12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён
Россия, Кемеровская обл.


Тренинг как форма

коррекционной работы в школе


 

Автор-составитель:

Педагог-психолог

Лыско О.С.


 

Оглавление

Тренинг как форма коррекционной работы в школе

Тренинг «Уверенность

Социально-психологический тренинг

Заключение

Список литературы

Приложение


 

Тренинг как форма коррекционной работы в школе

В практику общеобразовательных школ активно входят новые, интересные формы работы с учащимися, педагогами и родителями - тренинги. Это объясняется тем, что большинство основных проблем человека связаны с его социальными, межличностными контактами, психологическая помощь в условиях работы группы приносит большой эффект.

Большинство авторов (А.Г. Лидерс, С.П. Петрушин, А.С. Прутченко) подчеркивают, что тренинг представляет собой психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы.

Эта форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. Отличительной особенностью тренинговой работы является то, что одной из ведущих предпосылок, механизмов и в то же время результатом группообразования выступают качественные изменения процессов общения в группе. В процессе тренинговых занятий у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения. Помимо развития компетентности в сфере общения, одной из целью тренинговой работы также является развитие личности. Выделяют и другие цели:

повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

повышение уровня психологической культуры.

Задачи тренинга:

развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

изучение и овладение приёмами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной работе, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой тренинговой работы.

Наблюдая происходящее в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.

Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-Концепции.

Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.

К коррекционным факторам тренинговой работы относят:

активное участие в работе группы,

эмоциональную поддержку, помощь другим,

коллективный эмоциональный опыт,

проверку новых способов поведения,

получение новой информации и социальных навыков.

Групповая работа предполагает сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений, возникающих внутри группы между ее участниками, то есть групповой динамики в коррекционно-развивающих целях. При этом создаются условия, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить себя и сумел осуществить обратную связь для других членов группы.

К наиболее часто применяемым методам групповой тренинговой работы относятся: групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия. Каждый из методов может использоваться как самостоятельный.

Групповая дискуссия. Является основным, опорным методом групповой психокоррекционной работы. Наряду с этим термином используются такие понятия, как свободная дискуссия, спонтанная дискуссия, неструктурированная дискуссия и др. Групповая дискуссия очень часто и эффективно применяется в работе со старшеклассниками.

Ролевая игра может рассматриваться как метод групповой психокоррекции, в ходе которой создаются условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой человека. Ролевые игры могут включать в себя разыгрывание ситуаций, связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих людей; связанных с межличностным взаимодействием в группе. В ходе групповой работы со школьниками ролевая игра может быть использована в комбинации с психогимнастикой.

Психогимнастика относится к невербальным методам групповой работы, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживания, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимики.

Метод позволяет проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастическое занятие включает три части: подготовительную, пантомимическую и заключительную, которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приёмы.

Проективнй рисунок. Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных субъектов или группы в целом. Проективный рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализируемых проблем и переживаний личности.

Музыкотерапия - метод, в котором используют музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапия существует в двух основных формах: активная (активная музыка) и рецептивная (восприятие музыки с терапевтической целью).

Результативность тренинговой работы зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: активность на занятиях, принцип открытой обратной связи, принцип «здесь и теперь», доверительность в общении.

Активность на занятиях предполагает участие всех членов группы в работе, если они хотят получить информацию о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и общаются в конкретной ситуации, а также о том, что можно сделать для оптимизации личностной стратегии взаимодействия.

Открытая обратная связь осуществляется через краткое, аргументированное и конструктивное высказывание каждого члена группы своих соображений о смысле, о способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения, об успешности выполнения поставленных задач на занятиях.

Принцип «здесь и теперь»-обсуждению подлежат только те личностные проявления, характеристики общения, которые можно наблюдать в ходе занятия. Действие этого принципа исключает уход из группы кого-либо из участников, его отчуждение, отстраненную позицию по отношению к работе группы.

Доверительность в общении обеспечивает обучающий характер тренинга. Лишь доверие, доброжелательная атмосфера в группе создаёт возможность для ненормативного и искреннего высказывания участников по всем обсуждаемым вопросам.

Оценка результатов тренинга формирует заключительную часть тренингового цикла, который начинается с определения проблемы, проходит стадию диагностики, где проблема превращается в тему программы обучения, и переходит на этап планирования и организации этой программы.

