12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чувилкина Елена Юрьевна84
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ, РСО - Алания

Учитель начальных классов Чувилкина Елена Юрьевна

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Раздел 4 «Судьба и Родина едины»

Класс 4.

Тема: «С чего начинается Родина…».


Цель: воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважительное отношение к символам своего государства.


Задачи:

познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, их историей;

развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.


Оборудование:

шаблоны флага для аппликации;

презентация;

ветка березы.


Предварительная работа: проект «Моя малая Родина»


Ход урока:

1.Вводная беседа.

Учитель:

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Сенеки «Любят Родину не за то, что велика, а за то, что своя». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)


- Ребята, совсем недавно мы работали над проектом. Вы много узнали о Северной Осетии-Алании. Я попросила одного из учеников нашего класса напомнить нам некоторые факты. Слайд 1 с изображением герба и флага РСО – Алания».


Ученик (в осетинском национальном костюме):

- Герб Республики Северная Осетия-Алания был утверждён Законом республики в 1994 году. На гербе Осетии-Алании изображён барс на фоне горных вершин. На круглом щите в красном поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс; позади него – семь серебряных гор. Барс воплощает воинскую доблесть и твёрдую власть, а гора с семью вершинами – старинный символ процветания в родной стране и спокойствия в мире. Автор рисунка – Мурат Джигкаев.

Флаг Республики Северная Осетия-Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх разноцветных горизонтальных полос. Три цвета Флага тоже имеют свой смысл. Белый – цвет мудрости и справедливости. Красный – цвет мужества и силы. Жёлтый – цвет изобилия.


Учитель:

- Как назывался проект, над которым мы работали? («Моя малая Родина»).

- Как называется наша малая Родина? (Республика Северная Осетия – Алания)

- О чём мы вспомнили? (о гербе и флаге нашей республики)

- Чем являются герб и флаг для нашей республики? (они – символы нашей республики)


- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о Родине)

- А что мы называем Родиной? (ответы детей)

- Послушайте песню «С чего начинается Родина…». А пока она звучит, подумайте, с чего начинается Родина?

(Дети слушают песню на стихи М.Матусовского «С чего начинается Родина…»)


- Какие картины родились в вашей памяти? (Ответы детей.)


Ученик 1:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.


Ученик 2:

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.


Ученик 3:

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.


- Как называется наша Родина? (Россия)


2. Определение темы.

- Что на доске? (карта) (Слайд 2 с изображением карты Евразии).

- Что изображено разными цветами? (страны)

- Покажите, где находится наша страна?

- Что можете сказать о нашей стране? (занимает большую территорию)

- Да, наша страна занимает самую большую территорию, и расположилась она в Европе и Азии.


- Как по-другому называют Россию? (Российская Федерация)

- Слово «федерация» говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей: русские, осетины, татары, евреи, коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, аварцы, чеченцы, чукчи, якуты, ненцы и другие.


- Какие ещё страны вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга? (языком, цветом кожи людей, одеждой, традициями)

- Отличия каждой страны отражаются в символах государства.


- Сегодня на классном часе вы много интересного узнаете о символах нашей страны.

Символ - отличительный знак.

- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).

У государства много символов, но самыми главными являются: герб, флаг, гимн.


3. О гербе.

- Поднимите руку, кто знает, как выглядит герб нашей страны?

- Покажите, где герб нашей страны? (Определяют из трех предложенных.) Слайд 3.

- Где мы можем встретить изображение герба России? (на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, правительственных наградах, на денежных знаках; на зданиях Прокуратуры, Центрального банка, на гербовых печатях, на монетах).


Слайд 4 с изображением герба Российской Федерации.

- Рассмотрите герб и опишите его (на красном щите золотой двуглавый орел (символ единства Европы и Азии), в лапах золотой жезл (скипетр) и шар (держава) – символ сильной власти).

- Что на груди у орла? (щит)

- Как вы думаете, герб какого города изображён на щите? Почему? (Москвы, т.к. это столица нашего государства)


- Опишите герб Москвы. (всадник на белом коне убивает змею)

- Как вы думаете, какое это имеет значение? (добро побеждает зло)

- Это не случайно. Наш народ всегда вел справедливые войны и всегда выходил в них победителем, хотя приходилось очень трудно.

