12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкова Ирина Николаевна1555
Закончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Награждена знаком "Почетный работник общего образования России"
Россия, Саратовская обл., р.п. Сенной
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»
4

Сценарий методического семинара «Обобщение опыта работы по ТРКМСЧП»

Сценарий методического семинара

«Обобщение опыта работы по ТРКМСЧП»

Слайд № 1.

Мы предлагаем вашему вниманию практико – ориентированный семинар

Слайд № 2.

Эпиграфом к семинару могут служить следующие слова: «Есть много методов обучения. Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты».

Поэтому наш семинар не теоретический, а деятельностный.

Слайд № 3.

Цель семинара: получения профессиональных знаний и информации через деятельность

Слайд № 4.

Задачи:

1) акцентировать практическую составляющую педагогической технологии;

2) побудить педагогов к активной познавательной деятельности;

3) рассмотреть как можно больше методических приемов педагогической технологии.

Мы предлагаем изучение педагогической технологии, в ее же технологии. Для изучения вы выбрали и предлагаем вам научный текст, т.к. он является самым сложным для изучения.

Педагогам предлагается использовать методические приемы: кластер, «Таблица – синтез», диаманта.

Форма проведения семинара: групповая.

Слайд № 5. Маршрут семинара:


 

 

Технологические этапы

 

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

Осмысление содержания:

Рефлексия:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных

целей обучения

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения

размышление, рождение нового

знания;

постановка учеником новых целей обучения


 

Все чаще на разных уровнях – от школьного педсовета до выступления в СМИ членов правительства – мы слышим страшилку «ФГОСТ II поколения».

И понимаем - это та реальность, в которой нам, хотим мы этого или не хотим, предстоит работать в ближайшем будущем. Новые стандарты ставят перед школой новые цели и задачи, выдвигают новые требования к профессиональной компетенции учителей.

Мы с вами уже давно перестали быть для детей основным источником информации, и для некоторых, особенно продвинутых учеников информация, которую мы им транслируем, не является бесспорной. Наверное, каждому из присутствующих здесь приходилось слышать от учеников слова: «А вот я читал в интернете, или … а по телевизору показывали…»

Перед учителем уже не ставиться задача дать учащимся определенный объем фактических знаний и проверить степень их усвоения. Учитель должен научить ребенка самостоятельно добывать знания из различных источников информации, соотносить с уже имеющимися знаниями и уметь применять их в повседневной жизни.

Скорее всего, в этом есть свое «зерно»: объем информации возрастает в геометрической прогрессии, она становиться более сложной, к тому же информация имеет способность терять свою актуальность и это происходит гораздо быстрее, чем нам бы хотелось. Возрастают требования к учащимся.

В современной школе работают учителя – предметники, в совершенстве знающие свой предмет. Этому нас научили ВУЗы, отшлифовал немалый педагогический опыт работы. Перед учениками мы выдвигаем требование – знать одинаково хорошо все предметы школьной программы, а их в среднем – 14.

Конечно, без нашей помощи эта задача невыполнима.

Нам необходимо выбрать такие методы и формы обучения, которые удовлетворяли бы всех субъектов учебного процесса и учащихся, и учителей, и родителей.

I.Вызов.

От чего же зависят выбранные нами формы и методы обучения?

Почему один учитель предпочитает метод защиты проектов, другой - ставит в начале урока проблему и на протяжении урока решает ее, третий – исследовательский метод?

Это зависит от выбранной педагогической технологии.

Учитывая все вышесказанное, как вы считаете, о чем на нашем семинаре пойдет речь?

О педагогической технологии

Слайд № 6 (формулировка темы)

С какой целью педагогические технологии внедряются в образовательный процесс?

Найти оптимальные формы и методы обучения (целеполагание)

Для чего?

Чтобы повысить качество знаний.

Что нужно сделать, чтобы применить педагогическую технологию в своей деятельности?(формулирование задач)

Изучить теоретические основы технологии, первоисточники, передовой опыт применения этой технологии.