В целях проведения качественных и количественных замеров хода и итогов тренинга могут использоваться самоотчёты участников тренинга. В большинстве случаев выбор метода оценки будет зависеть от природы проводимого курса.

Тренинг «Уверенность»

Программа развития уверенности в себе призвана оказать помощь учащимся 11-х классов в нелёгкий, напряжённый период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

Формирование информационного пространства (блок теоретической информации)

Обеспечение средствами самопознания (блок диагностических методик)

Развитие навыков психорегуляции (блок техник и упражнений)

Усиление «Я- концепции» и идентичности (блок приёмов и упражнений)

Программа рассчитана на 6 занятий (по 1 часу) и состоит из трёх этапов: подготовительного -1 час, основного - 4 часа и заключительного-1 час, рассчитана на 6 занятий по 2 часа (12 часов), с учащимися 11 классов на добровольной основе.

Тренинг «Уверенность» направлен на достижение психотерапевтического эффекта у обучающихся. Поэтому в его содержание включены техники по идентификации и разотождествлению, а также приёмы по психорегуляции и техники арт - терапии.

Для того, чтобы работа в рамках программы «Уверенность», была эффективной, необходимо соблюдать ряд правил.

1.Целесообразно организовать и провести тренинг во внеучебное время или после занятий. Это обусловлено тем, что для осознанной работы необходимо уединение и покой, минимум отвлечения.

2.Необходимо соблюдать принцип добровольности. Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи психолога, а случайных людей не будет. Это важно, так как содержательная работа возможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия, взаимопонимания.

3.Последовательность предлагаемых заданий не стоит менять, так как они тесно взаимосвязаны.

Ι этап - подготовительный

Цели:

- создание благоприятного психологического климата;

- формирование установки на активную творческую работу.

Занятие 1.

Упражнение «представление»

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает своё тренинговое имя. В ходе представления участники объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе партнёру. В последующем каждый участник представляет своего партнёра в группе, стараясь подчеркнуть его индивидуальность.

Выработка правил работы в группе.

После знакомства ведущий кратко знакомит с основными принципами работы. Предлагает обсудить эти принципы, что-то добавить, что-то исправит и в дальнейшем пользоваться теми правилами, которые будут приняты в группе.

Упражнение «Список претензий»

Предлагается проанализировать недовольство окружающими людьми. для этого на листе бумаги составляется список людей из ближайшего окружения (родители, друзья и другие), в их адрес излагаются конкретные претензии. На эту неприятную работу отводиться 5-7 минут. Затем участники обмениваются в микро группах, обсуждают претензии. Обсуждение проводиться, обращая внимание на сходство и различия. На упражнение отводиться 15 минут.

Эти упражнения помогут участникам быстро адаптироваться для работы в режиме тренинга и почувствовать вовлеченность в работу группы.

Тест «САН (самочувствие, активность, настроение)»

Учащимся предлагается описать своё состояние в настоящий момент с помощью таблицы (см. приложение 1), состоящей из 30 популярных признаков. Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Упражнение «Необычное знакомство»

Участникам предлагается произнести своё имя и продемонстрировать какой-либо жест. Для того, чтобы участники лучше запомнили друг друга, упражнение проводиться по принципу снежного кома.

Упражнение «Самопрезентация»

Участникам необходимо составить резюме и написать свой возраст, черты характера, положительное и отрицательное, чему хочет научиться, чего добиться, результаты по тесту «САН».

Релаксация. Получение обратной связи о занятии.

ΙΙ этап - основной

Цели:

- ознакомление с теоретическим материалом;

- формирование установки на самоанализ и обязательный успех;

- усиление «Я»;

- ознакомление с приёмами релаксации и мастерства.

Занятие 2.

Тест «Фрустрирующие ситуации»

Для того, чтобы стать успешным, мало владеть навыками и умениями, связанными с коррекцией своего психоэмоционального состояния. Необходимо знать себя и свои возможности. Безусловно, экзамены – это фрустрирующая ситуация, которая напрягает. И здесь важно знать, как вы реагируете на подобные ситуации, как ведёте себя, какую технику поведения выбираете. Учащимся предлагаются карточки с вопросами (см. приложение2). Им необходимо ответить на вопрос, как и увидеть себя со стороны.

Упражнение «Эмоциональная поддержка»

Отдельные участники группы играют роль человека, испытывающего радость. Остальные, молча, невербально должны поздравить его. Анализировать, кто больше всего вчувствовался в ситуацию.

