, который указывает на знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, способность пользоваться средствами языка и механизмами речи – говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей населения. Коммуникативная компетенция является особой характеристикой языковой личности. Коммуникативная компетенция строится по факту освоения естественной речевой деятельности и в условиях специального обучения.

Д. Хаймс ввел термин «коммуникативная компетенция» в формулировку основ знаний о правилах языковой коммуникации, которые охватывают ее процедуру, этикет, ритуал, и поведение коммуниканта. С точки зрения Е. А. Бахаревой, коммуникативная компетенция включает в себя процедуру общения и может подключать к речи разные высказывания [3, с. 730].

Е. Д. Божович сформировал коммуникативную компетенцию представленную в форме коммуникативных стратегий, приближенных индивиду или группе индивидов. Коммуникативная компетенция должна состоять из коммуникативной интенции, коммуникативной конвенции, коммуникативной перспективы, коммуникативной цели, коммуникативной тактики и коммуникативного опыта [4, с. 35].

Е. В. Клюев, определяет коммуникативную компетенцию как специализированное обучение, с помощью которого можно изучать языки, которые необходимы в результате общения, получение новых коммуникативных образцов. Проблема коммуникативной компетенции совершенствуется, когда формируются настоящие процессы и особенности изучения языка в социуме [5, с. 112].

Е. Д. Божович, считал, что к особенностям формирования языковой компетенции можно отнести: изучение младшими школьникам важных понятий по фонетике, орфографии, орфоэпии, грамматике, синтаксису и тому прочее; развитие навыков речи, как в учебной, так и в коммуникативной деятельности, в итоге это увеличивает ее уровень [4, с. 35]. Речевая компетенция строится на устной и письменной речи, включая диалогическую и монологическую форму и становится одним из компонентов речевой подготовки младшего школьника. С помощью речевой компетенции можно определять мысль устных и письменных высказываний; строить диалог по правилам речевого этикета; воспринимать в коммуникативном отношении устные и письменные связные высказывания, которые определяют знания младших школьников о предмете разговора, их мысли, чувства, намерения; желание восстанавливать взаимодействие с окружающими, осваивая свои высказывания.

Развитие коммуникативной компетенции в начальной школе находится в приоритете видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Говорение содержит в себе диалогическую и монологическую речь и предусматривает формирование системы коммуникативных умений: играть диалог, который предлагается коммуникативной учебной ситуацией (темой) и целью общения (речевое задание); придерживаться правил речевого этикета; применять целесообразную лексику и разные формы обращения; придерживаться нормам русского литературного языка и др. У младших школьников развиваются умения монологической речи от дословного пересказа, формирование текста похожего на рассказ по опорным словам, рисункам, плану и без них, с ориентацией на слушателя и т.д. В образовательном процессе проводится оценка диалогической и монологической речи, позволяющая передать уровень речевой деятельности младшего школьника и оказать влияние на коммуникативную культуру младшего школьника. Чтение как особый вид деятельности, состоит из: оценки информации; обсуждения смысла прочитанного; письмо как форма символической коммуникации, приводящее в действие формы внимания, восприятия, памяти, ассоциаций с конкретными знаниями и особым контекстом. Поэтому младшие школьники соблюдают взаимосвязь с окружающей средой, и строят собственное коммуникационное пространство. Развитие коммуникативной компетенции в начальной школе оказывают влияние на иные виды деятельности. Заинтересованность в них обусловлено, к разным видам художественного творчества (выразительное чтение, рисование, занятия музыкой, лепка, изготовление аппликаций и т.д.) которые доступны и нравятся во время занятий детям, так же зависят от возраста детей, что основывается на естественном состояние их непосредственности. Коммуникативная компетенция в начальной школе развивается посредством учения не только в школе, но и по средством семьи, друзей, политики, религии, культуры. Состоит она так из структурных компонентов, и у взрослого человека и у детей, только различие смысловым наполнением и возрастными особенностями присущими развитие языковой и речевой компетенций [6, с. 125].