Какие современные педагогические технологии вы знаете? (актуализация знаний)


 

Вывод:

тема нашего семинара – педагогическая технология.

Любая педагогическая технология направлена на формирование личности.

Применение инновационных педагогических технологий определяет конкурентноспособность учителя.

Цель внедрения педагогической технологии в образовательный процесс: повышение мотивации учащихся, а как следствие повышение качества образования.

Чтобы внедрить педагогическую технологию в свою практику нужно изучить теоретические основы технологии, передовой опыт по данной технологии, знать и уметь применять на практике ее формы и методы.

II. Осмысление. Слайд №7

Вашему вниманию предлагается теоретический материал по ТРКМЧП.

Форма работы: групповая.

Из участников семинара формируются четыре группы по количеству МО.

Каждая группа выбирает своего лидера.

Задание I группе. Прочитайте текст. Составьте кластер прочитанного.

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма.

Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США.

В России она появилась в 1997 году. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка

Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

Технология развивает умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, обобщения, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, формируя информационные и коммуникативные компетенции учащихся. Она способствует формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания.

Критическое мышление - непредубежденность, восприимчивость, дословно «открытый разум»

ТРКМЧП (технология развития критического мышления средствами чтения и письма) может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, и другие) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).. В ней синтезированы многие из известных технологий, например, технологии развивающего и проблемно-ориентированного обучения, коллективный и групповой способ обучения.

В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения, является общепедагогической.

Разнообразные приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

В основе технологии РКМЧП (в принятой российскими педагогами терминологии) лежит трехступенчатая базовая модель получения, восприятия и передачи информации.

Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям или фазам урока: вызов, осмысление, рефлексия.

ТРКМЧП легко адаптируется к учебным планам. Нет нужды их изменять. Не требуются новые учебные материалы.

Одним из популярных приемов педагогической технологии является составление учащимися кластера.


 

Кластеры. Разбивка на кластеры - это педагогический метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события), помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Слово “кластер” означает пучок, связку. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Последовательность составления кластера:

1. В центре классной доски или большого листа бумаги напишите ключевое слово или предложение.

2. Запишите слова или предложения, которые, по вашему мнению, связаны с данной темой.

3. Установите подходящие связи между понятиями и идеями.

4. Запишите столько вариантов идей, сколько сумеете.


 


 

Задание II группе. Прочитайте текст. Выделите ключевые слова.

Название технологии (ТРКМЧП) может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя.

Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать.

Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняется роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Прочитайте текст. Выделите ключевые слова.

Заполните таблицу «Таблица – синтез»

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)

Комментарий

     
     
     
     
     

Так – как применение ТРКМЧП подразумевает диалог, обмен мнениями между учащимися участникам семинара предлагается применить методический прием Ромашка «Блум

Задание III группе.

Изучив информацию, задайте вопросы участникам I группы, составленные с учетом уровней мышления по Блуму.

Знание

(Кто? Что? Где? Когда? Дать определение…, перечислите..,назовите… и тд.)

 

Понимание

Поясните, объясните, следующую цитату предположите, перефразируйте, подытожьте , что вы можете сказать о…, какая главная идея…?, что подразумевается…? и тд.

 

Применение

Как педагогическая технология соотносится лично с Вами? Готовы ли Вы к применению данной педагогической технологии? Как бы вы применили то, чему научились?

 

Анализ

Проанализируйте, сравните

 

Синтез

Вам необходимо организовать творческую группу, назовите ее персоналий.

 

Оценка

Определите ценность или важность…

Эффективно ли…?

Реалистично ли…?

Приведите доводы «за» и «против»…

Каково ваше мнение о ...?

Определите ценность или важность…

Эффективно ли…?

Реалистично ли…?

Приведите доводы «за» и «против»…

Каково ваше мнение о ...?

 

 

Задание IV группе аналогично заданию III группе.

Изучив информацию, задайте вопросы участникам II группы, составленные с учетом уровней мышления по Блуму.

Самооценка . Взаимооценивание.

Как вы считаете, вы справились с заданием?

Что вы сделали? Что у вас получилось? Что не получилось?

