12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Камилова Халипат694
Россия, Дагестан респ., Махачкала

Технологические основы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках ИЗО

В условиях развития современного общества российская система образования стремиться организовать такую образовательную среду для учащихся, которая позволит сформировать у них компетенции, которые составят основу их готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром, вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Сегодня многие исследователи в целях совершенствования общего образования предлагают акцентировать внимание на формировании функциональной грамотности, направленной на формирование у учащихся способности применять в жизни полученные в школе знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Так как по данной проблеме очень мало фундаментальных исследований по изобразительному искусству, в целях определения функциональной грамотности, мы провели исследование среди учащихся нашей гимназии, результаты, которого мы хотим представить.

Учащимся 2-3 и 6-7 классов в доступной форме были объяснены основные задачи функциональной грамотности, затем предложено на основе пройденных тем рассказать, где в какой сфере они могли бы применить полученные ими на уроках знания и умения. К примеру, учащиеся вторых классов показали высокий уровень знаний по пройденным темам: правильно определили основные и дополнительные цвета, основные свойства цветов, закономерности смешения цветов, элементарные правила изображения предметов в перспективе и т.д. Аналогичная картина наблюдалась и при проведении эксперимента с учащимися третьего класса.

На примере ответов учащихся и снятых видеороликов, было выявлено, что учащиеся 2-3 классов хорошо усвоили изучаемый материал, но абсолютно не обратили внимание на основной вопрос «где в какой сфере они могли бы применить, полученные на уроке знания?». Поэтому мы их назвали «первооткрывателями».

С нашей точки зрения младшешкольники не думают о том, где бы они могли применить полученные знания. Они еще не способны использовать приобретаемые во время уроков знания в других жизненных сферах. Они только-только открывают для себя окружающий мир, изучают его, пробуют свои силы, восхищаются своими результатами, то есть они накапливают определенный багаж знаний для дальнейшего саморазвития.

В исследовании участвовали шестиклассники, которые на достаточно хорошем уровне владеют изобразительной грамотой, с хорошо развитым художественным вкусом, однако они отвечали на вопросы неуверенно, волновались. И на наш взгляд, они еще не задумывались о том, что полученные на уроках ИЗО знания можно было бы целенаправленно использовать в каких-либо жизненных ситуациях.

Среди семиклассников мы провели опрос среди учащихся, которые посещают школьный кружок «Батик».


Было выявлено, что у учащихся, которые посещают кружки, более лучше развиты основы функциональной грамотности – они умеют синтезировать все предметные знания для решения конкретной задачи, в данном случае – они пишут картины, расписывают одежду, дарят или продают их, вешают у себя дома.

Также родители этих детей тоже большие молодцы, которые поддерживают творческие порывы своих детей, украшают свои квартиры их работами.

Сегодня мы видим, как государство в рамках нового ФГОС уделяет очень много внимания дополнительному образованию: «Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа)».

Как мы видим, благодаря интеграции разных видов образования учащиеся седьмых классов, осознанно выходят за границы конкретного урока, стремятся применять свои знания в реальной жизнедеятельности для решения широкого диапазона задач в различных сферах. т.д. они креативно мыслят, предлагают инновационные и эффективные решения пир творческой деятельности, используют воображение.

Таким образом, мы считаем, что функциональная грамотность это один из важных элементов образовательного процесса, и ее необходимо включить в структуру урока. К примеру, в виде рефлексии, где учащимся задается вопрос «в какой сфере мы можем применить, полученные на уроке знания?».

Также в целях формирования функциональной грамотности и креативного мышления у учащихся необходимо; создать условия для реализации собственных творческих замыслов учащихся; поощрять проявление их индивидуальности, интересов и творческих способностей через создание конкретных продуктов - картин или предметов декоративно-прикладного искусства, максимально приближенных к реальным образам; привлечь учащихся к оформлению школьных праздничных мероприятий; задействовать в оформлении и проведении школьных выставок, творческих конкурсов и мастер-классов и т.д.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.