12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Касимова 184 Россия, Ульяновская обл., село Кивать Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематический план «Традиции и обычаи моего мордовского народа»
Пояснительная записка
Данная авторская программа по внеурочной деятельности «Традиции и обычаи моего мордовского народа» составлена для учащихся 2 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Образовательная программа школы НОО МОУ СОШ с.Кивать;
Положение о внеурочной деятельности МОУ СОШ с.Кивать;
Соглашением о сотрудничестве между МОУ СОШ с.Кивать и Храмом в честь иконы Казанской Божией Матери, именуемые в дальнейшем сторонами, руководствуясь Конституцией и законами РФ.
Программа внеурочной деятельности «Традиции и обычаи моего мордовского народа» разработана и составлена учителем начальных классов МОУ СОШ с.Кивать Кузоватовского района, Ереминой О.И., высшая квалификационная категория.
В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память.
И сегодня нам становится очевидно, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах огромный гуманистический потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания молодежи, привития ей устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть включение традиционных обрядовых действий в современные празднества, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения.
Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Наша Ульяновская земля - обладатель и хранитель сложившейся веками самобытной традиционной культуры. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.
Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, исследования, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс даёт возможность младшему школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).
Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению кружок «Традиций и обычаи моего народа".
В программе данного кружка содержатся сведения по истории, литературе, культуре России и Ульяновского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях мордовского народа, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого школьника.
Цели и задачи кружка
Цель: социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи русского и мордовского народов с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.
Задачи:
формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;
формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
знать народные праздники, игры, песни и танцы;
формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;
активизировать внимание и память;
формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.
Ценностные ориентиры программного содержания кружка
- отражают целевые установки системы начального образования:
- формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
- уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
– обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
– приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
– укрепления психического и физического здоровья;
формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:
- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;
– взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.
развитие умения учиться, а именно:
– создания условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:
- развития самоуважения, самокритичности;
- ответственности за свои действия;
- готовности к преодолению трудностей;
– профилактики асоциального поведения;
– создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.
Примерное содержание кружка
Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:
1. Твой дом. Твоя семья.
2. Традиции семьи, традиции мордовского народа.
3. Праздники светские и духовные.
4.Мордовский народный костюм. Игры мордовского народа.
Практическая деятельность. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских и эрзянских народных песен. Разучивание потешек, пестушек (из детского фольклора). Организация праздника в стенах школы (с обязательным привлечением родителей, других родственников учащихся).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
В соответствии с требованиями Стандарта кружок «Традиций и обычаи мордовского народа» организуется по социальному направлению развития личности. В данном случае это занятия для 2 класса, по 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Формы и режим занятий.
Используются разнообразные формы: урок, прогулка, исследование, экскурсия, игры на воздухе и в помещении, посещение концертов, выставок. Режим занятий соответственно выбранной форме может варьироваться.
Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка
«Традиции и обычаи мордовского народа»
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
установки на здоровый образ жизни;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
проявлять познавательную инициативность;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать;
устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
задавать вопросы;
владеть диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
различать государственные и духовные праздники
создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
реализовывать свой творческий потенциал;
воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;
адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте
Календарно-тематическое планирование
2 класс (первый год обучения)
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов | |
теория | практика |
I четверть – 8 часов
Твой дом. Твоя семья.
1-2 | Что такое «мордовская народная культура»? | Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности. | Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления. | 1 | 1 | ||
3-4 | Твой дом. Твоя семья. Пословицы, поговорки о доме, о семье. | Обустройство русской и мордовской избы. Понимание слова «Семья».Сходство и различия. Сходство и различие пословиц и поговорок. | Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей | 1 | 1 | ||
5-6 | Традиции моей семьи – мои традиции. | Традиции и обряды, которые соблюдали конкретно в данной семье. | Основные правила поведения в семье, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в семье,соблюдение семейных традиций и обрядов. | 1 | 1 | ||
7-8 | Загадки о доме, о семье, о предметах быта. | Турнир "загадочников". «Рисование» загадок | Речевая, коммуникативная деятельность, изобразительная деятельность. | 1 | 1 | ||
9-10 | Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома. | Пословицы, поговорки, поверья, сказки об отце. | Речевая, познавательная, исследовательская деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы. Фотовыставка. | 1 | 1 | ||
11-12 | Мама – заботница, мама – работница. | Пословицы, сказки, легенды, поверья о маме. | Речевая, познавательная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. | 1 | 1 | ||
13-14 | «Жили – были дед да баба». Хранитель дома – домовой(знакомство с мордовскими поверьями) | Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки, легенды, поверья о домовёнке, хранителе очага . Легенды и поверья, связанные с домом. | Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы | 1 | 1 | ||
15-16 | Обобщающий урок –защита проектов«Каково в дому – таково и самому» | Оформление выставки рисунков «Моя семья», подборка фото- и видеоряда о традициях семьи. Выставка лучших «книжек – малышек» с произведениями устного народного творчества. Конкурсы для мам, пап, бабушек и дедушек, проводимые вместе с детьми. Концерт с самостоятельно подготовленными номерами худ самодеятельности от каждой семьи. | Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности. | 1 | 1 |
II четверть – 8 часов
Традиции семьи, традиции народа.