Общение на эмоциональном уровне формирует специфические взаимоотношения, причины которых мало осознаются, а именно симпатию. При общении люди часто не понимают друг друга, а отсюда возникает иллюзия социального восприятия.

Информация о негативной установке.

Ситуация экзамена - это фрустрирующая ситуация, она пугает и заставляет задуматься о результате, от которого зависит будущее. Ставки слишком высоки и, как следствие, нас одолевает страх неудачи – неуверенность, тревога, стресс. В конечном итоге, у человека формируется негативная установка, мешающая объективной оценке своих возможностей.

Важно уметь распознавать негативные ситуации и установки, тогда каждый найдёт для себя ответ на вопрос, почему он так поступает в той или иной ситуации. Негативные мысли деструктивны, так как в ожидании провала каждый из нас принимает решения, последствия которых достаточно сложно исправить. Если проецировать на учёбу – это недописанная контрольная работа, это недосказанный ответ у доски и т.д.

Вспомните, когда негативная установка повлияла на результаты какой-либо вашей деятельности.

Упражнение «Перевоплощение»

Как действовать в напряженной ситуации:

1.Попытаться переключить внимание. Для этого необходимо сконцентрировать внимание на любом предмете, любой вещи, попавшей в поле зрения. Необходимо описать предмет, форму, материал из которого изготовлена вещь

2.Попытаться объективно описать фрустрирующую ситуацию, извлечь из неё выгоду.

Давайте попробуем выработать навыки. Задача для участников – выберите любую вещь, которая нравится больше других. Вообразите себя этой вещью и расскажите от её лица (о её цвете, функциональном назначении, возрасте, чувствах, ощущениях). По кругу каждый участник по очереди представляет свой рассказ. Другие участники отгадывают, какая вещь загадана.

Участники невольно проецируют свои переживания на эту вещь, отождествляя себя с ней, тем самым происходит отреагирование отрицательных эмоций. Упражнение также формирует навык детализации, необходимый для эффективности переключения и концентрации внимания, и способствует поддержанию положительного эмоционального фона, атмосферы творческого подъема.

Происходит обсуждение : какие ощущения от выполнения?

Релаксация. Обсуждение занятия.

Занятие 3

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения.

Упражнение «Умение слушать»

Каждый из участников в течение одной минуты должен рассказать свою автобиографию. При этом прежде чем начать рассказ, каждый в 2-3 предложения излагает содержание того, о чём говорил предыдущий выступающий. По окончанию упражнения надо обсудить, умеют ли участники слушать друг друга.

Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях»

Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любые темы, но при этом, вначале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам даётся возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Упражнение «Шарада»

Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадывает, становиться изображающим.

Упражнение «Наблюдение за ассиметрией»

Необходимо разбиться на пары и поочерёдно выполнять следующее: вспомнить и изобразить мимикой и жестами ощущение положительных эмоций. В то же время передать словами ощущение «отрицательных» эмоций. Убедиться в большей достоверности информации, передающейся по аналоговому каналу (невербальная информация).

Следующее задание - передавать ощущение положительных эмоций стерео - канальным способом, то есть одновременно и по аналоговому, и по знаковому каналу.

Вывод: мы зачастую не доверяем словам партнёра и у нас возникает дискомфортное неосознанное состояние. По мимике, позе, жестам мы определяем, когда человек опирается на собственный опыт ощущения, когда на логические построения, а когда на то и другое.

Мимика, позы, жесты ассиметрично отражают включенность правого полушария головного мозга, которое хранит опыт, опирающийся на ощущение, или левого, знакового полушария, которое отвечает за логические построения, базирующегося на то и другое.

Упражнение «проективный рисунок»

Задача заключается в том, чтобы нарисовать по 2 рисунка: «Я- такой –я -есть» и, «Я - каким хотел бы быть». Рисунок не подписывается. Все участники высказываются по очереди, автор может в конце назвать себя и назвать тех, чьи интерпретации ему понравились.

Занятие 4.

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Упражнение

Группа разделяется на тройки: рассказчик – наблюдатель – слушатель.

Рассказчик говорит на заданную тему, слушатель пытается применить навыки слушания, наблюдатель по окончанию упражнения сообщает, насколько это удалось сделать слушателю. Затем участники меняются ролями.

