12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванина Ольга Константиновна142
Россия, Тульская обл., Тула

Статья по теме «Современное образование: теория, методика и практика»

Ванина О. К.,

Тула, учитель биологии и географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1 - гуманитарно-математический лицей имени Героя России Горшкова Д.Е.»


Аннотация: Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность.


Ключевые слова: современные образовательные технологии, биология, приемы и техники, познавательная мотивация, требования ФГОС.


Работая учителем биологии, я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету.

Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 65 стран с учетом ошибки измерения составляет:

39 место по естественнонаучной грамотности;

В последние годы все чаще можно слышать, что у современных детей нет интереса к учению, нет потребности в знаниях. Понятно, что если обучающийся относится к получению знаний, к учению равнодушно, без интереса, не осознает потребности в знаниях, то успешного обучения и положительного результата не будет. Поэтому перед педагогами стоит задача сформировать у школьника положительную мотивацию к учебной деятельности. Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…
Ш.А.Амонашвили
Следовательно, одним из условий эффективности учебного процесса является формирование познавательного интереса у школьников. За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. По мнению П.М Скворцова главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Выпускник современной школы станет успешным, если он умеет:

адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

самостоятельно критически мыслить,

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Проблема заключается в поиске педагогических условий для развития естественной познавательной мотивации ребёнка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Правило первое: главное в любой постройке – прочный фундамент. В образовательном процессе это современные ключевые компетентности: информационная, познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, саморазвития и самоорганизации.

Правило второе: смена приоритетов, повышение уровня профессионализма учителя-исследователя.

Анкетирование показывает, что у большинства учащихся низкий уровень познавательной мотивации. Несмотря на все эти проблемы, требования к знаниям, умениям и навыкам всех учеников одинаковы. Таким образом, поиск наиболее оптимальных педагогических технологий, методических приемов, обеспечивающих реализацию требований ФГОС к учащимся школ является насущной необходимостью. Все это привело к возникновению данного опыта.

Таким образом, в результате систематической индивидуальной работы с учащимися, интересующимися биологией у них возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение активно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность в решении задач биологического содержания, стремление к выполнению заданий повышенной трудности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать: Мотивация к учению; Познавательную активность на уроках; Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; Формирование УУД (универсальных учебные действия).

Выстраивая стратегию мотивации, я определила ряд противоречий, которые необходимо было преодолеть, а именно: противоречие между повышенным интересом к предмету и отсутствием знаний в практической значимости предмета; между низкой познавательной мотивации и высокими требованиями ОГЭ; между высокими предметными знаниями и умениями и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.

В  результате  перегрузки  информацией  у современных  снижается любознательность, падает  интерес  к   учебным  предметам, уровень  полученных  знаний оказывается  низким. Среди  многих  причин  нежелания  школьников  учиться - недостаток  внутренней  мотивации.

Познавательная мотивация -выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

В основе системы моей педагогической деятельности по развитию мотивации к учению на уроках биологии лежат идеи классиков психологии и педагогики: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.К. Марковой. Реализацию этих идей мы находим в ФГОС по биологии. Сказать новое слово в этой области невозможно, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета: придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии именно для учащихся нашей школы.

Требования ФГОС к результатам обучения по биологии.

личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

Предметными 

1)Знать закономерности развития живой природы;

2) объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.

От меня, как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы ученики почувствовали свой успех. И для этого мне необходимо использовать различные методики обучения, использовать новые образовательные, в том числе информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, активные методы обучения, В итоге были усовершенствованы уже известные и родились мои собственные приёмы и находки: Карусель, Броуновское движении, Семантизации, Аквариум., Логические приемы, Решение познавательных задач, Моделирование (биологических объектов), Синтез, Метод "Фишбоун", «Фантастическая добавка», Жоккей и лошадь, Кроссенс.

А теперь несколько конкретных приемов на уроках биологии.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (3 участник пробегает через разомкнутые рук). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (участник 1 и 2 протягивают и соединяют руки), которые словно сеточка закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3 участник застревает), они закрывают прорыв. Так образуется тромб.

Приёмы «Я пакую свой багаж», «Весы» для постановки обучающимися цели учения

В первом случае - «Я пакую свой багаж» - ученикам предлагается собрать «свой багаж знаний», составить список того, что они уже знают и список того, что им необходимо, как они считают, узнать на уроке.

Во втором случае - «Весы» - учащиеся «взвешивают» свой личностный опыт и знания: ставят на одну чашу весов всё, что они уже знают и умеют в рамках данной темы, а на другую - то, что «я не знаю и не умею, но хочу научиться делать и узнать на уроке»

Особую трудность у учащихся вызывает самостоятельная учебная деятельность, нахождение межпредметных связей и применение знаний на практике. Для развития мотивации к изучению биологии использую межпредметные связи не только с науками естественного цикла (география, химия, физика), но и с литературой, кинематографом, искусством. Данные методы позволяют не только повысить интерес к биологии и к другим естественным наукам, но и к литературе, что я считаю достаточно важным и особенно актуальным в настоящее («нечитающее») время.

Использование синема-технологий (фрагментов фильмов) для постановки проблемы на уроке

1. Фрагмент фильма «Мумия». Могут ли скелеты, вооружившись мечами, сражаться с главными героями фильма? (8 класс тема «Опорно-двигательный аппарат»)

2. Фрагмент фильма М. Захарова «Формула любви». Граф Калиостро по собственной воле замедляет, а затем полностью останавливает свое сердце. Такое возможно? (8 класс тема «Сердце»)

Использование фрагментов из произведений литературы для постановки проблемы на уроке

1. У. Шекспир «Гамлет». Убийство отца Гамлета собственным братом, который влил яд в ухо спящему королю. (видеофрагмент урока 8 класс тема «Слуховой анализатор»)

2. А. Беляев «Человек-амфибия». Был ли прав Беляев, называя главного героя амфибией? (7 класс тема «Земноводные»)

Разнообразить формы деятельности обучающих на уроке, способствовать развитию мотивации к изучению предмета биология мне помогают методики деловых игр (на обобщающих уроках, например, урок «Суд над бактериями»),

Повысить результативность учебного процесса по предмету посредством использования исследовательской деятельности, которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности, ориентированных на практику.

Результативность опыта можно оценить по такими критериям, как результаты анкетирования учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и отдельным предметам», показывающие, что мотивация к изучению биологии у учащихся выросла; увеличение количества выпускников школы, выбравших сдачу биологии в форме ОГЭ; увеличение количества учащихся, посещающих кружок по биологии; позитивная динамика обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.

7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.