17-18 | Традиции мордовского народа. Традиции моей семьи – традиции моего мордовского народа.
| Изучение традиций и обрядов, связанных с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, поминальные), церковные. Изучение мордовского обряда «Тарваз озкс»(Моление серпа) | Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений своего народа: от семью – к народу. | 1 | 1 | ||
19-20 | Кто они мои предки - мордва? | Сведения о язычниках. Принятие мордовским народом православия. | Добывание сведений о язычниках, о принятии православия. | 1 | 1 | ||
21-22 | Мордовские народные песни. Встреча с коллективом «Пизёлне»(Рябинушка) | Народные песни - их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. | Ознакомление с песенным народным творчеством. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти. | 1 | 1 | ||
23-24 | Боги мордвы | Боги мордвы: Ведь Ава (Богиня Воды),Пакся Ава(Богиня Поля),Мастор Ава (Богиня Земли)… | Речевая, читательская деятельность. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора | 1 | 1 | ||
25-26 | Экскурсия в местный храм Казанской Божией Матери. | История создания храма – исследование. | Ознакомление с историей местного храма. | 1 | 1 | ||
27-28 | Праздники мордовского народа по божественному календарю. | Диалог с настоятелем храма – отцом Александром. | Ознакомление с Христианским Божественным календарём. | 1 | 1 | ||
29-30 | Святой обряд «Крещение младенца». | Таинства крещения.Исследование – крещение в моей семье от поколения в поколение. | Просмотр обряда «Крещения» в храме. (Видеоролик) | 1 | 1 | ||
31-32 | Святой обряд «Причащение». | Исследование –причащение в моей семье. | Просмотр обряда «Причащения» в храме.(Видеоролик) | 1 | 1 |
III четверть – 10 часов
Праздники светские и духовные.
33-34 | Праздники светские и духовные. Проектирование. | Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альманаха «Наши любимые праздники» | Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России. | 1 | 1 | ||
35-36 | Семейные праздники: дни рождения, памятные события. | Правила проживания в семье. Современные отношения к родителям. Сказки о доме, семейных традициях. | Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье. Развития навыков общения в коллективе. Развитие познавательной деятельности. | 1 | 1 | ||
37-38 | Государственные праздники. | Знакомство с символикой России. Знакомство с государственными праздниками – Днём народного единства, Днём Победы и др. Разучивание Гимна РФ. | Получение первоначальных представлений о государственной символике РФ. | 1 | 1 | ||
39-40 | Школьные традиционные праздники. Урок- презентация. | Знакомство традиционными школьными праздниками. День первого звонка, День Учителя, Прощание с Азбукой, Последний звонок. Подборка стихов и песен. Загадки о школе. | Речевая деятельность, коммуникативная, читательская, творческая деятельность. | 1 | 1 | ||
41-42 | Самый главный божественный праздник моего мордовского села – престол. | Исследования о иконе Казанской Божией Матери. | Овладение сведениями о истории иконы Казанской Божией Матери. | 1 | 1 | ||
43-44 | Рождественские святки. | Разучивание колядок, сбор материалов. | Познавательная, речевая деятельность. Получение первоначальных представлений о празднике. | 1 | 1 | ||
45-48 | Масленница. Сырная неделя. | Традиции и обряды Масленницы. Что означает каждый день Масляничной недели.Блины – символ солнца. Традиция сжигания чучела | Добывание сведений о истории Масленницы. | 1 | 3 | ||
49-50 | Церковный праздник – Пасха. Как празднуют в нашем селе? | Знакомство с одним из главных праздников православной церкви – Пасхой. Библейские легенды. История праздника.Мастер класс- «Расписывание яиц». | Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность. | 1 | 1 | ||
51-52 | Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок - игра. | Пасхальный благовест. Знакомство с играми родного края. Разучивание пасхальной игры «Катание яиц». | Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | 1 | 1 |
IV четверть – 8 часов
Народный костюм. Игры моего народа.