Упражнение «Две стороны медали»

Участникам предлагается разделить листок бумаги на две части и обозначить одну «+», а другую «-«. В левой части листа необходимо, подумав, написать всё плохое, связанное с ЕГЭ, а в правой – всё хорошее. Извлеките выгоду из ситуации.

Второй этап – групповая работа. Объединитесь в тройки и сравните ответы, оставьте совпадения. Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения? Что нового узнали для себя? Чему научились?

Релаксационное упражнение «Луг – лес – река – луг»

«закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Дышите спокойно, размеренно.

Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает, частичками, «добрая» энергия. Чистая, светлая, тёплая. С каждым вздохом её больше, энергия- клубок жёлтых ниток. Почувствуйте её тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох – выдох. Концентрируйтесь на выдохе.

А теперь представьте, что вы – на лугу, залитом светом Солнца. Вы идёте по лугу. Впереди стоит лес, вы заходите в лес. Запахи, звуки, деревья. Вы проходите по лесу и выходите к реке. Акая она, какая в ней вода. Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова луг. Какие травы и цветы растут на лугу? На счёт три, каждый отроет глаза. Раз, дав, три – открыли глаза.

Задание – изобразите в цвете то, что каждый увидел. Происходит обсуждение.

Занятие 5

Занятие начинается с работы над тестом САН (участники самостоятельно под руководством психолога обрабатывают его), объяснения возникновения тревоги и способов психорегуляции эмоционального состояния. Участники по кругу могут высказаться по результатам теста.

Игра «Крокодил»

Участники делятся на две команды. Каждой команде необходимо задумать любой объект. Затем участники одной команды изображают загаданный объект, предмет или живое существо. Участники другой команды должны угадать и назвать. Эта игра настраивает участников на активную, творческую работу. Игра помогает участникам раскрепоститься, что необходимо для следующей работы.

Теоретическая информация о субличностях

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса. Так, например, один голос говорит, что необходимо сегодня позаниматься, подготовиться, другой требует отдыха. Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти различные стороны личности. Недостаток этих систем состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, где есть «+» и «-».

В системе Роберто Ассаджоли внутренние голоса были названы субличностями. Если личность – это человек, то субличность – это одна из частиц, из которых складывается человеческая личность. Субличность строиться на основе каждого желания целостной личности. Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребёнок, Учитель, Ученик и т.д. надо уметь эти субличности идентифицироваь, чтобы не получилось смешения с истинным «Я».

Упражнение «Диалог субличностей»

Давайте дадим возможность субличностям пообщаться между собой и с вашим «Я», пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижают и чего хотят. Реплики начинаются словами:

Мне нравиться…..

Я обижен…

Я хотел бы…..

Мне предоставляется….

Можно написать диалоги не от всех субличностей, а от 2,3-х.

Упражнение «Апельсин»

Участники в круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком. Уронивший выбывает из игры. Руками поддерживать предмет нельзя. Как показывает практика, в круге остаётся несколько играющих. Они замечательно справляются с заданием. Для этого нужно ускорить игру, задание усложняется. Участникам необходимо передавать круглый предмет с закрытыми глазами и при этом не произносить ни звука.

ΙΙΙ этап - заключительный

Цели:

- закрепление положительной установки (веры в успех);

- ориентация на использование полученных знаний, навыков и умений в повседневной жизни;

- обеспечение механизмов обратной связи (подведение итогов работы).

Занятие 6

Упражнение «Поплавок в океане»

Это упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что потеряете контроль над собой. Вообразите, что вы – маленький поплавок в огромном океане.. у вас нет цели, компаса, руля, весел.. вы двигаетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны.. большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность.. попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания.. ощутите движения волны.. тепло солнца.. капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие ещё ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

Упражнение «Маяк»

Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, «покинутым». Представьте, что маяк и вы необходимы всем судам в море. Вы находитесь на высокой скале, вы сильны, могучи и вы посылаете мощный пучок света, являетесь ориентиром.

Подведение итогов

Искусство самонаблюдения - основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, различных ситуациях и эмоциональных состояниях.

Займитесь самонаблюдением, без критики и стремления улучшить себя. Если вы хотите понять себя, вы должны просто наблюдать за собой. Не критиковать. Не осуждать, не пытаться измениться в раз. Это упражнение направленно на использование конструктивной фантазии и использование её в повседневной жизни.