Эти вопросы задаются каждой команде после озвучивания ими выполненного задания.

III. Рефлексия ( слайд № 8)

Группам предлагается составить диаманту со словосочетанием «педагогическая технология» или использовать ее сокращенное название ТРКМЧП. (слайд № 9)

Группы озвучивают полученный результат. Для закрепления можно предложить двойную рефлексию ответить на вопросы.

Результаты работы методического семинара:

рассмотрели некоторые теоретические вопросы, связанные с ТРКМЧП;

изучили текс, выбрали основную информацию, озвучили, сформулировали вопросы к тексту, дали на них ответы, сделали графическую запись новой информации;

выполнили задания, применяя методические приемы данной педагогической технологии;

выдержали технологические этапы (вызов - осмысление-рефлексия) семинара;

наверное, получили положительные эмоции от общения и совместной деятельности.

Хотелось бы вернуться к началу нашего методического семинара: ФГОСТ и причем здесь ТРКМЧП?

Слайд № 10 - 13

Вывод.( Слайд № 14)

Кому может быть интересна ТРКМЧП:

- учителям, которые хотели бы разнообразить свой методический арсенал;

- учителям, которые не удовлетворены существующими подходами и практиками преподавания и стремятся найти новый, индивидуальный подход к ученикам;

- учителям, которые готовятся работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту и хотят владеть необходимыми методами и приемами, позволяющими достигать поставленных во ФГОС целей.

ЗАДАНИЕ 1

Несколько учеников оценили выступление своего одноклассника. Какое из приведённых суждений соответствует духу критического мышления?

Говорил невнятно – ничего не было слышно. На половину вопросов не мог ответить. Ничего нового в выступлении не было. Весь материал взят из учебника. Ничего умного я от троечника и не ожидал услышать.

Выступление продолжалось 7 минут. Тема выступления «Демографическая политика». Выступление сопровождалось презентацией.

Выступающий пытался донести до слушателей информацию о том, что Пугачёвское восстание было вызвано не стечением обстоятельств, а объективно сложившимися предпосылками социально-экономической ситуации. Нельзя сказать, что это ему вполне удалось.

Выступление было содержательным (приводились причины, этапы восстания, события, имена), но из-за тихого голоса, шума в классе и отсутствия микрофона учащиеся, сидящие на последних партах, скорее всего, мало что услышали.

Суждения подтверждены аргументами: выступление содержательное, так как описывало причины, этапы, события. Вывод сделан на основе анализа нескольких предпосылок: тихий голос, отсутствие микрофона, шум, отсюда следует, что сидящие на задних партах, скорее всего, мало что услышали.

ЗАДАНИЕ 2

Урок в ТРКМ состоит из трёх этапов. В свою очередь, компетентностно-ориентированное задание состоит из следующих структурных элементов:

1. Стимул (погружает в ситуацию, мотивирует на выполнение задания).

2. Задачная формулировка (точно указывает на деятельность, которую следует выполнить учащемуся).

3. Источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения требуемой деятельности).

4. Инструмент проверки (задаёт правильный ответ и содержит критерии оценивания ответа).


 

Цель какого из приведённых структурных элементов совпадает с назначением этапа "вызов" в ТРКМ?

 

ЗАДАНИЕ 3

Среди представленных вопросов подберите те, которые помогают развить критическое мышление.

Почему для решения задачи вы выбрали именно данный метод?

Сколько признаков равенства треугольников вы знаете?

В каком году состоялась Куликовская битва?

Что изучает физика?

Как вы считаете, сколько вопросов следует включить в предметную викторину?

 

ЗАДАНИЕ 4

Отметьте те примеры, которые характеризуют эффективное, вдумчивое чтение.

Ученик готовит пересказ по параграфу учебника, читает его, составляет план.

Ученик бегло просматривает начало каждого абзаца текста, чтобы найти тот, в котором есть описание природы.

Ученик читает художественное произведение, заданное к уроку литературы.

Ученик работает с текстом доклада, выписывая даты и события, им соответствующие.