53-54 | Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Презентация проекта. | Знакомство одеждой своего своего села.. История одежды. Посещение школьного краеведческого музея. | Совершенствование правильного поведения при коллективном посещении общественного места (музея). | 1 | 1 | ||
55-56 | Мордовский мужской национальныйкостюм. | Одежда мордовского народа. Иллюстрирование костюмов. | Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей. Творческая деятельность. | 1 | 1 | ||
57-58 | Мордовский женский национальный костюм. | Знакомство с мордовским народным костюмом. Головной убор женщин-мордовок. Орнамент, украшающий элементы народного костюма, его символика. Рисование орнамента. | 1 | 1 | |||
59-60 | Декоративно –прикладное искусство мордовского народа. | Ручная работа: вышивание полотенец, занавесок… | Встреча с жителями села. | 1 | 1 | ||
61-62 | Декоративно –прикладное искусство мордовского народа. | Резчики по дереву. | Встреча с жителями села. | 1 | 1 | ||
63-64 | Мордовские народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра. | Игры моего народа. | Разучивание народных игр. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | 1 | 1 | ||
65-66 | Мои достижения. | Творческие проекты «По тропинкам традиций и обрядов» | Работа над исследовательскими проектами. | 1 | 1 | ||
67-68 | Обобщающий урок «Что мы знаем» . Презентация детских проектов. | Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс пословиц, скороговорок, загадок… | Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс пословиц, скороговорок, загадок… | 1 | 1 | ||
Итого – 68 часов | 34 | 34 |
Требования к знаниям и умениям к концу первого года обучения
К концу первого года обучения в кружке «Тропинки традиций и обрядов моего народа " учащиеся должны знать:
- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России и родного края;
- особенности одежды мордовского народа;
-особенности декоративно-прикладного искусства родного края.
Учащиеся должны уметь:
- отличать пословицы и поговорки;
- исполнять народную песню;
- проводить русские и мордовские народные игры;
- изображать элементы мордовского национального костюма.
Литература для учителя
1. Обрядово – праздничные традиции в жизни мордовского народа: методический сборник. – Ульяновск: Симбирская книга, 2000.- 80с.
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции.– СПб.: «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.
3. Мордовские пословицы и поговорки. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1986.-278с. В пер.- 10000 экз.
4. Алтаев А. В дебрях мордвы. – Саранск:- Мордовское книжное издательство.- 1991.- 72с.
5. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
6. Мокшин Н. Мы - мордва! : Рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей/ Николай Мокшин. – Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 48 с.: -ил.- (Мой край мордовский.) Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с.
7. Мокшин Н.Боги и сказания мордвы: Рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей – / Н. Мокшин. – Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 48 с.: -ил.-(Мой край мордовский).
8. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3-ем классе. (Поурочные разработки). Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть I, часть II. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2000.
9. Юрченков В.А. Мокшэрзянь раськенть историязо ды культуразо: общеобразовательной учреждениянь 6-9 классо тонавтницатнень учебнойпособия/В.А.Юрченков, Н.Г.Юрченкова;[переводось Н.В.Коломасовонь, О.Ю.Цыплякововань]; Мордовия Республикань Правительство гуманитарной наукатнень коряс НИИ-сь. – Саранск, 2009. – 168с. – Мордов.- эрзя яз.
10. Волжская радуга. «Мы разные, но мы – вместе!». Сб. ст. – Ульяновск: ООО «Регион- Инвест», 2007.-144с., илл.
11. Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с.
12. Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч. I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)
13. Науменко Г.М. Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Издательство "Просвещение". - М., 1995.
14. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.– 120с.
15. Тремасов Н.Чудо - веретено. Саранск: Мордовское региональное отделение Общероссийской , общественной организации писателей «Литературный фонд России».-2011.-284с. -300экз.
16. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.– 120с.
17. Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. V. - 1988.
Источники
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Литература для учащихся
1. Обрядово – праздничные традиции в жизни мордовского народа: методический сборник. – Ульяновск: Симбирская книга, 2000.- 80с.
2. Мордовские пословицы и поговорки. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1986.-278с. В пер.- 10000 экз.
3. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 224 с.
4. Брыжинский А.И. Лисьмаприне. Вишкинетнень туртов хрестоматия (хрестоматия для маленьких).Саранск. Мордовское книжное издательство.1993 – 288с.
5. Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки Составление, запись и обработка Г.М. Науменко. Рисунки Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". - М., 1988, - 208 с.: ил.