- Повторите значение каждого элемента герба?

Орел – символ единства

Скипетр, держава – сильная власть

Всадник – победа над злом

- Где можно увидеть изображение герба? (паспорт, печать школы)


4. О гимне

- А сейчас послушайте стихотворение о следующем символе государства.


Ученик:

Сегодня, друзья, мы услышать должны

Главную музыку нашей страны.

Она называется коротко – гимн,

Мы каждое утро встречаемся с ним.


- Объясните, как понимаете последнюю строку?

- Что такое Гимн? (гимн – торжественная песня, принятая как символ государства)

- Когда исполняется гимн? (в особо торжественных случаях)

- В школе, когда вы встречались с исполнением гимна? (на школьной линейке)

- Что необходимо делать, когда звучит гимн? (в знак уважения встать)

(Дети слушают Гимн России.)


- Какое впечатление на вас произвел гимн? О чем думали или что представили?


5. О флаге

- О каком символе еще не говорили? (о флаге)

- Найдите флаг России. Слайд 5 с изображениями флагов нескольких стран.


- Опишите. Слайд 6 с изображением флага России.


- Каждый цвет имеет значение. Как вы думаете какой? (предположения детей)

Белый - чистота, символ свободы, величия, порядка. Этот цвет означает честность, чистую душу российского народа.

Синий - небо, верность.

Алый – красота, храбрость, готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

- Наш флаг ярко выражает национальные четы российского народа: чистота помыслов, верность Родине и мужество народа в трудные минуты.


Ученик:

Мы возвратили флаг старинный,

Россия, в нем твои черты,

Есть белый свет, и есть цвет синий

И красный – сколько красоты!

В нём белизна твоих буранов

И синева твоих озёр.

Твои надежды, муки, раны

И вечный огневой задор.

В. Крючков


- Где можно увидеть флаг? (на административных зданиях)

- На зданиях, где работают люди управляющие городом, краем, страной развевается флаг Российской Федерации.


6. Творческая работа в парах.

Девочки должны выбрать из предложенных шаблонов тот, который соответствует флагу России. Мальчики на отдельном столе выбирают полоски цветов флага России. Вместе пары собирают флаг Российской Федерации.


- Прикрепите на карту нашей страны. Слайд 7 с изображением карты России.

(Дети прикрепляют получившиеся флаги на карту.)

- Посмотрите, как много нас – граждан России! И каждый гражданин неразрывно связан с Родиной. В чём же чувствуется эта неразрывная связь? Прежде всего это связь с семьёй, с природой.


7. Беседа о служении Родине.

- Скажите, из кого состоит наша страна? (из нас)

- От кого зависит процветание нашей Родины? (от нас)

- Каким образом? (Чем лучше будем учиться, тем больше будем знать. Знания применим в работе.)


Ученик:

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя.

Когда метель – то я снежинка,

В ручье я капелька ручья.

Из этих капелек росинок

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

тогда бы не было земли.

В. Крючков

Как понимаете «Жить – Родине служить»? (выполняя самую простую работу, человек трудится на благо Родины, поэтому любую работу надо делать качественно)


8. Рефлексия. Викторина.

Герб, какого города на груди у орла?

Сколько голов у орла?

Что обозначает слово гимн?

Что обозначает белый цвет на флаге?

Что обозначает синий цвет на флаге?

Что обозначает красный цвет на флаге?

Когда исполняется гимн?

Где можно увидеть герб?


- Кроме официальных символов есть ещё и неофициальные. Одним из таких символов является дерево – берёза. (Показать ветку берёзы.)

- «Белый цвет – берёзка, Синий – неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет.», - писал в своём стихотворении В.Степанов о цветах Российского флага.

- Прекрасный символ прекрасной страны – нашей Родины!







Использованные ресурсы:

Максимова Т.Н. Классные часы. М: ВАКО, 2014г.


Наумов О. Н. Государственная и территориальная геральдика России: очерк истории. Преподавание истории в школе. – 1999. – №4.


Серов Б.Н. Поурочные разработки. Гимн. Герб. Флаг. М.- Вако, 2005



Соболева Н.А., Артамонов В. А. Символы России. – М.,1993.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.