Упражнение «Часы»

Участникам предлагается провести эксперимент. Нужен доброволец. Сейчас перед ним на пол выкладываются наручные часы или телефоны (6-8 штук). Человек с завязанными глазами должен пройти отрезок, не наступив на предметы. Глаза добровольца завязываются. Но пере тем как он пойдёт, ведущий убирает всё с пола. По команде начинается движение. После выполнения участнику задаётся вопрос о том, что он чувствовал, выполняя задание.

Заключительное слово

Это заключительный этап нашей совместной работы в рамках тренинга «Уверенность». За время работы каждый узнал для себя что-то новое, но главным итогом работы является то, что вы, таким образом, поддержали друг друга. Это очень важно чувствовать локоть товарища. И сейчас я прошу на альбомных листах написать слово ЕГЭ и передавать листы по кругу, каждый участник напишет своё пожелание, слова поддержки, слова одобрения и поддержки.

В заключении участники также выполняют тесты САН, цветочные предпочтения (по Люшеру).

После выполнения тестов участникам тренинга предлагается ответить на вопросы анкеты ( см. приложение 3)

Социально психологический тренинг

Основные направления социально-психологического тренинга:

Поведенческий, ориентированный на развитие коммуникативных умений, умений разрешать межличностные конфликты.

Личностно-развивающий, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы и личности руководителя.

Ситуативно-аналитический, ориентированный на углубление опыта анализа ситуаций общения ( повышение адекватности самоанализа, изучение партнера по общению, групповой ситуации в целом).

Цели социально-психологической работы конкретизируются в следующих психолого-педагогических задачах:

Овладение определёнными психолого-педагогическими знаниями;

Развитие способности адекватного и полного познания себя и других;

Обучение индивидуализированным приёмам межличностного общения;

Чувственное познание групповых динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим ситуациям;

Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

Данная программа социально-психологического тренинга состоит из 6 занятий. Встречи проводятся один раз в неделю, либо на каникулах.

Занятие 1.

Целью первого занятия является создание условий для быстрого ознакомления с принципами работы, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему придётся работать.

Упражнение «Представление»

Каждый участник представляет себя так, как бы ему приятно было чтоб его называли.

Выработка правил работы в группе.

Обсуждение группы правил работы, принятие основных принципов работы.

Упражнение «Список претензий»

Предлагается проанализировать недовольство окружающими людьми. Для этого на листе бумаги составляется список людей, в адрес которых излагаются конкретные претензии. На эту работу отводиться 5-7 минут, потом проводиться обсуждение в группах, обращается внимание на сходства и различия.

Эти упражнения позволяют участникам быстро адаптироваться для работы и почувствовать вовлечённость в работу.

Занятие 2.

Целью занятия: повышение групповой сплочённости, научиться понимать себя и других, снятие барьеров на проявление чувств и эмоций.

Упражнение «комплимент»

Каждый участник должен посмотреть на своего партнёра, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравиться, и сказать ему об этом, то есть сделать комплимент. Цель- развитие умения видеть в человеке положительное.

Упражнение «Выявление лидера»

Работа в парах, где каждый участник должен выбрать одно из упражнений физической зарядки и выполнить его. Задача состоит в том, чтобы ориентируясь друг на друга, прийти к единому мнению.

Упражнение «Иллюзии социальной перцепции»

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Какими качествами должен обладать человек?

    Какие качества необходимы для общения?

    Какие, по вашему мнению, необходимы вам?

    Какие качества необходимы, но не всегда востребованы?

Занятие 3.

Цель занятия: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения.

Упражнение «Эмоциональная поддержка»

Отдельные участники тренинга играют роль человека, испытывающего радость. Остальные молча, невербально должны поздравить его. Анализируется, кто больше вчувствовался в ситуацию.

Вывод: общение на эмоциональном уровне формирует специфические взаимоотношения, причины которых мало осознаются, а именно симпатию. При общении люди часто не понимают друг друга, а отсюда возникает иллюзия социального восприятия.

Упражнение «Умение слушать»

Каждый участник в течение одной минуты должен рассказать свою автобиографию. При этом, прежде чем начать рассказ, каждый в 2-3 предложения рассказывает о том, что говорил предыдущий выступающий.

По окончанию упражнения необходимо обсудить, умеют ли участники слушать.

Упражнение «разговор в парах на разных дистанциях»

Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любые темы, но при этом, вначале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам даётся возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.

Обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?

Занятие 4.