Содержание, методы и средства в начальной школе, способствует благоприятному развитию коммуникативной компетенции младших школьников. Коммуникативная деятельность субъектов – это взаимное целеполагание, планирование, коррекция действий и оценка достигнутых результатов. Оценка коммуникативной компетенции представляется в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. В начальной школе приобретается потребность в коммуникативной деятельности, следует учитывать ценностное отношение к взаимодействию. В начальной школе учат умению развитию целей общения. Информационный запрос, обмен информацией, аргументация, презентация, эмоциональное самовыражение, мотивированный отказ влияют на благоприятные цели коммуникации. На уроках в начальной школе нужно отвечать устно, в связи с этим обязаны быть развиты коммуникативные учебные действия. Ученик выстраивает свою речь, правильно отвечать на вопросы, проводить взаимный контроль в совместной деятельности, хорошо расценивать свое поведение и поведение окружающих.




Формирование речи младшего школьника, происходит за счет языковых норм, проводится работа изучением лексикона и грамматического речевого строя, строится монолог. На уроке определяются понятия о стилях и типах речи, об особенностях строения текста. Занимаясь изучением связной речи, младшие школьники рассматривают понятие «Текст». Определяют признаки, определяют понятие темы, основной мысли, абзацного членения и т.д. Основного определения термина «текст» не существует. Выделяются признаки текста:

1. Членимость это когда текст состоит из несколько предложений.

2. Смысловая цельность это когда создается цельный по смыслу текст. К этому же относится завершённость высказывания. Признаками текста является присутствие главной мысли, которая несет задумку автора. Любой текст является самостоятельным законченным высказыванием, можно дать ему заголовок.

3. Структурная связность. Предложение строится на основании предыдущего, приобретая смысл. Эти признаки рассматриваются в начальной школе в блоке «текст».

Формирование связной речи содержит следующие компоненты: изучение темы текста, определение ее в своем монологе, рассмотрение мысли автора, использование ее в своем монологе, расставление предложений в особом порядке, присущим логике изложения.

Не смотря на значения предложений, применяемых в монологах, существует три типа текстов: повествование, описание, рассуждение. Повествование – функционально-смысловой тип речи, состоящий из рассказа изменяющих событиях в хронологической последовательности. Для формирования повествования применяются специальные языковые средства. В процессе обучения младших школьников образованию текстов-повествований, следует изучать системный подход. Состоит он из трех ступеней: Подготовительный этап. Младшие школьники определяют термин «текст», рассматривают его признаки, пишут план и определяют ключевые слова. Теоретико-практический этап. У младших школьников в начальной школе проходит изучение повествовательных текстов. Рассматриваются их особенности, инструменты написания письменных высказываний различных по жанровой стилистике. Практический этап. Младшие школьники пишут тексты повествовательного типа. Учитель строит урок на содержательной части, строению и языковым средствам. Описание – функционально-смысловой тип речи, состоящий из образца монологического высказывания, состоящий из названых признаков и особенностей предметов и находящее для этого определённое речевое строение. При описании можно рассказать о пейзажах, раскрыть красоту человека или животного, рассмотреть свойства неодушевленных предметов, изучить их признаки.

Л. Н. Потураева проанализировала особенности использования в учебниках по русскому языку для начальной школы различных текстов и так же дидактического материала при рассмотрении предмета на коммуникативной основе [1].

Исследование подтвердило, в качестве дидактического материала для изучения русского языка в младшей школе используются тексты всех типов, так же смешанные, такие как повествование с элементами описания. Наличие многих текстов различных жанров у младших школьников способствует формированию представления о жанровом многообразии повествования как типа текста [2].



Список использованных источников

1. Потураева, Л. Н. Функциональные типы текста в изучении русского языка на коммуникативной основе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. / Л. Н. Потураева. – Таганрог, 2002. – 150 с.

2. Саломатина, Л. С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов / Л. С. Саломатина. – М.: Прометей, 2016. – 298 с.

3. Бахарева, Е. А. К проблеме определения понятия «коммуникативная компетенция» / Е. А. Бахарева. – Текст : непосредственный // В сборнике: Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития. сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Пинск. 2021. – № 1. – С. 728-735.

4. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович. Текст : непосредственный // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 3344. 

5. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие для ун-в и ин-в. / Е. В. Клюев. – Москва : КЛАССИК, 2002. – 320 с. ISBN 978-5-600-00812-0. – Текст : непосредственный.

6. Судакова, Н. А. О коммуникативной компетенции школьника / Н. А. Судакова. – Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. Томск. – 2012. – № 6 (15). – С. 124-127.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.