Ученик прочитывает каждое слово сочинения товарища, отыскивая и исправляя в нём ошибки.

 

ЗАДАНИЕ 5

Урок, который Вы анализируете, заканчивается следующим этапом.

Фронтальный опрос:

· Что нового вы сегодня узнали на уроке?

· Скажите своими словами, что такое изменение по падежам?

· Какие падежи запомнили?

· Что вам понравилось на уроке?

· С какими трудностями вы столкнулись?

· Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?


 

Выберите наиболее подходящее на Ваш взгляд экспертное заключение.

 

Завершение урока является рефлексией, однако требует доработки – мотивации учащихся на следующие занятия.

Завершение урока является рефлексией, поскольку учащиеся осмысливают деятельность и результат урока.

Завершение урока является рефлексией, однако необходимо добавить вопрос о том, где в жизни нам могут пригодиться полученные знания.

Такое завершение урока не является рефлексией, потому что проводится фронтально, а не каждый ребёнок пишет ответы индивидуально.

Такое завершение урока не является рефлексией, потому что дети не высказывают собственные мысли, а только отвечают на готовые вопросы.

 

ЗАДАНИЕ 6

Ниже перечислены основные функции учителя. Выделите те из них, которые, по вашему мнению, соответствуют уроку в ТРКМЧП

Информирующая (учитель – рассказчик, передает содержание, суть учебного материала)

Контролирующая (учитель контролирует объем выученного материала)

Оценивающая (учитель производит оценку усердия ученика)

Развивающая ( учитель подготавливает новые познавательные ситуации для осознанного применения учащимися полученных знаний)

Рефлексивная (учитель отслеживает и дает оценку процесса и результатов обучения, индивидуальных достижений учащихся)

Управляющая (учитель направляет усилия учеников в русло решения поставленной проблемы)

Фасилитационная (учитель создает условия для принятия учеником самостоятельных решений)

 

ЗАДАНИЕ 7

Ниже перечислены действия учителя на уроке. Выделите те из них, которые , по вашему мнению, соответствуют уроку в ТРКМЧП

Учитель проговаривает, какие новые знания были получены за урок.

Учитель объясняет актуальность изучения новой темы.

Учитель задаёт на дом сочинение.

Учитель предлагает дать объяснение термину, исходя из контекста.

Учитель задаёт вопрос на уточнение по домашнему заданию.

Ответы на задания:

Задание 1 – п.4

Задание 2 - п.1 (стимул)

Задание 3 – п.1, 5

Задание 4 – п.1,2,4,5

Задание 5 – п.2, допускаются п.1,3.

Задание 6 - п.4, 5, 6, 7

Задание 7 – п.4, 5


Голоссарий

Семинар - традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

ТРКМЧП - технология развития критического мышления средствами чтения и письма.

Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)

Креативное мышление — (созидательное, творческое) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости.

Континуум - непрерывность, длительность, сплошная среда, непрерывный спектр чего-либо.

Профессионализм - понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство

Профессиональная компетентность - владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике(А.Н.Леонтьев).

Деятельность -

Творчество - особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов (философский словарь).

Методический прием (педагогический метод) - взаимоотношение педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребенку усвоить элементарные знания

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Синквейн - означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Восприятие - осмысленное представление об окружающем мире познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Инновация (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

Мотивация - побуждение к достижению цели.

Синтез - создание нового путём объединения существовавших ранее компонентов; научный метод формирования комплексного представления, знания об объекте

Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа, обмен мыслями

Анализ - метод исследования объектов путём выделения и рассмотрения их отдельных частей

Понимание - верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания


Краткая библиография:

Диана Халперн. Психология критического мышления.

Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление?

Игорь Загашев. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма.

Игорь Загашев. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке. Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. (курс лекций)

Игорь Загашев. Умение задавать вопросы.

Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Ондрей Хаузенблас. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны.

Сергей Заир-Бек. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус.
 

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (2)

Лихина Елена Викторовна, 09.07.16 в 04:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Николаевна!
Дьячкова Наталья Анатольевна, 15.02.19 в 22:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.