Цель занятия: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Упражнение «Диалог»

Происходит разбивка участников на пары и в течение 5-7 минут они должны вести диалог. При диалоге наблюдается смена ролей слушающего и говорящего. Динамику смены фаз, коммуникативных ролей одного из партнёров можно представить в виде психологических отрезков: высказывание, отключение, восприятие, обобщение, подготовка к высказыванию, высказывание.

В идеальном случае высказывание может быть принято без искажений при условии, если фаза высказывания говорящего совпадает с фазой восприятия слушающего.

Вывод: цель упражнения- продемонстрировать, что невербальное общение составляет от 60%-80% коммуникаций.

Занятие 5.

Цель занятия: знакомство с различными типами людей, их особенностями, знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность».

Тест «С какой фигуркой ты бы себя отождествлял?»

Квадрат- строгая одежда, самая правильная фигура, соответствующий своему делу человек, консервативен во всём. Любит жить по уставу, по правилам и законам. Эти люди рвутся в карьеристы, последовательно движутся с одной ступеньки на другую, добросовестно выполняют обязательства.

Треугольник- очень уверенные, целеустремленные люди. Устойчивые, несмотря на внутреннюю хрупкость. Речь, общение – сути, только то, что главное. Треугольники любят быть в центре внимания, их любят за целеустремлённость.

Круг- эмоциональные, добрые, радостные люди. Во всём найдут приятные стороны, интриганы.

Упражнение «Контакт»

Участники образуют два круга: внешний и внутренний и общаются по кругу, меняя партнёров. Цель- умение устанавливать контакты. Ситуации задаются ведущим и могут быть разными.

Упражнение «Копия»

Ведущий предлагает 2-3 участникам, вышедшим из помещения скопировать, изобразить любой позой и жестами одного из участников. Все определяют кого.

Цель- развитие способности к невербальному общению.

Упражнение «Нетрадиционное прощание»

Участникам предлагается провести ритуал прощания новым интересным способом, которые предложат сами.

Занятие 6.

Цель занятия: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Упражнение «Решительный отказ»

По кругу участники высказываются о том, от каких слов и привычек они хотели бы отказаться в общении со сверстниками и одноклассниками. Причём каждое высказывание необходимо актуализировать, то есть проговорить и продемонстрировать, работая на пределе откровенности.

Упражнение «Чемодан»

Завершающее упражнение, подводящее итог занятия. Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан» из положительных и отрицательных качеств, которые помогают или мешают ему успешно адаптироваться в коллективе.

По окончанию тренинга участникам предлагается анкета (см приложение 3), которая поможет отследить результаты.

Заключение

Познание психологических возможностей и закономерностей взаимодействия и взаимоотношений учащихся позволяет повысить эффективность групповой работы.

Благодаря совместной работе происходит развитие и обогащение коммуникаций, формализовываются отношения в школьных коллективах.

Необходимо учить учащихся понимать друг друга, оценивать своё отношение к другим и себе. Тренинговая работа в школе способствует позитивным изменениям в общении обучающихся, что благоприятно сказывается и на успеваемости по школьным предметам.

Навыки, которые участники тренинга получают в процессе работы, применяются ими в повседневной жизни.

 

Список литературы

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. :Издательство Москва. Ун-та.,2000.

Дубровина И.В. руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте и старшем школьном возрасте.- М.,1995.

Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение,2000.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога средней школы. Ростов на Дону: «Феникс», 2004

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Кн. 2: Психология образования.М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. М.Р. Битяновой- Питер, 2002

Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: 2005

Прутченко А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… М.: Новая школа.2000

Савинков Ю.А. и др. Пособие по подготовке к ЕГЭ: психологический аспект.- Воронеж: ВОИПКРО, 2003

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.- М.: Новая школа,2005.

