12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
олеся15
2

«Театральный кружок в структуре внеурочной деятельности, как эффективное средство формирования коммуникативных учебных действий учащихся»



Семенец О.Г

«Театральный кружок в структуре внеурочной деятельности, как эффективное средство формирования коммуникативных учебных действий учащихся»

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Кроме того, согласно ФГОС начального общего образования, под формированием коммуникативных навыков понимается научение младшего школьника задавать вопросы и давать четкие формулировки ответов на вопросы, которые ему задают, внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемого вопроса, высказывать комментарии, касающиеся выражений собеседников, а также давать критическую оценку и аргументировать свою позицию в той или иной группе. Также в рамках коммуникативных умений младший школьник должен уметь выражать своему собеседнику эмпатию и адаптировать свои высказывания к возможностям их восприятия собеседником.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных

навыков продиктовано временем.

Одним из инструментов формирования развития коммуникативной грамотности младшего школьника может стать театрализация.

Рассмотрим этот инструментарий с точки зрения включения учащихся в процесс коммуникации посредством творческой деятельности не только на уроках, но и во внеурочной занятости.

Элементы театрализации можно включать на разных уроках:

литературного чтения, русского языка при развитии речи, математики,

обучении грамоте. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия

позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность

вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить

максимум усилий для выполнения заданий.

Приведем примеры театрализованной деятельности на уроках.

Главным в театрализованной деятельности в I классе являются

развивающие театрализованные игры, которые помогают детям и учителю в

создании психологически комфортной атмосферы занятий; погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях память, внимание, волю, мышление, воображение и коммуникативные способности. Работа над развитием речевого аппарата идет на уроках обучения грамоте во время знакомства с буквами:

Работа над артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти

(выполнение упражнений типа: "Почистить зубы", "Спрячь конфетку",

"Лопатка", "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка");

Театрально-исполнительская деятельность в 1 классе рассматривается как

подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной

игры с элементами театрализованной деятельности. Предлагается. Уже в конце I класса дети могут инсценировать небольшие произведения детских поэтов. Например, К. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Путаница» и др.

Театрально-исполнительская деятельность во 2 классе строится на

освоении и вычислении языка действий как особо выразительного материала

театрального искусства. Дети привыкают обращать внимание на особенности

действий, совершаемых людьми: особенности пластики, взгляда, речи, костюма и мимики. Учатся по-разному выполнять какое-то одно заданное действие – просить, утешать, слушать, выяснять и т.п. Ученики приобретают умение, получив исполнительское задание и выходя на сцену, действовать по правде. Формируется критерий «верим» – «не верим», «кривляется» – «по правде» Основными направлениями в работе в III классе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений, развивающих именно эти навыки:

- Домысливание предлагаемых обстоятельств;

- Рассказ о герое от его собственного лица;

- От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;

- Придумывание событий до этюда и после него;

- Характеристика героя по его собственной речи и т.д

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о

характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь

рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер

героя.

В 4 классе с успехом проходят упражнения: "Превращение комнаты",

"Превратился сам", "Иллюстрация", озвучивание иллюстраций, диафильмов,

чтение басен по ролям, "Скажи так же", "Ключики", сказочные персонажи.

Формирование коммуникативной грамотности стало одной из основных целей внеурочной деятельности, осуществляемой посредством театральной студии, которая существует в нашем ОУ. Работа ведется в двух направлениях:

-кружок « Сценаристы»

- кружок «Театральные подмостки»

Занятия в кружках способствуют формированию основных коммуникативных умений:

— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

—  сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Написание (создание) сценария – это групповой творческий процесс. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками(умение строить деловые коммуникации) в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: выбор произведения в качестве основы будущей работы, подборка интересного сюжета из всего произведения, выбор героев, определение их характеров, самое главное - написание текста сценария.. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.



Участие в театрализованных постановках создает для младшего школьника такие условия, когда ребенок может передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку в выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение

детей к актерам и их действиям. Увиденное в театре, расширяет возможности детей, и долгое время остается в их памяти: они обмениваются впечатлениями со своими товарищами, рассказывают о выступлении своим родителям. Такие разговоры и истории способствуют развитию речи и способности выражать свои чувства. Дети передают на рисунках различные эпизоды пьесы, лепят фигуры отдельных персонажей и целых сцен.

Основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с

тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, в активной

деятельности, в признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве

исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышает

собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности,

самостоятельности, веру в собственные силы.

Таким образом, театрализованная деятельность выступает успешным

средством развития коммуникативных навыков детей младшего школьного

возраста.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.