12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козлова Наталья Николаевна172
Россия, Ленинградская обл., посёлок Новый Свет
7

«Организация учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе»



МБОУ «Пригородная СОШ»

«Организация учебной деятельности учащихся
на основе системно – деятельностного подхода
на уроках русского языка в начальной школе»

 

Выступление 
учителя начальных классов 
МБОУ «Пригородная СОШ» Козловой Натальи Николаевны 
на педагогическом совете 
от 11.03.2014г. 
(Приказ № от )

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1456414104.ppt (выступление на...арта 2014г.ppt)

 

Вступление

Организация учебной деятельности учащихся на основе системно – деятельностного подхода – это одна из образовательных задач программы начального общего образования Федерального Государственного Образовательного Стандарта. На достижение данной задачи ориентирован весь методический аппарат УМК «Школа России», в том числе и учебники Канакиной Валентины Павловны «Русский язык» для 1, 2, 3, 4 классов.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться, основу которого составляют познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные УУД.

Тематические разделы учебников завершаются рубрикой «Наши проекты», содержание которых выстроено так, что способствует организации проектной деятельности как на уроке, так и во внеурочное время. При работе над учебными проектами решаются проблемы поискового и творческого характера. Выполняя задания рубрики «Наши проекты» учащиеся приобретают первичные навыки работы с информацией: учатся осуществлять её поиск в различных источниках (в книгах, журналах, в сети Интернет, в беседах со взрослыми), выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать её, преобразовывать и представлять в определённом виде (в виде таблиц, схем, рисунков, аппликаций, в виде текстов для стенгазет, книг, написанных от руки и набранных с помощью клавиатуры компьютера). Содержание заданий рубрики «Наши проекты» способствует организации контрольно – оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Выполнение проектов в парах и группах помогают преодолению неуспешности отдельных учеников, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует пониманию собственного результата. Участвуя в презентациях проектов, ученик оценивает свои знания и умения, свои мысли и результаты, осознаёт, чему он научился, а чему ему ещё придётся научиться.

Организация проектной деятельности

Рассмотрим организацию проектной деятельности учащихся начальных классов на примере урока русского языка в 3-а классе по теме «Имена прилагательные в загадках».

Класс

3

Предмет

Русский язык

Тема урока:

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Раздел

Части речи. Имя прилагательное.

Цель проекта:

развитие умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное;

развитие творческих способностей и языковых возможностей обучающихся;

развитие умения представлять свой проект

Характеристика деятельности учителя

Наблюдение за деятельностью групп и направление работы учащихся.

Характеристика деятельности учащихся

Наблюдение над именами прилагательными в загадках.

Подбор своих загадок с именами прилагательными.

Участие в конкурсе загадок.

Планируемые результаты:

Предметные:

Отличать загадки от других жанров русского народного творчества, подбирать и сочинять свои загадки с именами прилагательными.

Учить согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

Проводить устный морфологический разбор имён прилагательных (определять грамматические признаки имён прилагательных) по плану.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью понимать и принимать учебную задачу, решать её совместно со сверстниками в группе.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в совместной деятельности

Использование различных способов поиска информации.

Формирование умения составлять связное монологическое высказывание по плану.

Личностные результаты:

Развитие интереса к познанию русского языка и языковой деятельности.

Формировать мотивацию к творческому труду.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Развитие умения выявлять причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Тип проекта:

поисково-творческий, межпредметный (русский язык и литературное чтение), групповой, краткосрочный.

Продукт проекта:

Иллюстрированные страницы с загадками, в текстах которых есть имена прилагательные

Межпредметные связи:

Литературное чтение. Особенности загадок.

Ресурсы проекта:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2, - М.: Просвещение, 2012

Сборники загадок

Интернет

Фантики от конфет «Конфеты детям»

Ход урока

Организационный этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Слайд № 9

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного на уроках литературного чтения материала о загадках с помощью заданий учебника русского языка, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Слайд № 10

Постановка учебной задачи

Цель: осознание того, что в ходе совместной деятельности в группе должен получиться продукт «Иллюстрированная страница с загадками, в текстах которых есть имена прилагательные»

Слайд № 11

Поисково – творческая деятельность

Цели:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в совместной деятельности (метапредметные результаты); Формирование умения составлять связное монологическое высказывание по плану.

Отличать загадки от других жанров русского народного творчества, подбирать и сочинять свои загадки с именами прилагательными, определять грамматические признаки имён прилагательных по плану (предметные результаты);

Формировать мотивацию к творческому труду, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, проявлять уважительное отношение к иному мнению (личностные результаты).

Этапы поисково-творческой деятельности в группах:

Распределение работы внутри группы

Работа над созданием странички загадок в группах (поиск загадок с прилагательными, выполнение рисунков – отгадок, нахождение имён прилагательных и определение их грамматических признаков (рода и числа), оформление странички загадок)

Подготовка выступления группы по плану

Слайды №№ 12-14

V. Защита проекта (выступления групп)

Цель: Формирование умения составлять связное монологическое высказывание по плану, проводить устный морфологический разбор имён прилагательных по плану.

Слайд № 15

Конкурс загадок

Цель: выявить лучший продукт проекта, формировать умение оценивать продукт в соответствии с темой и учебной задачей.

Слайд № 16

VII. Рефлексия деятельности

Цель: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в совместной деятельности, формировать умение формулировать самооценку своей деятельности и всей группы

Слайд № 17

Результаты проектной деятельности по теме «Имена прилагательные в загадках»

Предметные результаты

(Устный морфологический разбор имён прилагательных (определять грамматические признаки имён прилагательных) по плану).

Грамматические признаки имён прилагательных (род, число) определены верно) – 5 групп.

 

Метапредметные результаты

(Овладение способностью понимать и принимать учебную задачу, решать её совместно со сверстниками в группе).

Справились с поставленной задачей полностью (загадки подобраны с именами прилагательными, грамматические признаки имён прилагательных (род, число) определены верно) – 3 группы.

Справились с поставленной задачей на половину (не во всех подобранных загадках есть имена прилагательные, грамматические признаки имён прилагательных (род, число) определены верно) – 1 группа.

Не справились с поставленной задачей (все загадки подобраны без имён прилагательных) – 1 группа

 

Коммуникативные навыки

Хороший уровень – 3 группы

Средний уровень – 1 группа

Низкий уровень – 1 группа

Проблемы:

Для решения проектных задач (мини-проектов) не хватает 45 мин.

Контингент учащихся:

Хороший уровень развития – 9 чел. 35% (из них высокий уровень развития – 4 чел. 15%)

Средний уровень развития – 6 чел. 23%

Низкий уровень развития – 11 чел. 42%

Опубликовано в группе «Применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.