12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Проценко Наталия Петровна88
Россия, Свердловская обл., Ивдель
3

Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности обучающихся вечерней школы.

Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности обучающихся вечерней школы.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого обучающегося через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания обучающихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать…

На уроках географии для развития познавательного интереса учащихся я использую всевозможные географические задачи. Верным является утверждение, что если нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Обучающиеся исследуют явления, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к географии.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Познавательные процессы при проблемном обучении носят преобразующий (продуктивный, творческий) характер.

Проблемный вопрос, в отличие от информационного, обязательно содержит в себе ещё нераскрытую обучающимися область субъективно новых для них знаний. Один и тот же вопрос может быть и информационным и проблемным, в зависимости от того, когда он задан: до сообщения учителем соответствующих знаний или после этого.

Проблемная ситуация – ситуация интеллектуального затруднения, т.е. такое состояние в классе, когда обучающиеся, уяснив учебную проблему, пытаются её самостоятельно решить, но чувствуют затруднение в силу недостаточности у них знаний. Она создаёт в классе особое напряжение, способствующее активизации умственной деятельности обучающихся, направленную на преодоление учебных трудностей. Важно не только создать проблемную ситуацию, но и включить в неё всех учащихся. В связи с этим нужно выявить, все ли учащиеся уяснили и приняли проблему, задумались над ней. Труднее и важнее всего “втянуть” в проблемную ситуацию отстающих учащихся и тех, у которых менее развиты способности, духовные потребности и у которых медленно протекают мыслительные процессы.

На своих уроках я использую несколько вариантов изложения учебного материала в сочетании с постановкой проблемных вопросов.

1) При объяснении нового материала чётко не формулирую основную мысль, не раскрываю суть изучаемой закономерности, а иллюстрирую её всего двумя-тремя примерами, фактами. Затем предлагаю проблемный вопрос, требующий от учащихся умения на основе сознательного использования полученной информации обнаруживать проявления изучаемой закономерности в конкретной ситуации. Решение учащимися проблемы как бы дополняют мой рассказ, делает урок более содержательным и интересным.

Например, Плюс-Минус-Интересно . Этот метод помогает ученикам изучить все стороны идеи, темы или аргумента. Он уводит учеников от их начальной эмоциональной реакции на проблему и поощряет их к размышлению над недостатками идеи, которая им может сильно нравиться. Плюс-минус интересно заставляет их рассматривать все идеи, даже те, которые они изначально отвергают, и определять собственное отношение к идее или предмету после, а не до того, как произведен анализ.

Задание для обучающихся: Россия обладает огромными запасами лесных ресурсов, на её долю приходит 40% мировых запасов. По запасам древесины занимает первое место в мире,  на втором месте Бразилия, не смотря на это, доля России на мировом рынке лесных ресурсов составляет 3% от своего потенциала. Выявите проблемы и перспективы развития этой отрасли промышленности. Сможет ли лесная промышленность стать визитной карточкой России на мировом рынке?

Класс делится на четыре подгруппы. Над плюсами, минусами и интересными моментами вы будете думать 15 минут, затем обсуждение проблемы в три раунда, по 7 минут каждый. От каждой группы выходит представитель и озвучивает ответ. Озвучивать ответ должны разные участники. За каждый не повторяющийся ответ группа получает жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов каждой группы и выставляется оценка.

Проблемы отрасли

Низкий съем древесины с одного гектара (самый низкий в мире);

Недостаточный уход за лесом для повышения его продуктивности (запаса);

Низкая эффективность лесовосстановления;

Недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил (лесов в России выгорает больше, чем вырубается);

Низкая степень использования лесного сырья и собираемой макулатуры;

Проблемы с учетом лесных ресурсов, лесоустройством (данные на бумагах и реалии не совпадают);

Недостаточный объем внутреннего рынка;

Недостаточная отдача для инвесторов (высокая капиталоемкость, низкая маржинальность, длинные инвестиции).

Перспективы отрасли

Развитие лесной промышленности опережающими темпами относительно роста экономики в целом;

Обеспечение комплексного использования лесного сырья с включением низкокачественной древесины;

Обеспечение глубокой переработки на базе новых и модернизированных предприятий;

Производство целлюлозы на экспорт и тарного картона, санитарно-гигиенических изделий для внутреннего рынка;

Переход на интенсивную систему лесопользования, которая позволяет увеличить продуктивность лесов за счет современных методов лесовосстановления;

Защита от вредителей, борьбы с пожарами и незаконными рубками;

Восстановление образовательной и научной базы отрасли;

Стимулирование производства современных и инновационных типов продукции, таких как наноцелюлоза, биотопливо, высококачественные типы бумаги и картона;

Совершенствование лесного законодательства и системы управления отраслью

Интересные моменты.

Как повлияет развитие отрасли на привлекательность Восточной Сибири и Дальнего Востока для иностранных инвестиций;

Увеличится ли население этих регионов?

Вывод: в свете современных проблем топливно-энергетического комплекса возникает необходимость поиска альтернативных источников дохода государства, в связи с чем и необходимо тщательно проанализировать проблемы и перспективы развития отрасли.


В ходе изложения нового материала чётко выделяю главную мысль, раскрываю суть географической закономерности, но не иллюстрирую её примерами. Затем формулирую проблемный вопрос, требующий от обучающихся сознательного применения полученной информации для объяснения конкретной ситуации, в которой проявляется изучаемая закономерность, или поиска практического использования этой закономерности.

Проблемное обучение активизирует познавательные процессы у обучающихся, приучает к самостоятельной работе, самообразованию, самостоятельному поиску и добыванию знаний; способствует тому, что обучающиеся учатся применять свои знания, поскольку каждая новая учебная проблема разрешается на основе ранее усвоенных знаний.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.