12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мацкая Инесса Николаевна421
Россия, Костромская обл., Кострома
1

Статья "Основы профессиональной компетентности педагога"




Статья



по теме:

«Основы профессиональной компетентности педагога»



                                                             Мацкая Инесса Николаевна,

                                                            учитель английского языка

                                                                     МБОУ СОШ №7 города Костромы





Аннотация

Современное общество выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Эти важные личностные качества учителя помогают обеспечить качественное образование и воспитание современных школьников и являются условием эффективности организации и образовательного процесса в целом. Эта статья написана на основе личного многолетнего опыта работы в средней школе и показывает основные способы повышения собственной профессиональной компетентности.


Основная часть

1. Определение профессиональной компетентности.

Необходимо начать с определения профессиональной компетентности педагога. «Способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками» (В. Г. Суходольский)

Профессиональная компетентность учителя – это необходимые личностные и коммуникативные качества для успешной педагогической работы, а также его знания и личный опыт. Учитель должен постоянно обучаться, совершенствовать свои навыки и умения, творчески развиваться, уметь быстро адаптироваться, а также находить общий язык с учениками и их родителями.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.


2. Основные элементы педагогической компетентности.

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить следующие:

- специальная компетентность в преподаваемой дисциплине, а именно знания по предмету, квалификация, опыт;

- методическая компетентность, то есть применение различных методов обучения, знание дидактических методов и приемов, знание психологических механизмов усвоения знаний;

- психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения – это умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществление индивидуальной работы с обучающимися, знание возрастной психологии, умение пробуждать интерес к предмету;

- дифференциально-психологическая компетентность - умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучающихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей;

- рефлексия педагогической деятельности - умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть недоработки в своей работе, желание самосовершенствоваться.


3. Из личного опыта работы.

Вся моя трудовая деятельность проходит в средней школе. Я преподаю английский язык более 30 лет. Имею опыт работы с детьми всех возрастных групп. В этой статье хочу поделиться своим способами и методами повышения педагогической компетентности.

Главным в своей работе считаю создание в образовательной среде благоприятных, безопасных условий развития для каждого обучающегося. Учитель должен проявлять свои лучшие личные качества как тактичность, отзывчивость, справедливость, оптимизм, терпение, чувство поддержки и огромная любовь к детям, к своей профессии, а еще он должен быть высоких моральных качеств и с высоким уровнем профессиональной подготовки. Для учителя важным является его положительный эмоциональный настрой, умение побороть свое плохое настроение, уметь поддерживать конструктивные контакты с учениками, родителями, коллегами, администрацией школы, строить грамотные взаимоотношения с ними, выбирать целесообразные меры воздействия. В своей педагогической деятельности я стараюсь реализовать все эти требования.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. Чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство, постоянно обучаюсь на курсах повышения квалификации и не только языковые курсы, но и обучение современным методикам преподавания, что является основой профессионального мастерства учителя. Стараюсь посещать семинары и видеоконференции в прямом эфире, уроки коллег по школе для изучения различных педагогических технологий, а также делюсь и своим опытом работы, провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия по предмету.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию является одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности. Присвоение категории - это показатель уровня его профессионализма и качества учительского труда. Сегодня она должна быть не только диагностической, оценивающей процедурой, но и прогностической, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке. Считаю, что каждый учитель должен постоянно проходить аттестацию и стремиться повысить свою квалификационную категорию. Ведь аттестация стимулирует рост квалификации педагога, результативности труда. В своей педагогической работе я была аттестована неоднократно присвоением мне высшей квалификационной категории.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет владение современными образовательными технологиями, методическими приемами и его инновационная деятельность. Развитие современного мира диктует необходимость овладения информационно-коммуникационными технологиями и внедрением их в учебно-воспитательный процесс. Используя новые информационно – коммуникационные технологии, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования. С помощью информационных технологий и программного обеспечения я создаю электронные презентации, раздаточный материал, грамматические и лексические тесты на закрепление и проверку знаний.

Использование интернет ресурсов способствует составлению определенных тестовых заданий и упражнений различного уровня сложности, как для текущего контроля, так и для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Составляю свои рабочие программы по английскому языку и внеурочной деятельности в соответствии со стандартом образования, знакомлюсь с материалами педагогических сайтов Интернета и методической копилкой учителей. Имею целый багаж своих собственных методических разработок уроков и внеклассных занятий. При создании методических материалов учитываю возрастные психологические, физиологические особенностей учащихся, а также особенности классов в параллели.

Важно построить урок, соблюдая все дидактические принципы:

- сознательности и активности,

- принципы наглядности,

- доступности,

- научности,

- связи теории с практикой.

Интересны и познавательны нестандартные типы уроков: урок-праздник, урок- путешествие, проект, исследование, дискуссия, урок-игра. Методические приемы и учебный материал на таких уроках должны быть правильно подобраны по возрасту и уровню развития обучающихся. Мотивирует учащихся к активной работе на уроке использование интерактивных тестов, видеороликов и аудиозаписей.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов является наиболее эффективным средством установления и поддержания связей среди педагогов. В своей профессиональной деятельности считаю важным взаимоотношения в педагогическом коллективе, стараюсь выстраивать их по принципу тесного сотрудничества, взаимопонимания, дружеских отношений. Часто проводим совместные внешкольные мероприятия и интегрированные уроки. Взаимоотношения с коллегами строятся на основе доброжелательного, уважительного отношения к их профессиональным знаниям и жизненному опыту.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях – одно из средств повышения профессионализма педагога. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, способствуют профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку. Стараюсь участвовать в различных конкурсах педагогического мастерства. Уверена, что такая педагогическая деятельность способствует распространению инновационного опыта. Мой последний опыт участия в международном конкурсе методических разработок уроков Победы в 2020 году принес мне успех и я стала победителем в номинации «Лучший урок педагогов мира».

                                                        Заключение

Не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Ведь развивая одну из компетенций, педагог развивает и все остальные. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, творческие личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Прочные профессиональные знания и умения в области педагогики, постоянная работа над собой – это необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

Хочется закончить статью цитатой Питера Вейлла, с которой я полностью согласна: «Быть компетентным – значит знать, когда и как действовать».

Литература

1.Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

2.Шкутина Л.А., Рымханова А.Р., Мирза Н.В., Карманова Ж.А. Содержательная структура профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования. Научное обозрение. Педагогически науки. №3, 2017. - С. 130-136.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.