Столяренко Л.Д. педагогическая психология Ростов Н.Д «Феникс», 2003

Приложение №1

Тест «САН (самочувствие, активность, настроение)»

Инструкция:

Вам предлагается описать своё состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметив цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Бланк

Фамилия, инициалы________________________________Пол____________

Возраст______________________Дата_________________________________

1.Самочувствие хорошее

3210123

 

2.Чувствую себя сильным

3210123

Самочувствие плохое

3.Пассивный

3210123

Чувствую себя слабым

4.Малоподвижный

3210123

Активный

5.Весёлый

3210123

Подвижный

6.Хорошее настроение

3210123

Грустный

7.Работоспособный

3210123

Плохое настроение

8.Полный сил

3210123

Разбитый

9.Медленный

3210123

Обессиленный

10.Бездеятельный

3210123

Быстрый

11.Счастливый

3210123

Деятельный

12.Жизнерадостный

3210123

Несчастный

13.Напряжённый

3210123

Мрачный

14.Здоровый

3210123

Расслабленный

15.Безучастный

3210123

Больной

16.Равнодушный

3210123

Увлечённый

17.Восторженный

3210123

Взволнованный

18.Радостный

3210123

Унылый

19.Отдохнувший

3210123

Печальный

20.Свежий

3210123

Усталый

21.Сонливый

3210123

Изнурённый

22.Желание отдохнуть

3210123

Возбуждённый

23.Спокойный

3210123

Желание работать

24.Оптимистичный

3210123

Озабоченный

25.Выносливый

3210123

Пессимистичный

26.Бодрый

3210123

Утомляемый

27.Сображать трудно

3210123

Соображать легко

28.Рассеянный

3210123

Внимательный

29.Полный надежд

3210123

разочарованный

30.Довольный

3210123

недовольный

Обработка результатов:

Полученные баллы группируются в соответствии с выбранным вариантом и знаковым соответствием по следующим шкалам, негативные ответы оцениваются в 1 балл, позитивные полюса- в 7 баллов:

Самочувствие : 1,2,7,7,8,13,14,19,20,25,26.

Активность : 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.

Настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла свидетелтьствуют о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.

Участники самостоятельно обрабатывают и подчитывают суммы набранных баллов.

Приложение №2

Тест «Изучение фрустрирующих ситуаций»

Учащимся раздаются карточки с заданиями, на которых написаны различные жизненные ситуации. Они должны ответить на вопрос, как они бы повели себя в предложенных ситуациях.

Мне очень жаль, что мы забрызгали вас, но мы не могли объехать лужу.

Это ужасно, вы разбили любимую вазу моей мамы.

3.Вам не видно экрана из-за шляпы впереди сидящей женщины.

4.Машина таксиста сломалась, и вы опоздали на работу.

5. Вы уже несколько раз ходите в часовую мастерскую, а часы вам так и не могут починить.

6. согласно библиотечным правилам вы не можете одновременно брать несколько книг.

7. не слишком ли вы шумите обедая в кафе.

8.ваш друг или подруга пригласила вашего друга на дискотеку в надежде на то, сто вы сегодня не пойдёте.

9. вам испортили ваш плащ в химчистке

10.вас обвиняют во вранье.

11.ночью кто-то ошибся номером и позвонил вам.

12. вам в гардеробе выдали не ваше пальто.

13.вас не принимает начальник, ссылаясь на то, что вам сегодня не назначено.

14.ваш друг или подруга опаздывает на свидание на 10 минут.

15.вы не можете выполнить обещание.

16. вы потеряли ключи от квартиры.

17. что вы думаете, когда мимо вас проезжает машина со скоростью 80 км в час

18. вас не пригласили на вечеринку вашего друга.

19.с человеком, которого вы обидели вчера, случилось несчастье и он лежит в больнице.

20.вы упали на улице.

21.вашу газету разорвал соседский ребёнок

Важно, чтобы каждый участник увидел себя со стороны, как он реагирует на фрустрирующие ситуации. Какие позиции чаще всего используются в общении.

Экзамен- это особенно фрустрирующая ситуация с выбором позиции на её разрешение. Страх, тревога – это нормально.

Приложение №3

Анкета

Что ты ожидал от тренинга?

Знал ли ты, что такое тренинг?

Соответствовало ли то, что было на тренинге твоим ожиданиям?

Что тебе понравилось на тренинге?

Что тебе не понравилось на тренинге?

Поменялось ли твоё представление о ЕГЭ после тренинга?

Что именно произошло, что поменялось?

Кто ещё из ребят, по твоему мнению, изменили соё представление об экзаменах?

Какие из упражнений тренинга оказали большое внимание на тебя? Группу?

Что, из полученного на тренинге, ты будешь использовать в повседневной жизни?

Легче ли тебе теперь анализировать поведение окружающих?

Нужен ли тебе ещё такой тренинг?

Чтобы ты хотел пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему?

Самое важное событие тренинга для вас? Было ли оно? В чём оно заключалось?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.